Типографское дело стало одной из важнейших сфер развития культурной и экономической жизни Бузулука. С ростом производства и торговли, появлением банков возникла острая нужда в печатной продукции. Требовалось большое количество бланков деловой отчетности, документов, рекламы, оберток. Кроме того, бузулучане давно хотели иметь собственную городскую газету. Для человека, рискнувшего начать издательский бизнес, открывались заманчивые перспективы. И в самом деле - полное отсутствие конкурентов и все нарастающий спрос на продукцию - о таком современные издатели могли бы только мечтать. Но на самом деле все оказывалось не так просто.
В Российской империи в сфере полиграфического производства был установлен жесткий контроль. Согласно «Временным правилам о печати» Российской империи в силу большого влияния на умонастроения граждан все дела об открытии в городах и селениях типографий и литографий находились в ведении чиновников особых поручений при губернаторах. Открытие предприятия по производству печатной продукции было делом весьма хлопотным. Сначала заявителем подавалось прошение на имя губернатора. Канцелярия губернатора делала запрос в местную полицию о «поведении» заявителя. Результат мог быть как положительным, так и отрицательным.
Часто отказ мог прийти без объяснения причин, даже при положительном отзыве о заявителе.
Так что первый в Бузулуке частный издатель Лев Васильевич Чиняев зарекомендовал себя человеком хорошо проверенным и благонадежным.
Родился Лев Васильевич в мае 1843 года в семье бузулукского купца Василия Васильевича Чиняева.
Запись о Чиняевых в ревизской сказке города Бузулука 1858 года
У Льва Васильевича было трое братьев: Иван, Александр, Петр и младшая сестра Елизавета. После смерти мужа в 1866 году, мать Льва Васильевича Дарья Ивановна Чиняева сама взялась управлять делами. В 1867 году она подала прошение в Самарскую губернскую и строительную комиссию: «Просит бузулукская 2-й гильдии купчиха. А о сем мое прошение - на принадлежащем мне дворовом месте, состоящем в городе Бузулуке по Уфимской улице. По высочайше утвержденному плану № 448, перешедшем мне во владение по купчей крепости, совершенной в Бузулукском уездном суде, построить каменную лавку о двух растворах».
Прошение купчихи 2-й гильдии Дарьи Ивановны Чиняевой
В здании этой каменной лавки на углу улиц Уфимской и Базарной в 1892 году Лев Василевич Чиняев открыл первую в Бузулуке литографию, а затем и типографию (литография - это способ печати с гладкого камня, а типография - набор слов с помощью металлических форм-литер).
В своем прошении в канцелярию губернатора Лев Васильевич писал: «Желая открыть в городе Бузулуке литографическое заведение, в котором предполагаю иметь один литографический станок, имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство о выдаче мне законного дозволения на содержание этого заведения. Бузулукский 2-й гильдии купец Лев Васильевич Чиняев».
Братья Льва Васильевича – Иван, Петр и Александр стали совладельцами литографии.
В 1892 году литография Чиняева принесла прибыль всего-то в триста рублей. Но после приобретения печатной машины, годовой оборот составил шесть тысяч рублей. Братья Чиняевы расширили свое дело открыв второе отделение типографии на Оренбургской улице.
Запись о налоге с оборота купца 2-й гильдии Льва Васильевича Чиняева
В 1896 году оренбургский мещанин Павел Назарович Жаринов решил обосноваться в Бузулуке и открыть собственную типографию. Братья Чиняевы встретили конкурента «в штыки» и постарались устроить ему как можно больше неприятностей. Жаринов год за годом преодолевал нападки недоброжелателей, расширял дело, увеличивал оборотный капитал. В мае 1906 года он стал издавать первую в городе газету «Бузулукский справочный вестник». Газета эта была общественно-литературно–политическая. В каждом номере газеты печатались центральные и местные известия, существовал раздел смесь, печатались сатирические статьи, фельетоны, стихи, рассказы из городской жизни и, разумеется, реклама.
В первом номере газеты было напечатано следующее обращение к читателям: «Редакция Бузулукского справочного вестника», встретив на своем пути препятствия чисто технического свойства, извиняется перед своими подписчиками за несвоевременный выход в свет первого номера газеты. Устранить препятствия редакция надеется в самом непродолжительном времени». И ниже: «В типографию требуются опытные и трезвые наборщики».
Братья Чиняевы распускали по городу слухи о том, что Жаринов сам будучи склонным к употреблению горячительных напитков потворствует пьянству своих работников, заказы на печать выполняет «спустя рукава», «приличных людей в своей газете не имеет». В ответ на клевету Павел Назарович Жаринов опубликовал открытое письмо в одном из номеров Бузулукского справочного вестника следующего содержания: «Вращаясь в обществе городском и имея солидных интеллигентных знакомых из высшего городского представительства, я, Жаринов, на всякое поползновение в отношении своей личности, считаю для себя низким, как бросить оскорбителям грязью в лицо типографам «мазилкам», которым я в течение 12 лет несчастного знакомства с ними ни разу не произнес враждебного или оскорбительного слова, так между тем, вынужден повторять, что на отзывчивую ко всем нуждам общества, и в частности, на мою благородную мозоль наступить я не дозволю пьяным поросятам Чиняевым».
Братья Чиняевы регулярно писали бузулукскому исправнику доносы на Жаринова, в которых указывали на политическую неблагонадежность последнего и на тот факт, что его газета часто публикует статьи явно и скрытно критикующие существующее общественное устройство. За три года было арестовано и уничтожено свыше двадцати номеров «Бузулукского справочного вестника». А в 1908 году газета была закрыта с формулировкой - за нарушение «Временных правил о печати».
Перед Первой мировой войной годовой оборот обеих типографий превышал тридцать тысяч рублей. В феврале 1919 года Бузулукский ревком принял решение о их национализации и объединении. Так в одночасье прекратилась многолетняя вражда двух конкурентов, но до 1931 года бузулукская типография именовалась в официальных документах как бывшая Чиняева-Жаринова.
Конечно, Чиняев и Жаринов прошли по хорошо накатанному пути, но в Бузулуке они были первыми. Типографское оборудование во все времена стоило дорого, и они сознательно шли на риск не только ради будущей прибыли, но и для общественной пользы. Они внесли свой вклад в развитие грамотности и стремление народа к знаниям. Без преувеличения можно сказать, что братья Чиняевы и Павел Назарович Жаринов были в числе строителей культурной жизни Бузулука.
Н. Макаров
Источники:
- Статья предоставлена автором