Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Перевод по кнопке

Оренбуржье на фото

  • Курганы у дороги Гай-Оренбург

Комментарии

Login Form

Назир Кулбахтин, доктор исторических наук

Одним из неординарных представителей башкир XVIII в. был старшина Гайнинской волости Осинской дороги Туктамыш Ижбулатов. Уроженец дер. Барда, по скудным сведениям, он родился в семье богатого башкира Гайнинской волости Ижбулата Камышева1 и прожил долгую, сложную, яркую и полную драматизма жизнь, которая отражает судьбу башкирского народа второй половины XVIII в., особенно северо-западного региона Башкортостана.

В конце XVII — начале XVIII в. горнозаводская промышленность уже заметно втянула в свою сферу гайнинских башкир. Более интенсивное по сравнению с другими регионами Башкортостана развитие производительных сил способствовало и более резкому обострению социальных отношений внутри этой группы башкирского общества, обеспечивало и более высокий уровень политического и культурного развития гайнинских башкир. Туктамыш Ижбулатов был типичным представителем башкир северо-западного Башкортостана середины и второй половины XVIII в.

Вместе с тем, мы можем утверждать, что Туктамыш Ижбулатов был одной из самых ярких, колоритных фигур среди башкир не только гайнинской волости и даже Осинской дороги, а всего Башкортостана XVIII века.

XVIII век является кульминацией в борьбе башкир против социального и национального гнета со стороны русского дворянства и российского самодержавного феодально-крепостнического государства. Однако такая форма освободительной борьбы — вооруженные восстания — себя исчерпывала. Только за это столетие башкирский народ потерял более половины своего этнического состава. Во время жестокого подавления восстаний и массовых репрессий было физически истреблено, казнено, сослано, роздано дворянам, заводовладельцам, офицерам и чиновникам 255-275 тыс. башкир2. Массовое и активное участие в Крестьянской войне 1773—1775 гг. было последним вооруженным выступлением башкир. Наиболее образованные и дальновидные представители народа стали понимать, что такая форма борьбы к желанной цели привести не может. Они начали искать другие, более цивилизованные формы и методы борьбы. Первым в этой когорте борцов оказался идеолог восстания 1755—1756 гг. ахун Батырша Алиев, который в своем “Письме к императрице Елизавете Петровне” дал развернутую программу освободительного движения. Но наиболее полно и многогранно эта борьба проявляется в деятельности Туктамыша Ижбулатова.

Документы свидетельствуют, что Туктамыш занимался торговлей и был крупным рудопромышленником. Об этом достаточно полно говорят материалы судебного дела Туктамыша и его компаньонов с владельцем Шермяитского медеплавильного завода генерал-крикс-комиссаром Александром Ивановичем Глебовым, рассматривавшегося в Берг-коллегии 23 января 1769 г.3 Из этого документа выясняется, что в 1759 году старшина Гайнинской волости рудопромышленник Туктамыш Ижбулатов “со товарищи” заключили контракт с А.И.Глебовым о добыче и доставке на Шермяитский завод медной руды из заводских рудников. Для этого 23 октября 1759 г. они по купчей бумаге продали заводовладельцу свои вотчинные земли по р. Шермяику “во все стороны по 50 верст” за 10 рублей4. Земля “была уступлена” со всеми рудниками “с наличною рудою”. Башкирские рудопромышленники обязались “руды для переплавки на завод свозить”. За собой они оставили лишь “новоприискные Сыповский, Шермяицкий и Чалкинский и другие неразработанные рудники”, из которых они своим коштом (силами и средствами) должны были добывать и поставлять заводу руду. За каждый фунт чистой меди, переплавляемой из их руды, они получали по 4,5 коп.

С 1759 до 1762 гг. Туктамыш и его компаньоны поставили на Шермяитский завод 165000 пудов руды. Но в 1761 г. приказчики завода тайно вывезли у баш­кирских рудопромышленников 50000 пудов, а в 1766 г. — еще 15000 пудов руды, т. е. всего без оплаты было вывезено 65000 пудов руды. Попутно людьми Глебова были захвачены горные инструменты, лесные припасы для укрепления штолен, построенные для работных людей избы.

Туктамыш возглавил тяжбу башкирских рудопромышленников с заводовладельцем. Тяжба Туктамыша и Глебова решилась в пользу башкир. Берг-коллегия приказала послать указ в канцелярию Главного управления сибирских, казанских и оренбургских заводов с требованием об “учинении верного ращета с рудопромышленниками”5 . Таким образом, первый раунд своей борьбы Туктамыш выиграл блестяще.

Туктамыш Ижбулатов был крупным и влиятельным башкирским феодалом. Он более 20 лет являлся старшиной Гайнинской волости и в этой должности он последовательно защищал интересы башкир не только своей волости, но и всей Осинской дороги.

Разумеется, будучи представителем башкирского общества второй половины XVIII в., Туктамыш Ижбулатов не мог перешагнуть свою эпоху, хотя и видел дальше своих современников. Он занимал сложную позицию по отношению к восстанию 1755—1756 гг. и Крестьянской войне 1773—1775 гг. Осенью 1773 г. он оказался в Оренбурге и вынужден был перезимовать в осажденном городе6. Весной был отправлен оренбургским губернатором домой для сбора карательной команды и организации подавления восстания на территории Осинской дороги.

Однако весной и в начале лета 1774 г. повстанческое движение возобновилось с новой силой, а продвижение Главного войска Е.И.Пугачева из Исетской провинции к северу Башкортостана всколыхнуло башкир Осинской дороги. Поэтому Туктамыш собрал повстанческий отряд из башкир Гайнинской волости численностью около 1000 человек. Его авторитет среди населения волости был настолько велик, что каждая воюющая сторона с огромным вниманием следила за его действиями. Если само существование отряда Туктамыша вдохновляло повстанцев, то оно же вызывало тревогу у “верных” башкирских и мишарских старшин7.

В июне 1774 г., когда Главное войско Пугачева из Исетской провинции продвигалось к пригороду Осы, Туктамыш Ижбулатов и мулла дер. Елпачиха Адигут Тимясев написали Пугачеву письмо, признали его “царем Петром III” и собственноручно вручили это письмо адресату под Уинским заводом8. Пугачев присвоил Адигуту и Туктамышу чин полковников повстанческой армии. Они участвовали в штурме г. Осы. На Ижевском перевозе отстали от повстанцев9. Пугачев в числе многих башкирских предводителей для обеспечения арьергарда Главного войска в Башкортостане оставил и Туктамыша Ижбулатова. Один из крупных сподвижников Пугачева, главный полковник повстанческой армии мишарский сотник дер. Бузовьязы Ногайской дороги Канзафар Усаев на допросе говорил, что для усиления движения в самой Башкирии и организации комбинированного похода на Уфу Пугачев оставил его, Салавата Юлаева, повстанческих полковников из башкир Каипа Зиямбетова, Сулявсина Кинзина и др. В их числе упоминается и “злодейский же полковник с толпою в превосходном числе”10.

С уходом Пугачева и его Главного войска под Казань и за Волгу Туктамыш отошел от движения, но в его подавлении не участвовал. Предводители башкир Осинской дороги, повстанческие полковники и атаманы Адигут Тимясев, Аладин Бектуганов, Габдусалям Рамзин, Зюмакай Аскаров и Рахмангул Иртуганов в своем письме к “верным” башкирским старшинам Шарипу Киекову, Кулую и Сагиту Балтасовым 31 августа 1774 г. писали: “Што вам сделалось: так же как и старшина Токтамыш, в домы возвратясь, живите”11.

После подавления Крестьянской войны по требованию главнокомандующего карательными войсками графа П. И. Панина в Уфимской и Исетской провинци­альных канцеляриях были составлены ведомости об участии нерусских народов в восстании. В “Ведомости” Уфимской провинциальной канцелярии воевода Борисов сделал оговорку, что часть башкирских и мишарских старшин включена в список “для только различения их команд”, а сами старшины “в продолжение злодейского замешания к той их шайке не приставали, находились в неколебимой верности». К этой группе старшин Борисов отнес и Туктамыша Ижбулатова. Но к числу повстанцев относил его оренбургский губернатор И.А.Рейнсдорп. Поэтому ему не удалось избежать следствия и наказания за участие в восстании. В начале ноября 1774 г., когда Главное войско было разгромлено и перестало существовать, Пугачев был арестован и находился под следствием в Тайной экспедиции в г.Москве, а движение было подавлено, начали являться с повинной и башкиры Осинской дороги. В донесении начальника Казанской следственной комиссии генерал-майора П.С.Потемкина от 10 ноября 1774 г. говорится, что с повинной явились: из подкомандных старшины Туктамыша Ижбулатова — 31 человек, Кучюкбая Абдуллина — 13, Шарипа Киекова — 4 человека.

Видимо, в числе 31 башкира, явившегося с повинной к майору Д.О.Гагрину, был и старшина Туктамыш Ижбулатов. В списке, составленном 23 декабря 1774 г. и присланном Гагриным в Казанскую комиссию, значится и Туктамыш. В отличие от рядовых башкир, он находился не в тюрьме, а квартировал в Казани. Прямых улик, свидетельствующих об участии Туктамыша в восстании, у властей не было. Но в Казанской следственной комиссии в это время находился пугачевский полковник, мулла деревни Елпачихи Адигут Тимясев, который вместе с Туктамышем написал письмо Пугачеву. На очной ставке он вынужден был признать свое участие в составлении письма и доставке его Пугачеву, однако объяснил это беспамятством “от бывшей бутто б в нем тогда болезни”.

Но комиссии так и не удалось найти прямых улик и пришлось ограничиться лишением Туктамыша Ижбулатова депутатского полномочия, не применять телесных наказаний и отпустить домой, оставив в должности волостного старшины. В документах 1777 г. он значится еще старшиной. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Туктамыш Ижбулатов сыграл огромную роль в истории башкирского народа как депутат Уложенной комиссии 1767—1768 гг. и составитель наказов башкир Уфимской провинции в эту комиссию.

14 декабря 1766 г. Екатерина II издала высочайший Манифест о созыве комиссии по составлению Нового Уложения. Цель созыва комиссии императрица объясняла: «...дабы лучше нам узнать было можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа»12. Это было очередным демагогическим выступлением «просвященной» монархини. Но весть о созыве Уложенной комиссии всколыхнула народы России, получила у них широкий отклик. Веря обещаниям царицы и надеясь на улучшение жизненного положения, они в наказах отразили реальную картину своей жизни.

По условиям Манифеста нерусские народы имели право выбрать по одному депутату от каждой провинции. Башкиры Уфимской и Исетской провинций Оренбургской губернии выбрали двух депутатов. Каждый депутат повез в Москву по одному наказу от башкир. Башкиры Исетской провинции выбрали своим депутатом старшину Бикатинской волости Базаргула Юнаева. Башкиры Уфимской провинции от каждой волости выбрали выборщиков. Из 70-75 выборщиков провинции должны были выбрать депутата. Среди выборщиков были такие крупные и влиятельные башкирские феодалы, как главные старшины Ногайской дороги тархан Кидрас Муллакаев и Алибай Мурзагулов, Осинской дороги — Валиша Шарипов, Сибирской дороги — Кулуй Балтасов и другие. Но выбор пал на старшину Гайнинской волости Осинской дороги Туктамыша Ижбулатова. Вероятно, причинами избрания Туктамыша были его грамотность и опыт общения и борьбы с русскими промышленниками. На основе представлений выборщиков он составил наказ башкир Уфимской провинции. Содержание наказа показывает образованность Туктамыша, глубокое знание истории башкирского народа, его интересов, требований, традиций, быта, нравов и культуры. Наказ составлен в 35 пунктах и написан на 47 страницах. В них нашли четкое отражение земельные вопросы, проблемы внутреннего самоуправления башкирского общества, взаимоотношения башкир с русскими крестьянами и нерусскими пришлыми народами, сохранение мусульманской религии и многое другое13. Каждый свой тезис Туктамыш аргументировал историческими фактами и юридическими документами.

Туктамыш Ижбулатов свободно владел русским языком и 5 раз выступил на Большом собрании Уложенной комиссии. Он боролся против монопольной торговли уфимских купцов в Башкортостане; требовал замены мишарских писарей, приставленных к башкирским старшинам и обязанных о всех поступках последних систематически докладывать в провинциальную канцелярию; защищал вотчинные башкирские земли от дальнейшего расхищения феодальным государством, дворянами, заводовладельцами, чиновниками и купцами14.

Таким образом, образованный, глубоко знавший историю края и жизнь своего народа, более двух десятилетий выполнявший обязанности волостного старшины, крупный рудопромышленник, испытывавший на себе постоянное давление со стороны русских феодалов и заводовладельцев, владевший русским языком, смелый и решительный, обладавший жизненной мудростью, Туктамыш Ижбулатов весь этот богатый арсенал использовал для защиты сословных интересов башкирского народа. Не мечом, а умом, опытом, образованием, цивилизованным способом защищал он свой край и свой народ.

Литература

1 В “Материалах по истории Башкирской АССР” опубликована долговая запись башкира дер. Елпачихи Гайнинской волости Федора Айпулатова Ижбулату Камышеву в сумме 11 руб. / См. материалы. Т.III. М.: 1956. С. 40. В другом документе он значится в числе челобитников башкир в адрес царя Петра Алексеевича с жалобой на бесчинства Уфимского воеводы Л.Ф.Аристова. См.: “Материалы…” Ч. I. М.Л.: 1936. С.263.

2 Кулбахтин Н. М. Динамика численности башкир в XVIII в. Этнодемографический процесс в Башкортостане в XVI-XX вв. // Материалы межрегиональной конференции. Уфа: 1999. С. 74-82.

3 Материалы по истории Башкирской АССР. Т. IV. Ч. 2. М.: 1956. С. 335-338.

4 Там же. С. 335; Т. IV. Ч. 1. С. 181-182.

5 РГАДА. Ф. 271. Кн. 1294. Л. 387-388 об.; Материалы. Т. IV. Ч. 2. С. 338.

6 Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии. Уфа, 1975. С. 256.

7 Там же. С. 227, 295, 401.

8 РГАДА. Ф. 6. Л. 507. Ч. 5. Л. 42 об.-43.

9 Там же. Л.43 об.-44.

10 Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии. С. 222.

11 Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии. С. 227.

12 Полное собрание законов Российской Империи. Т. XVII. № 12301; Сб. РИО. Т. 5. С. 29.

13 Наказ хранится в РГАДА. Ф. 342. Оп. 1. Д. 109/11. Ч. 11. Л. 211-233. В конце наказа подпись тюркским шрифтом: “Депутат Токтамыш Ижбулатов”.

14 Сб. РИО. Т. 8. С. 112-114. Необходимость замены мишарских писарей башкирскими Туктамыш объясняет тем, что “между... башкирского народа ученых людей ныне состоит довольно”.

Источники:

  1. Журнал «Ватандаш»

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter