Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Перевод по кнопке

Оренбуржье на фото

  • Гайский карьер № 3

Комментарии

Login Form

В 1859 году жители села Сыскан, через 11 лет после переселения на свои сбережения построили для себя маленькую деревянную церковь во имя Преображения Господня. Церковь в селе была душой села. Она стала называться Преображенской. Эта церквушка органично вписывалась в местный ландшафт. От чего последствие в 1885 году деревня и была названа поэтому престольному празднику и по Преображенской церкви - село Преображенское или Преображенка. Одновременно сохранялось также и название, данное по речке - деревня Сыскан. В настоящее время название Преображенка является официальным, а второе, Сыскан-неофициальное, сохраняющая в обиходе до настоящего времени. Преображение Господне, как известно, празднуется в августе (19 августа - в Православных церквях и 6 августа - в Католической церкви). Именно в этот день, когда верующие отмечали храмовый праздник, крестьяне-переселенцы из Тамбовской губернии прибыли к реке Сыскан (Сысканка), где и основали свое новое поселение.

К 1880 году село расширилось, дома на реке Сыскан уже стояли по обе стороны. В 1884 году село имело около 300 домов, старую церковь и свыше 2000 жителей. В марте 1885 года в село был назначен первый священник Вознисенский Михаил Андреевич, родом из села Черный Отрог, Саракташского района, Оренбургской губернии, он был также и первым учителем в селе. Прибыл священник в село вместе со своей семьей. Жил он в добротном деревянном доме на против церкви с матушкой. Учителями были также служащие церкви Пикторинские: Мария Николаевна, Федор Васильевич, Иван Васильевич. С приходом батюшки православная и просветительская жизнь села стала обретать благочинность и организованность.

Шли годы, народ прибывал, село разрасталась. Маленькая церквушка теснила прихожан, и в 1902 году было принято решение о строительстве новой церкви. Лес рубили добротный в Башкирии и везли его в село на конной тяги. С 1902 по 1905 год шла заготовка, и доставка в село соснового круглого леса, его возили из Башкирии с реки Белой не далеко от села Ивановки. Заготовкой леса занимался свечной староста церкви житель села Сметанников Иван. Отобранные по параметрам бревна обработали и уложили в специальные штабеля, чтобы они приобрели необходимые свойства. Ведь для строительства храма лес должен быть хорошо подготовлен. После того в как лес приобрел необходимое состояние в 1907 году начали рубить проектный комплекс срубов и строить церковь.

Строительство храма продолжалась пять лет, и было завершено только в 1910 году. Это довольно высокое бревенчатое здание. С мощными двумя дверями с южной и северной стороны. Церковь высотой 30 метров и длиной сруба в 30 метров потребовала приложения огромных сил и мастерства. Сооружение храма было делом не простым, кроме заботы о прочности и вместимости сооружения, требовалось еще и сохранение всех основных частей его, присутствие которых отличало бы храм от жилого дома. Требовалось устройство центрального, увенчанного крестом помещения, к которому с востока и запада примыкали бы невысокие клети для алтаря и притвора. Все эти каноны были соблюдены мастерами.

Возможно этот проект использовался при строительстве церкви в с. Преображенка.

Возможно этот проект использовался при строительстве церкви в с. Преображенка.

Церковь была построена без излишних архитектурных украшений, но в, то, же время величественно вознеслась над окрестностями села, издалека привлекая к себе внимание. По общей красоте, выразительности церковь, была самым красивым зданием села. Она была гордостью округи. Звон ее колокола раздавался далеко и в тихую погоду был слышен за десять километров. Церковь по внешнему обличию походила на храм, что стоит в городе Оренбурге в честь святого Димитрия Солунского. Отсюда она и была названа в честь этого святого.

К сожалению, память народная не сохранила имен тех, кто строил церковь. Изучая историю сельских храмов, бывает очень трудно найти указание на авторство того или иного здания. Строившие их люди имели в душе чувство, что автор Господь, а они только исполнители. И тот, кто разрабатывал проект, и те, кто воплощал. Часто к деревянным храмам ошибочно относятся как к "временным", чего ни в коем случае не должно делать. Конечно, все мы в этом мире временны, но храмы временными не бывают, они-то ведь не наши, а Божьи! И даже если рядом. Так же и деревянный храм - это застывшая музыка, которую можно услышать только открытым взором.

Фото храма в селе Преображенка Шарлыкского района, которое чудом сохранилась в семье Висягиных. На фоне церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского в селе Преображенка (с лево на право, примерно 1962 год ): Висягин Иван Степанович с другом Мазуриным Александром, что присели. Стоят: Настя Иванова (Мазурина), Елизавета Андреева Висягина-жена Ивана Степановича, супруга Мазурина А. и Солдатовы: Раиса Андреевна и рядом с ней ее муж Дмитрий Иванович, учителя школы.

Так выглядела церковь в Преображенке

При официальном открытии и освящении храма присутствовало практически все село от мало до великого. И по сей день по селу из поколения в поколение передаются рассказы очевидцев, как это происходило.

Церковь в селе стала называться - Дмитриевская, правильно - во имя Димитрия Солунского. Культ Дмитрия Солунского был особенно популярен на Руси в домонгольский период, образ святого связывался с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Димитрий был воином из города Солунь, отчего и остался в истории православного христианства с этим именем. Жил он во времена, когда христиане претерпевали гонения за свою веру. Принял он мученическую смерть за то, что не отрекся от Иисуса Христа. За мужество и верность отцы православной церкви признали Димитрия святым великомучеником, а поскольку он был воином, то изображают его, как и Георгия Победоносца, с копьем, поражающим дракона. До 15 века он изображался обычно только как воин в доспехах с оружием. Позднее Дмитрий-воин изображался как пострадавший за веру, с атрибутом мученичества-крестом. По византийской легенде Дмитрий Солунский правитель греческого города Фессалоники.

Местные парни на фоне церкви села Преображенка. 1959 год.

Местные парни на фоне церкви села Преображенка. 1959 год.

Церковь нашего села была одноштатной, т.е. в ней служил один священник, что явно для такого населения за 2000 душ было недостаточно. Иными словами, нагрузка (речь идет о нагрузке по совершенствованию таинств, религиозных обрядов, регистрации браков, рождений и смерти) на храм была очень большой.

После завершения строительства храма в 1911 году из оставшегося леса, заготовленного для церкви, построили дом с подворной - верхнее здание приходской школы в которой учились мальчики, затем чуть позже нижнее здание школы, где учились девочки и дом для батюшки.

Источники

  1. Материал предоставил Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Решение о разборке церкви в селе Преображенка Шарлыкского района

Решение о разборке церкви в селе Преображенка Шарлыкского района

Решение о разборке церкви в селе Преображенка Шарлыкского района

Решение о разборке церкви в селе Преображенка Шарлыкского района 

 

Источники

  1. Материал предоставил Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter