Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Другие способы

Оренбуржье на фото

  • Каменная балка Шиндаша. Сентябрь 2018 года

Комментарии

Login Form

В 1920 году был разобран за ветхостью деревянный мост через реку Самара, построенный Бузулукским уездным земством в 1899 году. Переправа через реку в весеннее половодье стала невозможной. Бузулук ежегодно отрезался на три недели от восточной части района. К концу половодья устраивалась переправа на паромах, что совпадало по времени с началом весеннего сева и создавало большие неудобства в переброске семян, машин, топлива и проч. Ежегодно срывались сроки начала посевной, урожайность падала, хозяйства несли большие убытки. Нормальная связь районного центра с его восточной периферией налаживалась спустя два месяца с начала половодья в середине мая, когда уже появлялась возможность соорудить временный мост. Развитие города Бузулука и всего района тормозилось. Газета «Известия Бузулукского Совета» в 1923 году писала о том, что из-за недостатка электроэнергии и малой мощности бузулукской водокачки так и не были утверждены проекты на строительство в Бузулуке государственного химкомбината и завода по производству электровозов. Поэтому еще в 1924 году в соответствии с планом ГОЭРЛО (план ГОЭРЛО был разработан в 1920 году по заданию и под непосредственным руководством В.И. Ленина Государственной комиссией по электрофикации России. План предусматривал восстановление в течении 10-15 лет всех разрушенных во время гражданской войны и постройку новых электростанций общей мощностью 1500 тысяч Квт) началась разработка проекта моста-гидроэлектростанции через реку Самара. На эти цели уездным исполкомом были отпущены значительные средства. Первые изыскания были проведены самарскими инженерами.

 В 1928 году окружной исполком пригласил из Москвы главного инженера ГЭТ (Государственный электротехнический трест) Н.Н. Семенова для «подготовки заключения по существу вопроса». Семенов подготовил заключение, на основании которого окружной исполком признал целесообразным строить на реке Самара гидроэлектростанцию-мост вместо обычного моста. Однако последовавшее затем расформирование Бузулукского округа остановило осуществление проекта.

(Бузулукский округ был административно-территориальной единицей Средне-Волжской области. Он был образован 14 мая 1928 года. В него вошли территории упраздненного Бузулукского уезда Самарской губернии. 21 января 1929 года округ был упразднен и разделен на 7 районов, большая часть которых была передана в Самарский округ, а Сорочинский район был передан в Оренбургский округ).

Агитплакат ГЭТа

Агитплакат ГЭТа

В 1932 году, в связи с проблемой ирригации Среднего Поволжья вопрос о строительстве на реке Самара гидроэлектростанции-моста был вновь поставлен на повестку. Снова были востребованы расчеты, сделанные инженером Семеновым. Но для осуществления такого масштабного проекта необходимо было решить проблему нехватки строительного камня. По оценкам специалистов того времени Бузулукский район располагал запасами строительного камня в количестве около 5000 кубометров, что составляло 70% от необходимого. Поэтому предполагалось снять недостающий камень со старой и новой дамб. заменив его песком и щебнем от разрушения городских церквей. На месте предполагаемого строительства имелось свыше 100 кубометров строевого леса, в дополнение к которому намечалось заготовить еще 350 кубометров. Сильно сокращало расходы на строительство вспомогательных помещений - временных перемычек и жилья для рабочих близость водокачки и наличие достаточного жилого фонда в городе Бузулуке. А строительного песка вообще было с избытком. Предполагалось, что мост-гидроэлектростанция окажет благотворное влияние на реку Самара, его водохранилище будет располагаться в пределах русла, нормальный подпорный уровень не будет превышать отметок бровки, что будет способствовать снижению пиков половодий и паводков.

Казалось, что все обстоятельства складывались в пользу строительства гидроэлектростанции-моста. Но отмашки на начало работ так и не последовало. Почти четверть века переправа через Самарку осуществлялась при помощи паромов и временных мостов. Вот, что писала газета «Под знаменем Ленина» от 29 апреля 1938 года: «Переправа через Самарку - это дело довольно-таки неприятное. Во-первых, перевозкой занята кучка полупьяных людей, назначенных доротделом, и пассажир реально рискует своей жизнью доверившись им. Во-вторых, они дерут 2-3 рубля за человека, и если найдется смельчак и заявит, что они занимаются грабежом, то они его «покроют» площадной бранью и уже после этого ни за какие деньги не перевезут. Осведомленные люди рассказывают, что эти «предприимчивые» люди из доротдела на горсоветовских лодках зарабатывают в день по несколько сот рублей, из которых только небольшая часть поступает городу. Следует прекратить этот произвол и установить твердую таксу за перевоз. У лодок поставить надежных трезвых людей».

В 1942 году бойцам формируемого в Бузулуке чехословацкого батальона рассказали историю о том, как враги советской власти белочехи и белославаки сожгли мост через реку Самара в 1918 году. Это была неправда. Но бойцы поверили и за очень короткий срок построили новый мост. Людвик Свобода в своей книге «От Бузулука до Праги» так описал это событие:

«Секретарь горкома партии товарищ Юдин, указав на место нашей переправы, сказал мне:

- Видите ли, полковник, когда-то на этом месте стоял хороший мост. Он был много лучше наведенной теперешней переправы. Однако во время гражданской войны и иностранной интервенции, когда контрреволюционные части чехословацкого корпуса наступали на Бузулук, этот мост был сожжен.

В этих словах не было и тени упрека. Коммунист Юдин знал, что чехословацкие воины, которые в эту минуту тесным кольцом окружали его, не имеют ничего общего с контрреволюционным войском Гайды, Чечека и других врагов Советской России, причинивших так много вреда молодой Республике во время гражданской войны и иностранной интервенции.

Недалеко от Бузулука находился склад строительного лесоматериала. Я обратился к председателю городского Совета с просьбой отпустить нам некоторое количество этого материала.

- На что он вам? - удивился председатель горсовета.

- Решили построить мост через Самару. Проект готов, сделаем быстро.

- Понятно. Завтра лесопилка подготовит материал. - И он широко улыбнулся.

Мост был построен в течение недели и стоит там до сих пор. Этим мы в какой-то мере рассеяли тень, которую во время гражданской войны контрреволюционеры бросили на доброе имя Чехословакии».

Чехословацкие воины строят мост через реку Самара

Чехословацкие воины строят мост через реку Самара

В 1961 году во время своего пребывания в Бузулуке Людвик Свобода снова осмотрел мост, построенный бойцами чехословацкого батальона, и остался доволен – «хорошо строили – на совесть!». По воспоминаниям бузулучан в том же 1961 году начались подготовительные работы по строительству нового капитального моста (в наше время его называют старым или малым мостом). К этому времени Бузулук уже не испытывал недостатка в электроэнергии и о довоенном проекте строительства моста-электростанции забыли.

Н. Макаров

Источники

  1. Статья предоставлена автором

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter