1 января 1851 года по указу Сената от 6 декабря 1850 года была образована Самарская губерния. До этого времени уезды Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский принадлежали к Оренбургской губернии, Николаевский и Новоузенский — к Саратовской, Самарский и южная часть Ставропольского уезда — к Симбирской, северная часть Ставропольского уезда — к Казанской губернии.
Первый самарский губернатор Степан Григорьевич Волховский получил от казны 5 000 р. серебром на переезд из Вологды в Самару. На одном экипаже везли его домашний скарб, на другом ехал он сам с женой и дочерью. Уже в 9 часов утра 1 января 1851 года все самарское дворянство съехалось к дому, где размещалась его квартира. Встреча дворян с губернатором у него на дому и стала началом больших празднеств.
Такое замечательное событие как учреждение новой губернии вызвало всеобщее воодушевление и появление грандиозных планов и проектов. Одним из таких проектов стало возможное соединение судоходным путем двух великих рек Волги и Урала. Тем более, что в 18 веке подобный путь уже существовал. Купцы под парусом поднимались вверх по реке Самара, затем суда вытаскивали на берег и волоком перетаскивали на реку Камыш-Самару, которая впадала в Урал. Грузы везли до оренбургского Менового двора. Место перетаскивания судов называли переволоками. Отсюда и пошло название Переволоцк.
Массовое заселение Оренбургского края в 19 веке привело к тому, что на берегах Самары в большом количестве появились мукомольные мельницы и запруды. Река сильно обмелела и судоходство на ней прекратилось. Оренбургский губернатор граф Павел Петрович Сухтелен в начале 1830-х годов распорядился провести исследование фарватера реки обязать владельцев и содержателей водяных мукомольных мельниц обустроить на мельничных плотинах шлюзы для свободного пропуска судов. Он намеревался вновь сделать Самару судоходной. Но этот план так и не был воплощен в жизнь из-за внезапной смерти Сухтелена 20 марта 1833 года.
После образования Самарской губернии идея Волго-Уральского водного пути получила вторую жизнь. Четвертое управление Самарского губернского правления внесло на рассмотрение следующее предложение: «Река Самара протекает по самым хлеборобным Заволжским уездам Бузулукскому и Самарскому. На среднем ее течении из Бузулукского казенного бора можно приобретать все материалы, необходимые для постройки судов. Река Самара впадает в Волгу при городе Самара. второй после Рыбинска хлебной пристани на всем Приволжье. И самое главное – река Самара вытекает на очень небольшом расстоянии от реки Урал, поэтому желательно соединить эти две реки конною или паровой железной дорогой и соединить судоходным путем Волгу с Уралом. Такая железная дорога могла бы быть, конечно, гораздо короче Волжско-Донской, ибо здесь нужно иметь в виду только сплав судов, во время половодья, а для такого сплава река Самара способна в самых верхних своих частях лишь в течение двух месяцев. При устройстве железного пути, кроме произведений сельского хозяйства, двинулись бы миллионы пудов лучшей русской соли, Илецкой, которая, в настоящее время, возится на Волгу гужем за 450 с лишком верст. На Самарскую пристань Илецкой соли привозится ежегодно не более 500 пудов и причиной тому дороговизна перевозки сухим путем. Совершенно очевидно. Что, если обеспечить сплавное судоходство по реке Самаре, при условии соединения этой реки железной дорогой с рекой Уралом или прямо Илецкою Защитою; то соль Елтонская по низкому своему достоинству, не могла бы выдержать соперничества с Илецкою, и этой последней сплавлялось бы в город Самару ежегодно на миллионы пудов соли как для товара тяжелого и дешевого, способ доставки посредством сплавного судоходства самый удобный».
Однако уже предварительное исследование верховьев реки Самара инженерами, «знавшими топографическую съемку» показало что: «что из-за мелководности русла в верхнем и среднем течении рассчитывать на судоходство по такой реке нет никакого основания».
Реализовать проект Волго-Уральского пути оказалось делом невозможным. Но на реку не перестали смотреть как на удобный транспортный путь. Состояние дорог в то время было ужасным. Хозяйственное управление Самарского губернского правление сообщало: «Весной и осенью, во время таянья снегов и частых дождей, непролазная грязь на некоторых дорогах и полное прекращение движения по другим в следствие затопления их разливами воды, делают не только затруднительными сношения с некоторыми пунктами, но даже изолируют их от внешнего мира на продолжительное время. Не редко бывают случаи, когда тройка хороших лошадей, какие существуют на казенных и обывательских станциях, не может вытащить застрявший тарантас с одним единственным пассажиром».
Несколько месяцев вынужденной изоляции в период распутицы заставляло с надеждой смотреть на реку. Поэтому Бузулукский помещик Николай Яковлевич Стобеус решился на предприятие «обещающем в будущем столь вожделенные плоды для Бузулука». В разные годы он построил и оснастил достаточно крупную барку.
Вот как описывает это событие первый бузулукский краевед и журналист Константин Евлентьев: «Барка господина Стобеуса. Сосем оконченная в своей постройке, стояла на крутом берегу красавицы нашей Самары подле кузниц. С раннего утра 11 апреля начались приготовления к ее спуску на широкую поверхность реки. День был ясный и теплый. В два часа по полудни все приготовления были окончены. Барку окружили толпы восторженных горожан. В числе коих находился и хозяин барки. После краткой молитвы мастер и рабочие дружно принялись за спуск барки: клетки и подпорки были подобраны и подрублены, и барка оставалась этой стороне на одном только обмане… Наступила самая критическая минута… Зрители смотрели на барку очами, полными нетерпеливого ожидания.
Сильными и дружными ударами барса обман был выбит, и барка потеряв перевес, с громом и ревом покатилась на катках по кладям в Самару… Это было в высшей степени занимательное зрелище… Коснувшись реки, барка остановилась. Но дружный натиск рабочих заставил ее продолжать свой путь. А через минуту барка как гордый лебедь, тихо и плавно колебалась на воде. Восторги зрителей были выше всякого описания. Барка была введена в пристань и поставлена на якорь. Благополучный спуск ее был отпразднован угощением мастера и рабочих. Бурлацкие песни под рожок с пушечными выстрелами вторились непрестанно. День спуска барки был днем истинного торжества для нашего города; этот день был праздником для Бузулука в полном значении слова, обещающем в будущем столь вожделенные плоды.
Барка господина Стобеуса имеет 16 саженей длины и 11 четвертей ширины и может поднять клади до 12000 пудов, идя четвертей на 6 в воде. При барке имеются две заводни. Постройка этой барки со всеми принадлежностями стоила 2500 рублей серебром. При ней находится лоцман, водолив и до 30 рабочих. Барку на днях предполагают сплавить с грузом до 7000 пудов хлеба к приволжскому городу Самара, в виде опыта. Дай Бог, чтобы это полезное предприятие увенчалось вожделенным результатом. При барке приставлен приказчиком бузулукский купеческий сын Дмитрий Просвирнин.
Барка
На другой день после спуска барки на Самару началась и нагрузка ея хлебом, которая и была окончена в три дня и через день за тем была уже совершенно готова к отплытию в город Самару. Во все время нагрузки местная пристань была предметом и целью прогулок для всего города. В ясный полдень 16 апреля на барке был отслужен молебен с водоосвящением и коленопреклонением; барка и экипаж были окроплены святой водой; а под вечер того же дня, она, с пушечными выстрелами, вышла из пристани в предлежащий путь, будучи напутствуема благословениями и теплыми молитвами граждан. Барку провожал господин Стобеус и многие граждане. Барка Г. Стобеуса при содействии владельцев береговых мельниц, прошла все их вершники очень счастливо. Во время плавания барка шла частию на веслах, частью на поносных, а инде и лямкой. В Береговых селениях барка по всюду была встречаема всеобщим восторгом и удивлением. Под вечер 5 мая она благополучно прибыла в город Самару, совершив в 19 дней до 400 верст извилистаго водянаго пути. Плавание ся еще много было задерживаемо противными ветрами и другими обстоятельствами мало известнаго еще пути. Обратно в местную пристань барка (на зимовку) была введена коноводной машиной.
И так вопрос о судоходстве реки Самары был решен положительно. За этим первым опытом могли последовать и другие. Но как кажется результат этой операции будет следующий: река Самара могла бы быть судоходною, но этому препятствуют: 1) значительные мельницы, на ней устроенные: 2) невозможность иметь бичевник по причине обширнаго и продолжительного разлива ея (прим. - бичевник - это пространство по берегу реки пригодное для бичевой тяги судов бурлаками), продолжающегося с открытая весны до июня. Однако только возможно во время полной воды: это пароходство».
Однако барка господина Стобеуса плавания из Бузулука в Самару более не совершала. И с той поры к идее судоходства по реке Самара никто не возвращался. Однако... Хотелось бы поделиться с читателями некоторыми подробностями биографии Бузулука, в определенной степени относящимися к данной теме.
В 20-е годы XX века из Самары в Бузулук был командирован инженер-электрик Владимир Яковлевич Рохлин, прадед генерала Льва Рохлина. Под его руководством должна была строиться - согласно плану ГОЭЛРО - электростанция на реке Самаре. И именно с тех пор энергетики имеют свою «штаб-квартиру» в бывшем монастыре. Кстати, инженером В. Я. Рохлин был талантливым, трамвай в Самаре-Куйбышеве - его проект. К сожалению, о его работе во имя плана ГОЭЛРО мы знаем мало. Но именно в Бузулуке В.Я. Рохлин был репрессирован, а затем выслан в Казахстан... И если бузулукская страница биографии прадеда генерала Рохлина – в какой-то мере версия, то, что связывало реку Самару и известного всем в городе Тафика Вефаевича Вефаева, - совершенно точный факт, который могут подтвердить коллеги человека, о котором Бузулук свято хранит память. Тафик Вефаевич очень любил реку и переживал, что она засорена, мелеет, теряет прозрачность. Человек дела, он попытался хоть как-то сдвинуть с места воз экологической безысходности и приобрел земснаряд: с одной стороны, - чистить Самару, с другой - намывать строительный - то есть хорошего качества - песок... К сожалению, не всё в силах сделать даже такой человек, как Тафик Вефаевич Вефаев.
...И вот уже несколько десятилетий только любители активного отдыха сплавляются по реке на плотах и лодках из Бузулука в Самару. Такова, к сожалению, судьба интересного и многообещавшего проекта «Волга-Урал».
Н. Макаров
Источники
- Статья предоставлена автором