Рамзис Искандаров
Кантонная система управления была введена в Башкортостане царским Указом от 16 апреля 1798 года. Этот Указ завершил начавшийся ранее процесс перевода башкирского населения из гражданского в военное сословие. С введением кантонной системы управления башкирское и мишарское население переходило в полное подчинение режиму военно-административного контроля. Как утверждают историки, в Башкортостане надолго установился жесткий военно-полицейский общественный строй.
Нас же здесь в большей мере интересует вопрос о влиянии новой системы управления на состояние земельных отношений. В связи с этим, хотелось бы сказать, что введение кантонной системы управления способствовало массовому притоку переселенцев извне, и в Башкортостане началось планомерное “узаконенное” отчуждение башкирских земель.
С другой стороны, с введением кантонной системы управления земельные правоотношения в Башкортостане стали упорядочиваться. С этого же периода юридически закрепляется и вотчинное землевладение башкир. Вотчинное право башкир на землю было подтверждено в официальных указах царского правительства, принятых в I половине XIX в. Так, в указе от 10 апреля 1832 г. в § 2 сказано: “Вотчинниками считаются все башкиры, к одной волости или тюбе принадлежащие хотя бы они разделялись на разные команды и даже состояли в разных уездах”.
В Указе от 27 июля 1803 г. “О порядке решения дел в межевой канцелярии и о землях, принадлежавших башкирам” указано, что “… земли владельческие каковы суть башкирские”.
Необходимо сказать и то, что земельные отношения этого периода характеризуются запутанностью, сложностью. К такой запутанности, во-первых, привели колониальная политика царского правительства, заводская колонизация, во-вторых, самовольные захваты земель переселенцами, определенная часть которых осела на башкирских землях, не имея на руках договоров с вотчинниками, другая же часть проживала на них сверх установленного договорами срока. В связи с этим возникало много земельных споров. В ходе межевания трудности возникали также из-за того, что башкиры при продаже или сдаче в аренду земель не пользовались официально принятыми мерами земельных площадей, поэтому помещики присваивали себе большие участки башкирских земель.
Для упорядочения земельных отношений царское правительство проводило генеральное межевание, в том числе и на территории Оренбургской губернии. Своей цели оно не достигло, хотя частичные положительные результаты были. Несколько упорядочилась система землепользования. Пополнило оно и царскую казну дополнительными денежными средствами, так как при межевании с владельцев взималась плата за намежеванные земли.
В процессе межевания было много злоупотреблений со стороны чиновников. Это проявилось в вымогательстве взяток, в волоките. У башкир отнималась часть земли, переселенцев же не сразу наделяли землей, отводили им неудобные для возделывания угодья.
Как было сказано выше, межевание не дало полного упорядочения земельных отношений, поэтому царское правительство решило установить всеобъемлющий порядок. Так, 15 апреля 1824 года был принят Указ “О правах башкирцев, мещеряков, тептярей, бобылей и прочих разного наименования казенных поселян на занимаемые ими земли в Оренбургской губернии”1 , а 10 апреля 1832 года был издан Указ “О правах башкирцев на принадлежащие им земли в Оренбургском крае”2 . Этим Указом царское правительство признало башкир “владельцами всех тех земель, кои ныне бесспорно им принадлежат”. Кроме того, этот документ дал возможность зажиточным государственным крестьянам покупать башкирские земли. Земли у башкир приобретались также дворянами, причем, за бесценок, или захватывались при размежевании башкирских земель на дачи и заселялись крепостными. Башкиры в силу своего уклада жизни, неграмотности и незнания русского языка не были готовы к продаже земли и защите своих интересов. Этим и воспользовались заводчики, дворяне, купцы и богатые крестьяне.
Анализируя указы царского правительства о землепользовании и земельных отношениях башкир, мы пришли к выводу, что они не всегда системно дополняют друг друга, а порою и противоречивы. Например, Указ № 6888 от 6 марта 1834 года останавливает переселение казенных крестьян в Оренбургскую губернию, прекращает отвод земель в частные владения. В Указе № 7907 от 17 февраля 1835 года снова идет речь о приостановлении переселения казенных крестьян. Далее принимается еще один Указ (№8302 от 10 июля 1835 г.), в котором вновь говорится о прекращении отвода земель. Об этом же гласит Указ от 18 апреля 1838 года № 11152. Все это, по нашему мнению, объясняется тем, что в 1834—1838 гг. в Башкирии начались волнения государственных и помещичьих крестьян, башкир, мещеряков, тептярей, горнозаводских рабочих. В этих условиях царское правительство приостановило захват башкирских земель, но после подавления волнений опять перешло к их раздаче.
Таким образом, царское правительство, подавив восстания XVII—XVIII веков, введя кантонную систему управления и переведя башкирское население в военное сословие, в первой половине XIX века переходит к политике “упорядочения” землевладения и землепользования в Башкирии.
1 Полное Собрание Законодательства Российской Империи. Ч.1. — Т.39. № 29870. С. 258-277
2 Полное Собрание Законодательства Российской Империи. Ч.2. — Т.7. № 5287. С. 197, 198.
Источники:
- Журнал «Ватандаш» № 12, 2002 год.