Ринат Шигабдинов, научный сотрудник Института истории Академии наук Республики Узбекистан
В этой небольшой статье я хотел бы коснуться некоторых документов, связанных с деятельностью Ахметзаки Валиди в Туркестане до осени 1917 года.
Как известно, в 1913—1914 годах Ахметзаки Валиди по инициативе профессоров Н.Ф.Катанова и В.В. Бартольда был направлен в научную командировку с целью сбора сведений о восточных рукописях и этнографических материалов в Среднюю Азию.
Из протоколов Туркестанского кружка любителей археологии (ЦГА, фонд 71) узнаем, что 17 марта 1914 года на заседании этого кружка, проходившем под председательством вице-председателя Н.П.Остроумова, в присутствии 72 членов кружка и гостей выступал А.Валиди, подробно рассказавший о результатах своей научной командировки в Ферганскую область. Тогда же произошло примечательное событие в жизни А.Валиди (фонд 71). Процитируем выдержку из документа: «...По предложению председательствующего (Н.П.Остроумова) избраны в действительные члены кружка: А.З.Валидов, В.С.Платонов и И.А. Корольков»1 . Это явилось еще одним подтверждением признания научной деятельности тогда еще молодого человека.
Поездки и активные контакты А.Валиди с известнейшими и прогрессивно мыслящими людьми, олицетворявшими культурный и общественно-политический спектры жизни этого региона, не замедлили привлечь внимание Туркестанского районного Охранного Отделения (ТРОО). В Центральном государственном архиве (фонды ТРОО) мной обнаружен запрос канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства от 2 июня 1914 года в Охранное Отделение: «...Не встречается ли с его стороны препятствий к посещению Средней Азии г.Валидовым». Со стороны Охраного Отделения от 15 июня 1914 года последовал ответ: «Г.Валидову к посещению Средней Азии препятствий не встречается»2.
Следующая поездка А.Валиди в Средную Азию связана с политическими событиями в Российской империи в 1917 году.
А.Валиди прибывает в Ташкент 4 апреля 1917 года и принимает активное участие в зародившемся сразу после Февральской революции демократическом движении, в частности, в проходившем здесь в апреле 1917 года съезде депутатов исполнительных комитетов Туркестанского края (9-16 апреля). Он участвовал в прениях по многим вопросам, обсуждавшимся на этом съезде3 , например, по вопросу создания областных парламентов, губернских и городских земств. Знаменательны слова А.Валиди, поддержанные его единомышленниками, о том, что в свободной России такой политике управления по отношению к национальным меньшинствам, какая имеет место в английской Индии или французском Алжире, не должно быть места4.
Из протокола съезда узнаем, что на съезде победила точка зрения А.Валиди и его сторонников — М.Бехбуди, Муновар-Кары, В.Чайкина, Л.Зимина и др., о том, что «наиболее соответствующим установлению в России Демократической Республики на принципах широкой автономии отдельных областей государства с предоставлением в отдельных случаях полной федеративности, с ограничением прав меньшинства»5 .
Вот только некоторые из документов, которые характеризуют туркестанский период деятельности Ахметзаки Валиди Тогана. В научный оборот они вводятся впервые, в связи с чем представляют интерес для изучения биографии такого выдающегося ученого и общественного деятеля, каким был Ахметзаки Валиди Тоган.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ЦГА Республики Узбекистан. Фонд 71. Протоколы заседаний и сообщений Туркестанского кружка любителей археологии. Протокол № 5 от 8 сентября 1914 г. ЛЛ.133-135.
2 Там же. Ф. 461. Оп.1. Д.1516. Л.140.
3 ЦГА РУз.Ф.Р-1760. Оп. 1. Д.2. ЛЛ.1-370.
4 Протоколы съезда депутатов исполнительных комитетов Туркестанского края. Протокол № 8. Заседание 15 апреля 1917 года.
5 ЦГА РУз. Ф.Р-1760. Оп.1. Д.2.
Источники:
- Журнал «Ватандаш»