Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Другие способы

Оренбуржье на фото

  • Конезаводское (Разинское) карстовое поле. Август 2021 года

Комментарии

Login Form

В 2016 году исполняется 147 лет со дня рождения выдающегося русского художника, нашего земляка Филиппа Андреевича Малявина.

Ф. Малявин «Автопортрет»

Ф. Малявин «Автопортрет»

Филип Андреевич родился 10 октября 1869 года в семье государственного крестьянина села Казанка Бузулукского уезда Андрея Ивановича Молявина. Да, именно. Молявина. Филипп Андреевич намеренно изменил букву о на букву а, чтобы фамилия звучала более благозвучно.

Запись о рождении Филиппа Малявина в метрической книге села Казанка Бузулукского уезда

Запись о рождении Филиппа Малявина в метрической книге села Казанка Бузулукского уезда

Он вообще стыдился перед родственниками жены – дочери богатого промышленника своего крестьянского происхождения. Его жена Наталья Новак-Савич запретила Филиппу Андреевичу поддерживать какие либо отношения с родными. Сестра Малявина Александра тайком пробиралась к нему в имение под видом нищенки-богомолки, стараясь не попадаться на глаза грозной женушки. Хотя стыдится своего происхождения Филиппу Андреевичу и не следовало. Государственным крестьянином стал его прадед Петр Григорьевич Молявин, а до того его предки происходили из старинного однодворческого рода. Согласно писцовой книге 1628-1630 годов «поместьице» отца Молявина Юрия Даниловича (Юшка Данилова сына Молявина) находилось в Мценском уезде. После гибели отца во время набега крымских татар от бедности Юшко вынужден был стать холопом в Новосильском уезде. Однако через несколько лет он был принят на государеву службу в Елец, из-за чего произошел спор с его бывшим владельцем Фроловым по поводу возврата имущества Молявина и отпущения на волю его матери. После подачи челобитной царю дело было решено в пользу Юшко Даниловича. Он получил 100 четвертей земли «против Хомутова леса ниже Короткого колодезя» вблизи деревни Шатовой и стал помещиком. По переписной книге 1646 года этой землей владел его сын Молявин Осип Юрьевич.

Потомков у Юрия впоследствии появилось очень много, каждый четвертый житель деревни Шатовой Орловской губернии был Молявиным. Земли на всех не хватало. В 1842 году пять семей Молявиных переселились в деревню Казанку Бузулукского уезда Оренбургской губернии.

Запись о переезде Малявиных из деревни Шатовой Орловской губернии в 1842 году

Запись о переезде Малявиных из деревни Шатовой Орловской губернии в 1842 году

Любопытно, что вместе с Молявиными из Орловской губернии переселились Репины. Шишкины, Перовы, Глазуновы, Морозовы - целое собрание однофамильцев знаменитых художников. Та часть деревни. где они обосновались стала называться Орловкой. Деревня Казанка была основана крещенными татарами из Казанской губернии и первоначально называлась Казанка Татаринова. Разбогатеть на новом месте Молявиным было не суждено. Они до самой революции числились в сельской бедноте и получали помощь от общины и государства. Филипп всегда хотел вырваться из окружавшей его нищеты и беспросветности. У него с раннего детства проявились художественные способности - он хорошо рисовал углем и карандашами, делал искусные игрушки из глины и дерева. А когда подрос, начал копировать иконы. Односельчане всегда говорили, что у Филипки талант от Бога и ему обязательно надо учиться.

Хороший знакомый семьи Молявиных странствующий монах, видя способности Филиппа, пригласил его отправиться с ним на Афон учиться иконописи. Сам Малявин вспоминал: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда, всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники. Еще рано, рано слышишь первый удар, а затем звон, и когда видишь – все крестятся, и мне казалось, за этим звоном далеко-далеко есть что-то другое, хорошее и чудесное...». Умение писать иконы было заветной мечтой Филиппа Андреевича. Он провел шесть лет в афонском православном монастыре святого Пантелеймона. Филипп был даровит и старателен, но пытался отойти от церковного канона и пытался писать иконы по-своему. Монахом он не стал, оставаясь послушником.

В 1891 году Филиппу Андреевичу пришло предписание от воинского начальника явиться в Бузулукское воинское присутствие для призыва в армию.

Панорама Бузулука 1891 года

Панорама Бузулука 1891 года

Филипп Андреевич привез с собой в Бузулук прошение настоятеля монастыря игумена Михаила «об освобождении от воинской службы способного послушника». Бузулукский воинский начальник решил пойти навстречу молодому человеку, но попросил его написать картину с красивыми лошадьми.

Заказ Малявин исполнил выше всяких похвал. Воинский начальник оформил документы об освобождении от армии и в том же 1891 года Малявин вернулся на Афон.

Дальнейшую судьбу Филиппа Андреевича круто изменило знакомство с известным скульптором Беклемишевым. Пораженный работами молодого иконописца Беклемишев уговорил Филиппа Андреевича приехать к нему в Петербург и обещал содействие в поступлении в Академию художеств. В 1892 году Малявин стал вольнослушателем живописного отделения академии. Среди учителей Филиппа Андреевича был сам великий Илья Репин. Яркий, самобытный талант довольно скоро принес Малявину широкую известность. Его работы для коллекции стал приобретать знаменитый русский меценат Третьяков, что было в то время наивысшей оценкой мастерства. Звездный час Филиппа Малявина пробил в 1900 году, когда его работа «Смех» была награждена золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Сейчас эта картина находится в Музее современного искусства в Венеции.

Ф. Малявин «Смех»

Ф. Малявин «Смех»

«Крестьянский» цикл работ Малявина с его неудержимой экспрессией и буйством красок по праву вошел золотой фонд российской живописи. Его картины регулярно выставлялись на выставках Товарищества передвижников, «Мира искусства», «Союза русских художников», а сейчас украшают известные музеи. И еще один немаловажный факт - Малявин был первым художником, которому было доверено запечатлеть Ленина.

В Бузулукском краеведческом музее, к счастью, тоже есть работы великого земляка. Есть целый раздел, посвященный жизни и творчеству Филиппа Андреевича Малявина. И, будем надеяться, что уже не останется в нашем городе тех. Кто путает Малявина с Малевичем, тем самым, который написал «Черный квадрат».

Этюд «Крестьянский мальчик» из собрания Бузулукского краеведческого музея

Этюд «Крестьянский мальчик» из собрания Бузулукского краеведческого музея

Н. Макаров

Источники

  1. Статья предоставлена автором

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter