Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Перевод по кнопке

Оренбуржье на фото

  • Курганная группа западнее села Тамар-Уткуль

Комментарии

Login Form

Айбулат Псянчин, кандидат географических наук

Богатая и разнообразная природа Башкортостана, башкиры и другие народы, населяющие ее территорию, с давних пор привлекали внимание исследователей. Повышенный интерес к краю был вызван как его географическим положением в центре Евразийского пространства, на границе Европы и Азии, так и богатством природных ресурсов: разнообразными полезными ископаемыми, лесами, земельными ресурсами, растительным и животным миром.

В предлагаемой вниманию читателей статье рассматриваются отечественные картографические произведения, где показано расселение башкир и других народов нашего края. Говоря о картографической традиции той поры, необходимо иметь в виду, что практически все древние и средневековые карты в той или иной степени показывают надписями расселение народов.

Русская картография развивалась как государственное дело в отличие от западноевропейской, которая фактически являлась частным делом. Присо­единение новых земель к Русскому государству обуславливало развитие географических исследований и картографирования этих территорий, что влекло, в свою очередь, отражение населения на чертежах (картах). Следует отметить один важный аспект централизации и расширения границ государства — это приумножение и уточнение этнографических знаний и сведений о народах страны.

Представляется, что в России составление карт с усиленным этническим содержанием издавна было широко развито в силу многонационально­сти страны и обширности ее территории. Можно утверждать, что не сохранившиеся старые отечественные чертежи и карты XVI – первой половины XVII вв. несли и богатую этническую информацию. Подтверждением этому служит “Книга Большому чертежу” (1627) – уникальный памятник истории отечественной географии и историко-географический источник. Фактически  “Книга” является описанием карты всего российского государства и из него видно, что составителям была хорошо известна вся его территория. Описание страны в ней ведется по рекам. В “Книге Большому чертежу” упомянуты многие географические объекты, указаны расстояния между ними, содержатся сведения о народах страны. Башкортостан и прилегающие территории описываются в разделах “Река Волга”, “Река Яик”: “…А ниже Белыя Воложки (Белая – А.П.) 40 верст пала в Каму Ик река, а Ик река вытекла с верху реки Самара за 200 верст от Самары, протоку Ик реки 350 верст. А усть реки Белыя Воложки вверх и по реке по Уфе, по обеим сторонам и до Оральтовы горы (Ураль­ские горы – А.П.) и дале, все живут башкирцы, а кормля их мед, зверь, рыба, а пашни не имеют” и т.д.1 

Воевода Петр Годунов и “тобольский сын боярский” Семен Ремезов (XVII – XVIII века)

В 1667 г. под руководством П.Годунова 2  был составлен “Чертеж Сибири” (карта I). Он является самым ранним из сохранившихся русских картографических произведений, где отражены Башкортостан3  и башкиры. “Чертеж Сибири” принято называть Годуновским, так как по указу царя Алексея Михайловича составление чертежа Сибири поручалось тоболь­скому воеводе Петру Годунову. Об этом же гласит и надпись на чертеже, что он составлен “по высмотру столь­ника и воеводы Петра Ивановича Годунова с товарищи в Тобольске”. К “Чертежу Сибири” была составлена “Роспись”, содержащая 22 статьи4 . Годунов энергично принялся за дело. В Тобольск были вызваны землепроходцы и старожилы (местные жители – А.П.). В канцелярии воеводы их подробно расспрашивали обо всех извест­ных им местах, за сколько дневных переходов лежат они, и в какой стороне, ориентируясь по солнцу, — полуденной (на юге) или полуночной (на севере), расспрашивали о Больших камнях (горах), о сухопутных, речных и мор­ских путях, о волоках. Вот как сообщается об этом в росписи: “за свидетельством всяких чинов людей и иноземцев тобольских и приезжих бухарцов и татар, которые в сибирских и во всех городах и острогах кто где бывал, и городы, и остроги, и урочища, и дороги, и земли знают подлинно и что, где каких угодий”5 .

Понятно, что под названием ”татары” подразумевались и представители зауральских башкир Тюменского уезда, платившие ясак в Тобольске. Так, Б.О.Долгих отмечает: “Наши источники (материалы Российского государственного архива древних актов – А.П.) называют всех коренных обитателей Тюменского уезда татарами. Фактически же в составе коренного населения Тюменского уезда были не только сибирские татары, но и предки некоторых групп современных башкир”6 . На территории Тюменского уезда башкиры в это время были представлены родами терсяк и сынрян. Они проживали в Бачкырской7 , Терсяцкой8 , Пышминской и Исетской9  волостях Тюменского уезда.

На чертеже показана огромная территория к востоку от Волги и Печоры, включая Сибирь и Дальний Восток. Как и большинство русских карт того времени, он ориентирован по югу, меридианы и параллели отсутствуют. Картографическое изображение на первый взгляд представляется довольно примитивным, но в то же время оно достаточно реалистично показывает основные очертания речных систем 10 . На чертеже Сибири впервые достоверно показано положение Уральского хребта. В росписи к “Чертежу Сибири” перечислены города, слободы, крепости, остроги (с указанием численности служилых людей), реки с притоками, указаны расстояния между населенными пунктами в днях пути и в верстах: “… А от озера Исети через Камень (Уральские горы – А.П.) до вершины Чюсовой реки 30 верст, и тут быть острогу, а внем быть драгуном пол-2 роты, и туды самой пущой же проход воинским людем с тех мест, как башкирцы великим государем изменили 11 .

От Тобольска же степью до Астрахани через Калмыцкой Дербецкой улус да через бухарский город Юргендж и мимо Урлюковы улусы (см. примечание 13) через реку Еик (Яик – А.П.) езду пол 4 месяца. Да до Казани мимо Тюмени  и Уфу степью же езду месяц”12 .

“Чертеж Сибири” фактически является картой с усиленной этнографической нагрузкой, так как народы здесь указаны надписями в местах их расселения. На чертеже отражены: нагаи (ногайцы – А.П.), калмыки, самоедъ (ненцы – А.П), урлюковы (калмыки – А.П.)13, башкирцы (башкиры – А.П.) и др.

Башкиры на карте показаны в междуречье Волги и Тобола. По сравнению с предыдущими и современными западноевропейскими картами, этот чертеж является более полным и точным, на нем отражены многие объекты Башкортостана: г. Уфа, реки Яик, Исеть, Кама, озера и т.д. Уфа изображена у слияния рек Белая и Уфа (видимо из-за недостатка места, составители не стали наносить названия этих рек на чертеж).

Итогом картографического изображения башкир и народов, населяющих Башкортостан, в XVII – начале XVIII столетия следует признать работы С.У.Ремезова14 .

В соответствии с законодательным актом русского правительства (боярским “приговором”) от 10 января 1696 г. “О снятии Чертежа Сибири на холсте с показанием в оном городов, селений, народов и расстояний между урочищами”, составление “Чертежной книги Сибири”  было поручено Семену Ульяно­вичу Ремезову15 .  В этом приговоре, в частности, предписывалось: “… велеть всем сибирским городам и с уезды русских деревень и волостей и с ясачными волостями написать чертежи на холстине, и сколько верст или дней ходу город от города также  и русские деревни и волости и ясачные волости от того города, и на каких реках те городы и уезды и ясачные волости стоят, и то описать на чертеже имянно (с названиями – А.П.), а в Тобольску велеть сделать доброму и искусному мастеру чертежи всей Сибири и подписать внизу, от которого города до которого города сколько верст или дней ходу, и уезды всякому городу определить и описать в котором месте какие народы кочуют и живут, также с которой стороны к порубежным местам какие люди подошли…”16 .

Уже в 1697–1698 гг. Ремезов составил “Большой всей Сибири чертеж” (“Чертеж Сибири”)17 . А к 1701 г. были готовы чертежи на отдельные части этого обширного пространства. Все эти чертежи автор объединил в атлас – “Чертежную книгу Сибири” (1699–1701)18  – главное картографическое произведение Ремезова (Рис. 1). Он содержит план Тобольска, обзорные географический и этнографический чертежи (карты) Сибири и близлежащих территорий, региональные карты: севера европейской части России, юга Сибири и прилегающих районов Казахстана и Средней Азии, восемнадцати сибирских уездов.

Чертежи ориентированы в основном по югу (юг – наверху, север – внизу). Уменьшенная копия “Большого всей Сибири чертежа” была включена в атлас под названием “Чертеж всех Сибирских городов и рек и земель”19  (карта II).  На этом чертеже башкиры отражены в нескольких местах. Так, в верховьях р.Уфа и р.Красная20  башкиры показано надписью “Башкыры” (имеется также запись латинскими буквами вдоль русла реки Уфы – “Baskyre”). Ввиду того, что на чертеже реки Волга и Яик (Урал) оказались смещенными на восток, р.Красная (Большой Кизил) ошибочно нанесена как правый приток р.Самары. На чертеже запечатлены многие географические объекты на территории Башкортостана: Уфа у слияния Белой и Уфы – град Уфа (Ufa), Уральские горы – Каменъ Уралъ, реки Яик (R. Jayck), Белая. Исеть, Кама  и др., многие зауральские озера. “Башкыры” показаны также в Зауралье в междуречье рек Теча и Синара.

Башкиры и географические объек­ты Башкортостана нашли достоверное отражение и на других картах “Чертежной книги Сибири”, в част­ности, на “Чертеже Тобольского города”; “Чертеже земли всей безводной и малопроходной каменной степи” и др.21 

Итогом русской этнической картографии на рубеже XVII–XVIII вв., в том числе и этнического картографирования территории Башкортостана и башкир, стала карта “Чертеж и сходство наличия земель всей Сибири, Тобольского города и всех разных градов и жилищ и степи” в ремезов­ском атласе “Чертежная книга Сибири”22  (карта III). Основой для этой этнографи­ческой карты С.У.Ремезова послужил этнографический чертеж 1673 г. тобольского митрополита Корнилия23 . На карте показаны надписями и разными красками этносы и этнические группы в местах их расселения на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Важной особенностью этой карты является то, что на ней проведены этнические границы (достаточно схематично и неточно).

На этой карте “Чертеж и сходство наличия земель всей Сибири, Тобольского города и всех разных градов и жилищ и степи”24  отмечено более 90 названий и они пронумерованы. Башкиры (№ 37–38) показаны в Приуралье в междуречье рек Самара и Белая и в Зауралье: З. (Земля – А.П.) Башкир­ска и закаменных25  и тептерска (тептяри – А.П.). На территории Башкортостана отмечены: чуваши к западу от башкир (З. Чувашска – № 35); удмурты в нижнем правобережье Белой (З. Вотяцка – № 60). В правобережье Камы можно видеть марийцев (З. Черемисска – № 64); мордву (З. Мордовска – № 61). Южнее от Башкортостана показаны: З. Каратальцев (№ 28) 26 ; З. Аксакальска (часть казахских земель –  А.П., № 31)27 ; восточнее каратальцев расположена З. Урлюков­ская (см. прим. 13). Юго-западнее в Нижнем Поволжье находится З. Аю­кинская (№ 34)28  и в нижнем течение Яика показаны ногайцы (З. Нагайская – № 32–33) и др.

Ремезовыми29  были созданы еще два атласа. Один из них – “Хорографическая чертежная книга” (1697–1711), который включает материалы периода сбора и систематизации. Описания территории здесь даются по главным рекам. Другой атлас – “Служебная чертежная книга” (1702–1730), включает в себя уменьшенные копии чертежей Ремезова и его сыновей, копии чертежей других русских и ино­странных авторов, а также ряд оригиналов Ремезова, текстовые материалы служебного и биографического характера. После 1917 г. “Хорографическая чертежная книга” была вывезена известным историком картографии Л.С.Багровым  за границу и в настоящее время хранится в составе его коллекции старинных русских карт в Гуфтоновской библиотеке Гарвардского колледжа в США. Территория Башкортостана и башкиры отражены на нескольких чертежах этого атласа. В частности, на чертеже Тобольского и Верхоторского уездов показаны места расселения зауральских башкир (карта IV).

Какими же источниками пользовался Семен Ремезов в своей деятельнос­ти? В Тобольске он проводил архив­ные поиски с целью выявления писцовых и переписных книг, географических описаний, актов межеваний, статис­тических сведений, документов земельных и военных рекогносцировок – “доездов” и др. Ремезов также прибегал к помощи сведущих людей – “ведомцов”, путешественников – “бывальцев”, местных жителей – “уроженцов”, “старожилов”. При поездке в Москву в 1698 г. изучал дела в Сибирском приказе. Полевые описания и съемки на территории Урала и Западной Сибири он проводил сам. Трудно судить о том, бывал ли Ремезов в Башкирском Приуралье, но несомненно то, что он посещал земли зауральских башкир, знал башкирских “старожилов” и использовал полученную от них информацию в своей работе. Так, в “Писании до ласкового читателя” – своего рода введении с исторической справкой о создании атласа “Чертежная книга Сибири” С.У.Ремезов отмечает: “…о чертежах вновь допрашивал всяких розных чинов русских людей и иноземцев, иностранных жителей, пришельцов в Тобольск, старожилов, уроженцов, памят­ливых бывальцов, Казанцов, Уфим­цов30, Пермяков…, пословно выспрашивая меру земли и расстояние пути городов, их сел и волостей, про реки, речки и озера, …про горы и леса, и про всякие урочища. …многих родов кочевых Калмыков, Бухарцев, …Каракалпаков, Хивинцов, Аралцов, Гурленцов…, Нагаев, Чуваш, Башкир… из давних лет изведывая жилища орд их”31 . 

Достоинством чертежей Семена Ремезова являются достоверность сведений и богатое содержание. В этом отношении его картографические работы существенно превосходят более поздние карты Сибири петровских геодезистов. В этих чертежах, насыщенных большим количеством экономических, этнографических, исторических, политических, военных, археологических, статистических и других показателей, можно справедливо усмотреть проявление комплексного картографирования. При этом отмечаются расселение коренных этносов и русских, этнический состав, политико-административное деление, места кочевий, иногда данные о ясачном обложении и места археологических находок. Уделено внимание отображению результатов хозяйственного освоения земель и их возможного использования: пашни, покосы, луга и т.д. На некоторых чертежах пунктирными линиями показаны дороги, волоки. Зоогеографические особенности территории и промыслы местных жителей отмечены рисунками животных и пояснительными надписями.

Далее, в XVIII в. получили распространение атласы и альбомы крепостей, форпостов, редутов и укрепленных линий. Карты с богатым этническим содержанием в этот период не получили развития. А создавались, особенно в конце 70-х гг. восемнадцатого столетия, многочисленные карты и планы размещения рудников, горных заводов и горнозаводских округов. Это время характеризуется составлением множества карт разнообразного содержания и назначения 32 .

Русское географическое общество, Уральское общество любителей естествознания и другие  (XIX – начало XX вв.)

Говоря о картографировании территории Башкортостана в указанный период, следует отметить, что оно характеризуется проведением генерального межевания, съемками военного ведомства и развитием специального (тематического) картографирования. В это время интенсифицируется изучение края по отдельным компонентам (почвы, леса, реки и озера, сельскохозяйственные угодья и др.), что обуславливало и картографирование региона по отдельным компонентам природы. Создаются почвенные карты, карты размещения предприятий и т.д. Продолжается составление карт рудников, приисков, горных заводов, населенных пунктов.

Новый этап в развитии этнографии в стране, в том числе и этнической картографии, связан с учреждением в августе 1845 г. Русского географического общества (РГО). В составе Общества было образовано 4 Отделения: общей географии, географии России, статистики России и этнографии России. Среди важнейших достижений РГО в первые годы его деятельности было составление и издание “Этнографической карты Европейской России”33  П.И.Кеппена34 . Она была опубликована в 1851 г. и затем переиздавалась еще два раза. При составлении этнографической карты Кеппен использовал как официальные статистические данные, так и собственные экономико-статистические и этнографические сведения, собранные в ходе служебных поездок. К работе были привлечены местная администрация и духовенство, которые доставляли списки всех инородческих селений с указанием числа жителей по 8-й ревизии (на 1834 г.). Кеппен также воспользовался ответами на разосланную в 1848 г. РГО этнографическую программу35 .

 “Этнографическая карта Европейской России” П.И.Кеппена составлена в масштабе 75 верст в дюйме (1:3 150 000) на 4 листах, на ней различными цветами и цифрами подробно обозначены ареалы 38 этносов и этнических групп (территории, где преобладают русские, украинцы, белорусы, оставлены незакрашенными). При этом ареал размещения каждого из народов оконтурен и закрашен красками разного цвета. Достаточно достоверно отражено население Башкортостана. Здесь выделены башкиры, татары, мещеряки, мордва, черемисы (марийцы), немцы, чуваши.

В 1866 г. в Санкт-Петербурге была опубликована “Карта России и племена ее населяющие”, составленная Нестором Теребеневым36 . Она интересна тем, что по краям рамки карты приведены рисунки Нестора Теребенева некоторых народов в традиционных костюмах. Среди них показаны и народы Урало-Поволжья, в том числе и башкиры (Рис. 2).

В 1875 г. также Императорским Русским географическим  обществом была издана “Этнографическая карта Европейской России” 37  А.Ф.Риттиха38 , отличавшаяся от карты П.И.Кеппена более крупным масштабом (60 верст в дюйме – 1:2 520 000).  При сос­тавлении карты автор взял за основу  материалы последней, 10-й ревизии 1858 г., списки населенных мест Российской империи, собранные министерством внутренних дел в начале 1860-х годов, статистические материалы по состоянию на 1867 г. Хотя на карте А.Ф.Риттиха, как и на карте П.И.Кеппена, показан преобладающий на данной территории этнос, она отличается тем, что является более детальной и на ней выделены в цвете инонациональные вкрапления. Всего на карте показано 46 народов, каждый из которых обозначен своим цветом. Впервые в этнокартографической практике народы в легенде сгруппированы по лингвистическому принципу и родственные в языковом отношении этносы отмечены в единой гамме цветов 39 . Так, башкиры, наряду с татарами, чувашами, ногайцами, киргизами (казахи) и кумыками, объединены в тюркскую группу. На территории Уфимской и Оренбургской губерний показано размещение башкир, русских, татар (вместе с мишарями и тептярями), черемис (марийцев), вотяков (удмуртов), украинцев, немцев, мордвы, евреев, поляков, калмыков, казахов. Центры губерний – города Уфа и Оренбург на карте А.Ф.Рит­тиха показаны с многонациональным составом населения. В Уфе и вокруг нее показаны башкиры,  русские, украинцы, татары, немцы, евреи; в Оренбурге – русские, украинцы, башкиры, татары, поляки, немцы, евреи и калмыки. Эта карта вплоть до начала XX столетия служила основным пособием для изучения расселения народов России.

Во второй половине XIX в. большую роль в этнографическом изучении населения Волго-Уральского региона начинают играть различные научные общества и объединения – Русское географическое общество (в первую очередь Оренбургский филиал РГО40 ), Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ41 ), а также местные деятели, краеведы и т.д.

Так, в 1891 г. по просьбе УОЛЕ, член этого объединения И.Г.Остроумов42  подготовил “Этнографическую карту Пермской губернии”. Дело в том, что общество получило приглашение участвовать в Географической выставке в Берне, и хотело выставить эту карту в числе других географических изданий УОЛЕ43. К сожалению, этнографическая карта Остроумова не сохранилась44. Но о содержании данной карты мы можем судить по работе самого И.Г.Остроумова “Объяснительная записка к этнографической карте Пермской губернии, составленной в 1891 г.”45 (Рис. 3).  Из этой записки мы можем узнать, какими материалами пользовался автор при составлении карты: “Материалом для составления полных списков поселений с представителями той или другой племенной группы в губернии для меня, главным образом, послужили ответы волостных правлений на разосланные им, специально составленные мною, вопросные листы, причем я имел в виду, что эти мелкие административные единицы должны лучше кого либо другого знать, где живут инородцы, какие именно и в какой степени обрусения находятся они в данный момент. Полученные отсюда данные были сопоставлены мною с имеющимися в литературе данными”46. Далее Остроумов характеризует каждый из отмеченных на карте народов. В частности, о башкирах он делает такие замечания: “Башкир можно встретить в Осинском, Красноуфимском, Екатеринбургском, Шадринском и, в незначительном количестве, в Перм­ском и Ирбитском уездах; они обозначены краской сиреневого цвета, одного тона, так как все находятся на одной ступени в отношении типичности, вполне сохраняя свою религию, национальный язык, костюм и домашнюю обстановку; обрусение их сказалось лишь в оседлости жизни, да знании русского разговорного языка”47 . На карте различными цветами показаны башкиры, вогулы, вотяки (удмурты), зыряне, мещеряки, тептяри, татары, пермяки, черемисы (марийцы).

В Вятке в 1890 г. К.В.Лаврентьевым была опубликована ”География Вятской губернии”, к которой была приложена карта, показывающая расселение проживающих в губернии народов48. Эта книга несколько раз переиздавалась (мы будем пользоваться 5 изданием)49  (Рис. 4). В предисловии к 5-му изданию автор отмечает: “Настоящее 5-е издание исправлено и дополнено по новым сведениям, согласно позднейших данных… Приложенная к книжке карта Вятской губернии, напечатанная 4 красками, также немного исправлена и дополнена 50 новыми названиями сел и станций. Таким образом, содержание книжки и карты в общем значительно увеличено”50. На карте штриховкой показаны места расселения вотяков (удмурты), черемис (марийцы), татар, башкир, пермяков, бесермян, тептярей (карта V). В  разделе “Народоведение” приведены сведения о каждом из этих этносов: “Народу в Вятской губернии живет очень много, так как по числу жителей она занимает первое место меж другими губерниями во всей Русской земле. Всех жителей обоего пола в губернии считается более 3,5 миллионов. …Гласное население состоит из русских, но кроме русских, в губернии живет много инородцев – вотяков, черемис, татар, башкир, пермяков и бесермян”51. О башкирах мы узнаем следующее: “Башкиры живут только в двух уездах – Сарапульском и Елабужском и их всего 12 тысяч. По наружному виду и по одежде башкиры походят  на татар и также исповедают магометанскую веру.” 52 .

Итогом этнического картографирования Башкортостана и башкир в         XX в. следует признать деятельность членов Комиссии по изучению племенного состава населения России53 , карты Д.А.Золотарева, Ф.А.Фиельструпа и, конечно же, С.И.Руденко. Но эти работы требуют отдельного рассмотрения. 

Примечания:

1Книга Большому Чертежу // Подг. и ред. К.Н.Сербиной. – М.; Л., 1950. – С.49.

 2Годунов Петр Иванович (? – 1670) – стольник, воевода в Тобольске в 1667–1670 гг. Реорганизовал систему обороны Западной Сибири, занимался также обследованием природных богатств Сибири.

 3Под Башкортостаном подразумевается территория, на которой в XVII –  начале XX вв. расселялись башкиры, т.е. не административное, а историко-географическое понятие.

 4Гольденберг Л.А. Подлинная роспись чертежа Сибири 1667 г. // Тр. ИИЕТ АН СССР. – 1962. – С.252–271.

 5Гольденберг Л.А. Указ. соч. – С.260.

 6Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке (Тр. Института этнографии. Нов. сер. Том. LV). – М., 1960. – С. 41.

 7Название Бачкырской волости (встречаются варианты Башкурская, Баскурская волость – А.П.) восходит скорее всего к этнониму “башкорт” (башкир).

 8Несомненно, что наименование “Терсяцкая волость”  связано с названием башкирского племени “терсяк”. Б.О.Долгих замечает, что название Терсяцкой волости соответствует названию Терсатского аймака, входившего в состав башкирской Катайской волости в XVIII в. (См. Долгих Б.О. Указ. соч. – С.42). При этом он ссылается на известную работу С.И.Руденко (См. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки – М.–Л., 1955. – С. 57). Надо отметить, что Руденко в свою очередь опирался на таблицы родоплеменной структуры башкирского народа Рычкова (См. Рычков П.И. Топография Оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии. Ч. 1-2. – СПб., 1762; Он же. История Оренбургская (1730–1750) // Памятная книжка Уфимск. губ. 2., 1896).  Об известных таблицах (сводах) башкирских родоплеменных этнонимов (Кирилов И.К., Рычков П.И., Руденко С.И., Кузеев Р.Г.) и их анализ см. в примечаниях к.и.н. И.В.Кучумова в переиздании, осуществленном  Центром этнологических исследований Уфимского научного центра РАН: Рычков П.И. История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии. – Уфа, 2001. – С.243–250.

 9Что касается населения Пышминской и Исетской волостей, то Долгих Б.О. буквально пишет следующее: “Относительно Пышминской и Исетской волости наши источники прямо указывают, что это “уфимские пришельцы» (См. Долгих Б.О. Указ. соч. – С.42).

 10Постников А.В. Развитие крупномасштабной картографии в России. – М., 1989. – С.22.

 11Имеется в виду башкирское восстание 1662–64 гг.

 12Гольденберг Л.А. Подлинная роспись чертежа Сибири 1667 г. // Тр. ИИЕТ АН СССР. – 1962. – С.262–263.

 13“Урляковы” (“Земля Урлюковская”) получила свое название от имени главы торгоутов Хо-Урлюка. Торгоуты – одна из групп внутри калмыков (наряду с дербетами, хошеутами, хойотами и др.), имеющая этническую и языковую специфику. По одной из версий, название “торгоут” восходит к наименованию подразделений в армии Чингисхана (торгоуты в то время – дневная стража монгольских ханов, охрана ставки).

 14Псянчин А.В. Башкортостан на старых картах: История географического изучения и картографирования. – Уфа, 2001. – С.81–84, 108–110; Psyanchin A. The Use of Maps and the Attendant Materials with Historical and Ethnographic View and while Study Population (an example of Bashkiria)//19th International Cartographic Conference and 11th General Assembly of ICA. Conference Proceedings. Volume 2. – Ottawa, 1999. – P.1871–1874.

 15Ремезов Семен Ульянович (1642 – после 1720) – картограф, архитектор, историк и этнограф Сибири. Сын боярский, с 1712 г. дворянин. Составитель первых русских географических атласов Сибири. Автор труда по истории Сибири (“Ремезовская летопись”, конец XVII в.). Участвовал в проектировании и строительстве Тобольского кремля.

 16Цит. по: Постников А.В. Развитие крупномасштабной… – С.28.

 17В настоящее время хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

 18Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 256. № 346. “Чертежная книга Сибири” С.У.Ремезова была издана в размере подлинника фотолитографически Археографической Комиссией в Санкт-Петербурге в 1882 г. (См.: “Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 г.”. – СПб., 1882).

 19Там же. Л. 21.

 20Большой Кизил, правый приток Урала (Яика). От башк. єыѓыл — “красная”.

 21“Чертежная книга Сибири”. – Л. 2; 20.

 22Psyanchin A. The Russian Ethnical Cartography Development in the XVII–XIX centuries // 20th International Cartographic Conference of ICA. Conference Proceedings. Volume 2. – Beijing, 2001. – P .1136–1140.

 23Анализируя содержание этой этнографической карты, можно заключить, что Ремезов модернизировал чертеж митрополита Корнилия, так как на карте соседствуют и устаревшие к 1701 г. сведения, и новая информация.

 24“Чертежная книга Сибири”. – Л. 23.

 25Имеются в виду зауральские башкиры.

 26Группа киргизских племен. См. например: Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971. С. 58.

 27Видимо, от названия озера Ак-Сакал.  Рычков отмечает, что на землях средней и малой киргизских (казахских) орд, к северо-востоку от Аральского моря, имеется озеро Ак-Сакал барба. См. Рычков П.И. Топография Оренбургская. – М., Т.I. – С.214.

 28“Земля Аюкинская” – владения калмыцкого тайши Аюки (1642–1724).

 29В картографической работе С.У.Ремезову помогали его сыновья Леонтий (1677 г.р.) и Семен (Семен-младший) (1679/83? г.р.).

 30Представляется, что здесь понятие “Уфимцы” несет этническую нагрузку и подразумеваются уфимские, т.е. приуральские башкиры. В пользу этого свидетельствует и то, что сам Ремезов четко делит своих информаторов на русских, иностранцев и местных жителей.

 31“Чертежная книга Сибири”. – Л. 2.

 32См. Псянчин А.В. Башкортостан на старых картах: История географического изучения и картографирования. – Уфа, 2001.

 33Кеппен П.И.  Этнографическая карта Европейской  России. 1:3 150 000. – СПб., 1851. – 4 л.

 34Кеппен Петр Иванович (1793 – 1864) – рус. статистик, этнограф, академик Петерб. АН (1843). Один из основателей Русского географического общества, в котором возглавлял отделение статистики. Организовал системный сбор статистических данных о числе и национальном составе населения России. Автор ряда этнографических карт и фундаментальных научных трудов.

 35Проблемы этнической географии и картографии. – М., 1978. – С.18.

 36 Карта России и племена ее населяющие. М-бы = 1 : 6 720 000; 1: 21 000 000. Сост. и рис. Нестор Теребенев, СПб., 1866. (Карта России с планами Москвы и Петербурга и этнографическими изображениями Н.Теребенева).

 37Риттих А.Ф.  Этнографическая  карта  Европейской  России. 1:2 520 000. – СПб., 1875

 38Риттих Александр Федорович (1831 – 1904) – рус. этнограф, военный картограф, генерал-лейтенант. Автор трудов по этнографии Царства Польского, Казанской губернии, Прибалтийского края и др. Создал ряд этнографических карт.

 39Проблемы этнической географии и картографии. – М., 1978. – С.18.

 40Оренбургский отдел Русского географического общества был учрежден в 1867 г. С 1868 г. стали издаваться “Записки”, а затем “Известия”.

 41Уральское общество любителей естествознания, одно из крупнейших и авторитетных научно-краеведческих общественных организаций России. Основано в 1870 г. в Екатеринбурге. С 1873 г. издавало “Записки”.

 42Остроумов Иван Григорьевич (1861 – 1939) – общественный деятель, краевед, журналист, член Уральского общества любителей естествознания. Автор работ по археологии, этнографии, геологии. Много сделал для развития музеев в Перми. Хранитель Пермского научно-промышленного музея (1901).

 43Зорина Л.И. Уральское общество любителей естествознания. 1870–1929. Из истории науки и культуры Урала. – Екатеринбург, 1996. – С.128.

 44Надо полагать, что И.Г.Остроумов составил 2 экземпляра “Этнографической карты Пермской губернии”. Один был подготовлен, видимо, для демонстрации на выставке в Берне, другой (назовем его условно “рабочим”) экземпляр был представлен на собрании УОЛЕ. В ходе работы в фондах УОЛЕ в Государственном архиве Свердловской области мне не удалось обнаружить эти карты. Представляется, что карта, которая выставлялась в Берне, не сохранилась. Что же касается т.н. “рабочего” варианта этнографической карты, то я не исключаю, что она может находиться в одном из архивов Перми.

 45Объяснительная записка к Этнографической карте Пермской губернии, составленной И.Г.Остроумовым в 1891 году. – Екатеринбург, 1891.

 46Там же.  С.8–10.

 47Там же. С.10.

 48Лаврентьев К.В. География Вятской губернии. – Вятка, 1890.

 49Лаврентьев К.В. География Вятской губернии (родиноведение) с приложением карты Вятской губернии. Издание пятое, исправленное и дополненное. – Вятка, 1909.

 50Там же. С.3.

 51Там же. С.29.

 52Там же. С.32.

 53КИПС – Комиссия по изучению племенного состава населения России при Российской академии наук под председательством академика С.Ф.Ольденбурга была образована в начале 1917 года для изучения племенного состава приграничных областей европейской и азиатской России с целью составления этнографических карт. Ученым секретарем Комиссии был назначен С.И.Руденко. Комиссия осуществляла свою деятельность практически до конца 30-х годов XX века. Образованная вначале для конкретной задачи – выяснения границ расселения различных этносов в Латвии, Польше, Галиции, Буковине и в пограничной части Азиатской России и составления этнографических карт на эти регионы, Комиссия в ходе своей деятельности в силу разных причин постоянно расширяла сферу своих исследований. Постепенно по ходу работы основной задачей КИПС становится картографирование народов внутри Российского государства.

Источники:

  1. Журнал «Ватандаш»

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter