Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Другие способы

Оренбуржье на фото

  • Оренбург в 1980-х годах

Комментарии

Login Form

Отречение Государя Императора Николая II от престола произвело сильное впечатление на всех без исключения жите­лей великой Российской империи. Ждали больших потрясений.

Но всё довольно быстро успокоилось. На многочисленных митингах непонятливым доходчиво объяснили, что создано Вре­менное правительство, оно будет существовать до проведения всероссийских выборов в Учредительное собрание. А уж это Соб­рание назначит подлинно демократичное, народное правитель­ство. В уставшем от кровопролитной войны обществе сильны были ожидания того, что скоро произойдут перемены к лучшему, что конец самодержавия приведет к очищению от старой сквер­ны, слому неповоротливой бюрократической машины. Все жда­ли, что жизнь будет устроена по «уму и справедливости».

В Бузулуке о большевиках до 1917 года мало кто слышал. Большинство населения города составляли мещане и купцы — люди в основном благополучные и уважительно относящиеся к центральной власти. Было и несколько сотен рабочих (большей частью железнодорожников), которые жили тогда гораздо лучше, чем в последующие десятилетия Советской власти. В марте-ап­реле большинство железнодорожных рабочих поддерживало пар­тии меньшевиков и эсеров. Самыми видными представителями этой группы населения были меньшевик Бебин, социал-демок­рат Либер, эсеры Дудочкин и БушенВ июне 1917 года в Бузулук из Самары прибыл большевик Галактионов.

Галактионов Алексей Петрович

Галактионов Алексей Петрович

Он попытался вести среди железнодорожных рабочих агитацию за свою партию, Многочисленные дискуссии по политическим вопросам в то время вызывали очень большой интерес, и часто клуб железнодорожных рабочих не мог вместить всех желающих. Поначалу Галактионов рабочим очень не понравился. Их возмутили его призывы заключить мир с Германией. Отобрать землю у помещиков и сорвать выборы в Учредительное собрание - все эти лозунги сочли провокационными. Однако несколько сторонников у Галактионова нашлось. Была создана большевистская ячейка в составе Меркулова, Старожилова, Иванова, Пожарского, Рожкова (который то время был конторщиком станции, а после Октября 1917-го — комендантом города), Колпакова и Бердникова. Приехавший в июле 1917 года из Оренбурга Кобозев сумел организовать большевистскую партячейку при паровозном депо станции Бузулук. В нее вошли: машинисты (они в то время были элитой рабочих) Болотин, Старожилов, Шатилов, Комендат, Иванов, Емельян Фирсов, Титов, Сухарьков, Галактионов. Юдин и еще до двух десятков рабочих других специальностей.

Василий Андреевич Болотин. Организатор большевиков на железной дороге. Командир красногвардейского отряда. Наставник первых бузулукских комсомольцев. Друг Галактионова, Кобозева, Цвиллинга. 

Василий Андреевич Болотин. Организатор большевиков на железной дороге. Командир красногвардейского отряда. Наставник первых бузулукских комсомольцев. Друг Галактионова, Кобозева, Цвиллинга. 

5 августа 1917 года в актовом зале реального училища состо­ялось общегородское собрание интеллигенции. На повестке дня стоял вопрос о поддержке выборов в Учредительное собрание. Председателем собрания был избран учитель Тиминский. Вы­ступали врачи Горвиц, Кушнир, Гецов и другие. Все призывали не поддерживать предательские лозунги большевиков и способс­твовать избранию подлинно демократической власти в России. Галактионов, выйдя к трибуне, попытался прокричать, что Учре­дительное собрание народным не будет, поскольку только боль­шевики отражают чаяния рабочих и крестьян. Но собравшиеся говорить ему не дали и со свистом выпроводили из зала.

В конце августа 1917 года Галактионов собрал в конторе вагон­ного депо общее собрание членов партии большевиков, так называемую «сороковку», к большевикам тогда в Бузулуке причисляли себя 40 человек. Поскольку партбилетов не было, решено было разработать и раздать каждому члену партии отпечатанные правила поведения «члена партии большевиков». Эти правила включали в себя следующие обязательства:

быть дисциплинированным и исполнительным, являться на все собрания, не пить, не получать ничего без очереди, не пользоваться льготами на снабжение, чтобы не вызывать недовольства остального населения, привлекать в партию новых членов, повышать идейно-политический уровень путем посещения лекций и чтения большевистских газет, пройти военное обучение, войти в состав вооруженного отряда рабочих. В конце этого собрания была принята резолюция с осуждением поведения железнодорожника Рачкова. Рачков в пьяном виде ворвался на собрание интеллигенции в железнодорожной школе и зажав в руке крупную картофелину, начал кричать – «Расходитесь, гады, а то бомбу брошу!»

Из-за чего началась паника и собравшиеся разбежались. На собрании Рачков объяснил свое поведение тем, что он не любит интеллигенцию и поступок свой совершил из мести за освистание товарища Галактионова на общегородском собрании.

Все члены бузулукской большевистской парторганизации выучили текст интернационала. В других партиях текст этой песни знали не все, и постепенно к стройному пению большевиков присоединились сочувствующие из партии меньшевиков и эсеров.

В середине сентября 1917 года Галактионов доставил из Са­мары оружие, и рабочая дружина на станции Бузулук была воо­ружена и укомплектована. В конце сентября из Бузулука уехали председатель Земства Жданов, купцы Киселев, Лаптев и другие, поскольку рабочие стали часто намекать на конфискацию их имущества (благозвучное слово «экспроприация» появилось позднее).

Структурно бузулукская рабочая дружина подчинялась Самарскому совету рабочих депутатов во главе которого стояли Куйбышев и Галактионов.

26 октября 1917 года через день после октябрьского переворота в Бузулук приехал Галактионов и в конфискованном доме купца Лаптева провел общее собрание, главным вопросом которого был захват власти в городе.

В то время в Бузулуке стоял 170-й запасной полк, командирами в котором были старые кадровые офицеры, считавшие, что «большевиков надо вешать на фонарных столбах как предателей». Некоторая дисциплина среди рядового состава еще сохранялась, поэтому большевики считали полк ненадежным. Галактионов поручил командирам сводного отряда рабочих провести разоружение 170-го полка. Разоружение это прошло бескровно, поскольку большинство личного состава на ночь отпускалось в увольнение в город и только утром следующего дня узнало о произошедшем событии.

Вечером 27 октября 1917 года сводный рабочий отряд взял под охрану винзавод и стратегические объекты города. А утром следующего дня - 28 октября 1917 года в железнодорожном клубе состоялся митинг, на котором товарищ Галактионов объявил об установлении в Бузулуке Советской власти.

Выборы в Учредительное собрание большевики провести разрешили, но разогнали его в первый же день работы...

Н. Макаров

Источники

  1. Статья предоставлена автором

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter