04/08/2017
Каждое лето в степях Оренбуржья археологи исследуют наследие цивилизации сарматов, оставившей о себе бессмертную память. В июле оренбургские ученые раскопали четыре кургана в Октябрьском районе.
Почти месяц оренбургские археологи исследовали знаменитый могильник. © / Лидиия Купцова / Из личного архива
Отряд археологической лаборатории Оренбургского педуниверситета весь июль провел на раскопках «Курганного могильника II» в Октябрьском районе. Корреспондент «АиФ в Оренбурге» узнавал, какие необычные находки сделали оренбургские ученые.
Рожденные на коне
Каждый полевой сезон, когда ученые под палящим солнцем терпеливо погружаются в глубины истории, рассказывает что-то новое о таинственных кочевниках.
«Курганный могильник II», являющийся объектом культурного наследия федерального значения, у села Второе Имангулово в Октябрьском районе оренбургские археологи исследуют с 2009 года. Вторые раскопки здесь проходили в 2011 году. В июле преподаватели и студенты истфака, сотрудники археологической лаборатории ОГПУ снова попытались разгадать тайну этого места и добыть новые сведения о сарматской цивилизации. Раскопки длились с 6 по 30 июля. Захоронения относятся к ранне-железному веку и в основном в них покоятся сарматы. Нынешняя экспедиция поставила задачу изучить четыре кургана.
День за днем студенты и ученые продвигались слой за слоем земли, курган за курганом… В одном из них обнаружили принесенную в жертву лошадь и две могилы приблизительного IV века до нашей эры. В одной лежали женщина с малышом двух-трех лет, а в другой - женщина с ребенком 8-10 лет. Этот мальчик лежал в позе всадника, рядом с ним положили колчан. Вероятно, он уже встал на путь подготовки воина. В обоих погребениях женщин находились наборы татуировщиц. В другом кургане обнаружили погребение II-I века до нашей эры. В могиле находился воин с железным мечом и колчаном со стрелами, также здесь нашли керамические сосуды.
Интересно, что в 30 процентах захоронений находят женщин, рядом с которыми лежат не только бронзовые зеркала, украшения и татуажные палитры, но и меч, остатки стрел, или жертвенные чаши. На ранних этапах сарматское общество было матриархальным. Язычники верили в загробную жизнь, и поэтому не отпускали туда своих братьев без всего необходимого. Сармат рождался и умирал на коне. Поэтому в мужских захоронениях всегда рядом лежит оружие, а иногда и скелет верного друга - коня (в могилах знати). Именно приуральские кочевники изобрели тактику боя на длинных мечах, что позволяло сражаться на коне. Их считали отличными воинами, они часто выступали наемниками в чужих военных конфликтах.
Чужак или князь?
Третий курган, как вычислили археологи, какое-то время стоял открытый. Археологи начали копать и обнаружили в яме вперемешку кости людей и животных. Сначала подумали, что погребение попросту ограбили. Также была мысль, что захоронение нарушил сурок, устроивший здесь свою нору. Останки принадлежали трем людям. На втором метре раскопок лопаты археологов наткнулись на каменную кладку, под которой покоились скелеты двух воинов. Это захоронение было нетронутым. Воины лежали в позе всадников. С обеих сторон от каждого и между ними находились колчаны со стрелами. Возле воинов лежали кости жертвенных баранов и ножи.
В Оренбургских степях сарматы хоронили своих соплеменников. Фото: Из личного архива/ Лидиия Купцова
«У нас несколько версий. Если бы могилу хотели ограбить, то ограбили бы оба захоронения. Вероятно второе все же было ямой для жертвоприношений. Либо верхняя могила, в которой хоронили простых людей, маскировала нижнее погребение. Так иногда делали сарматы, чтобы запрятать основную могилу», - рассказала заведующая археологической лабораторией ОГПУ, кандидат исторических наук Лидия Купцова. - В грудной клетке и позвоночнике воинов мы обнаружили наконечники стрел, видимо, мужчины погибли в бою. Возможно, что три человека верхнего захоронения были их пленниками. Это очень редкий ритуал. Яма оказалась большой: глубиной около двух с половиной метра».
А четвертый курган представлял собой небольшую насыпь - всего 9 сантиметров над поверхностью. Под насыпью находилась могила ребенка. Археологи рассказывают, что обычно для маленьких детей отдельных погребений не делали, а хоронили рядом со взрослыми под тем же курганом. Может быть, этот ребенок имел высокий социальный статус, либо же был просто чужаком. Все это предстоит выяснить ученым и студентам.
«Сейчас мы привезли все находки в лабораторию, скоро займемся камеральной обработкой. В следующем году мы планируем максимально изучить могильник с почвоведами, антропологами, палинологами, после чего сделаем публикацию об этом месте», - говорит Лидия Владимировна. – «Сарматы - кочевники. Они переходили от одного места к другому. Считается, что на зиму они откочевывали на территорию восточного Прикаспия на полуостров Мангышлак. Родовыми же местами они считали наши земли и возвращались сюда, где на родовых кладбищах хоронили своих родственников. Именно здесь была их родина».
Кто разбудил «мертвых»?
Появление сарматов датируется 6 веком до нашей эры, а теряется их след в 3 веке нашей эры. На территории Оренбургской области осталось около сотни памятников археологии сарматской культуры (за каждым из них десятки захоронений). Большая часть могильников расположены на юге области. Это широчайшее поле для научных исследований. Курганы, усыпавшие оренбургскую степь, обратили на себя внимание ученых еще в 70-х годах 19 века. Но «разбудить» мертвых удалось лишь в 1911 году крестьянам деревни Прохоровка Шарлыкского района. Они разграбили четыре кургана, но местному полицейскому удалось конфисковать у них находки. Изделия направили в Оренбургскую архивную комиссию. После этого начинается изучение древних могильников. Знаток Древней Греции и Рима Михаил Иванович Ростовцев первым понял, что эти кочевники никто иные, как упомянутые древнегреческим историком Геродотом, сарматы.
Не удивительно, что у кочевников не было письма. Не было у них и крупных поселений, которые могли бы оставить свой след. Единственные памятники этой цивилизации -могильники. Только мертвые могут рассказать о целом народе. После перерыва в исследованиях, спровоцированных войнами и лихолетьями, продолжили изучать сарматов только в 50-х годах. Сначала Константин Федорович Смирнов, затем Леонид Теодорович Яблонский и сотрудники Института археологии РАН. Планомерное и систематическое изучение археологических памятников Оренбуржья началось с открытия археологической лаборатории в Оренбургском пединституте в 1977 году. Студенты и преподаватели учебного заведения ежегодно исследуют слеты ушедшей цивилизации, обогащая науку новыми фактами. Кто знает, какие тайны откроются нам в ближайшем будущем?
http://www.oren.aif.ru/culture/event/mogila_s_dvoynym_dnom_chto_skryvayut_sarmatskie_kurgany