Юрий Свинтицкий, инженер-эколог ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области»
В конце прошлого века на территории Абдулинского района существовал 21 сельский совет, объединявший 53 населенных пункта. Был тогда и Петровский сельсовет. В 1980 году в нем (Петровка, Родниковка) проживало 480 жителей.
Деревня Родниковка ранее входила в состав Николькинского сельсовета. После того, как её со всеми колхозными землями присоединили к колхозу им. Жданова, начался распад села. Потом все земли были присоединены к селу Абдрахманово (колхоз им. Калинина). В 1983 году в деревне осталось всего два жилых дома. В 1984 г. Родниковка исчезла.
Исчез колхоз имени Жданова. На сегодняшний день в 100 домовладениях села Петровка проживает 177 жителей.
К сожалению, в Родниковке, пока она существовала, побывать мне не удалось. Несколько раз побывал на ее развалинах. С нависающего с севера обрыва очень хорошо видно, что она из себя представляла. Весной пустырник и крапива своей зеленью очень точно обрисовывают контуры каждого домовладения.
Экспедицией Александра Чибилева на территории Абдулинского района были выделены 19 памятников природы областного значения, из них два было у Родниковки. 27 января 2014 года этот статус был снят с 10 памятников природы Абдулинского района.
Памятник природы «Родниковские обрывы» был исключен с формулировкой «Не имеет достаточно высокой научно-информационной ценности как геологический объект». Оставили только один. Вот как он описан экспедицией.
«Висячие» источники Родниковки». Объект является гидрогеологическим и геологическим памятником природы, площадью 2 га. Опорный разрез отложений казанского яруса — песчаники, известняки, аргиллиты.
Из отвесного обрыва с высоты почти 8 метров из кавернозных белоцветных известняков и песчаников нижней пачки верхнеказанского подъяруса вытекают грунтовые воды, образуя каскады мелких водопадов. Поверхность грунтовых вод хорошо видима на породах обрыва, в месте выхода источника имеет вид крутого бугра. Видны два таких бугра на расстоянии около 40 метров друг от друга, с ними связаны два каскадных источника. На камнях у источников образуются кальцитовые натеки-корки типа ониксов. Это редкое для Оренбуржья минералогическое явление. Образуются также брекчии на натечном кальцитовом цементе. Дебит родника 0.2 литра/секунду. Вода родника слабо минерализованная — 0,3 г/л, гидрокарбонатная, среди катионов преобладает магний. (Донецкова, Донецков, Орлова, 1972). Характерна высокая щелочность (рН 8,36). Видимо, этим объясняется осаждение из воды кальцита — щелочная вода на выходе встречает геохимический барьер в виде растительности и органических остатков.
Памятник нуждается в охране не только как интересный гидрогеологический объект, но и редкое для нашей области минералогическое явление.
На Родниковских памятниках природы мне довелось побывать с десяток раз. Последний раз в ноябре 2011 года. Многие мои знакомые, возвращаясь из города Октябрьского, заезжают сюда специально, чтобы попить и набрать воды. Абдулинцы (даже не уроженцы этих мест) приезжают сюда на шашлыки. Готовят их на уютной полянке, под кронами огромных тополей на западе от существовавшего ранее поселка.
Я впервые в жизни побывал у этих памятников природы с экологом Олегом Лесовым в мае. Был серый пасмурный день. Моросил мелкий дождик, словно на дворе октябрь. Несмотря на ранее услышанные рассказы от уроженцев этих мест, на мой первый взгляд, ничего впечатляющего, разве что нависающий обрыв. Бьют себе родники из обрыва. Сверкают водяные струйки. Под порывами ветра далеко разлетаются и крупные капли, и мельчайшая водяная пыль. По количеству воды источники далеко уступают неподалеку расположенным чеганлинским «ключам», на которых мы только что побывали. Посмотрели. Сфотографировали. Даже не стали пить и набирать воду, поленились карабкаться по грязному, скользкому склону.
Январь. Склоны, обрывы покрыты белым снежным покрывалом. Лишь там, где бьют родники чернота, очень резко выделяющаяся на белом фоне. Самое главное — это то, что я не заметил разницы. Количество вытекающей воды во все времена года одинаковое.
Августовский полдень. Издалека видно, как поблескивает струящаяся по обрыву вода обоих родников.
Вид у родника, который восточнее (ближе к автодороге), намного эффектнее, чем весной. Выросло зеленое окаймление — словно столяр начал изготавливать для картины фигурную раму. Струйки воды падают на камни с высоты, а дальше уже спокойно стекают в речку.
Второй родник, хотя и меньше дает воды, выиграл от окружающей его зелени. Зелень вокруг напитана влагой. Этот не падает с отвесного обрыва, а струится маленьким хрустальным ручейком с камушка на камушек, с плиты на плиту. Пока пили и набирали про запас сладкую воду, для моих глаз открылось красивейшее зрелище. Высокие цветущие сорняки на фоне нависших над родниками глыб и словно соединившееся с этими глыбами голубое, бездонное небо. По небу бегут белоснежные облака.
Сфотографировал. Стал внимательно осматриваться. Обычно родники у нас бьют из щелей, между камнями. Здесь же вода сочится, словно из огромной сжатой губки. Между родниками осыпь, по которой очень трудно передвигаться. Под обрывом речушка с мутноватой водой (вчера прошел ливень), на которую чистейшие родниковые воды повлиять почти не могут.
Время у нас есть. Решили побывать у более отвесных обрывов на западе от исчезнувшей деревни. Здесь воды из каменных пластов вытекает намного больше. Куда не глянешь, везде журчат, блестя на солнце, хрустальные струи. Даже фотография на страницах 248-249 книги «Абдулинская летопись» не может дать полного представления об этом чудесном месте. Надо смотреть вживую!