Купить в Москве швейная фурнитура оптом по выгодной цене в магазине "Texmal".

Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Другие способы

Оренбуржье на фото

  • Иллюстрации из книги «Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Выпуск XVIII»

Комментарии

Login Form

Татьяна Рипова, корреспондент

1 июля 2014 года № 70 (9994)

Гражданская война оставила на территории нашего района очень много напоминаний о себе. Это и места боев, и оружие тех лет, гильзы и снаряды, которые находят до сих пор. А еще, как следствие всего этого, - захоронения, братские и одиночные, красных и белых бойцов.

Есть такие могилы и на территории Каменногорского сельсовета. И это неудивительно. В те лихие годы наш довольно спокойный сейчас район сотрясали события, ставшие уже историей.

Полыхала Гражданская война…

С востока наступала армия Колчака. Ее части овладели Уфой, Бугульмой, Бугурусланом, территория нашего края также находилась под их контролем. Красные войска двигались со стороны Сызрани на Самару, а оттуда их путь пролегал по нашей местности. По пути они освобождали от белых все населенные пункты. Но и белогвардейцы не отступали без боя. Местные жители не раз становились свидетелями атак, засад, расстрелов. К сожалению, очевидцев тех событий в живых уже нет. Остались лишь рассказы людей, которые слышали об этих событиях от своих родителей, бабушек и дедушек, односельчан. Эти факты порой противоречивы. Но, наверное, их нужно знать, чтобы хоть как-то приоткрыть историю почти столетней давности.

Пожалуй, самое известное захоронение времен Гражданской войны, расположенное на территории Каменногорского сельсовета, - это братская могила ста красноармейцев, попавших в засаду колчаковцев в 1919 году. Находится она недалеко от деревни Павловка, в лесном овраге. Здесь до сих пор сохранился металлический обелиск, указывающий место захоронения бойцов. Правда, точное их число, если прислушиваться к различным версиям, установить сложно. Кто-то говорит сто, кто-то называет меньшее число.

Случилось это ранней весной, в распутицу. Белогвардейцам, располагавшимся в Павловке и Егорьевке (по другой версии – в Кирсановке), разведка донесла о приближении красных солдат (считается, что это были матросы). Тогда они, выбрав удобное место, установили пулеметы на возвышенности. Местные жители постарались предупредить красногвардейцев о готовящейся засаде, но слишком поздно. Матросы решили не отступать, а принять бой. Но позиция для них оказалась настолько плохой, что их попросту расстреливали, пресекая все попытки атаки. Красные отступили в сторону небольшого леса, а белоказаки догоняли их и рубили шашками. С тех пор этот лесок называется Поруб.

После битвы местные жители на подводах свозили тела погибших красноармейцев в бывший омшанник для пчел. Он-то и стал для них братской могилой. Первоначально обелиск был деревянный, затем его заменили на металлический.

Официально считается, что на территории этого Совета есть еще две могилы времен Гражданской войны. Обе они расположены близ села Первомайского (бывшая Новомертовка). Это братская могила продотрядовцев, погибших в 1921 году, и братская могила двух красноармейцев из Балтийской бригады, погибших в бою с белоказаками. Правда, подробная история их гибели неизвестна, и очевидцев, спустя столько времени, уже не найти.

Но судя по рассказам местных жителей, подобных могил здесь гораздо больше. Ведь и в самой Старомертовщине (ныне Каменногорском), и в ее окрестностях часто происходили стычки между двумя сторонами поборников своей правды. Места боев и теперь, спустя многие десятилетия, можно разглядеть. Особенно весной хорошо видно, где располагались окопы. Поэтому неудивительно, что и мест захоронений тут много. Причем не только красных бойцов. Ходит легенда, что в кургане недалеко от Каменногорского захоронен белый офицер, причем – генерал. А на кладбище деревеньки Фомичевки есть могилы и белых, и красноармейцев, которые когда-то сошлись здесь в штыковую. Свой покой они, непримиримые враги, нашли тут, на одном сельском погосте.

Были и те, кто без всяких сражений пострадал за свои убеждения во время пребывания колчаковцев в Старой Мертовке. Так был расстрелян коммунист Белоусов, приехавший из Самары к брату. В его доме он и был схвачен, а затем приговорен к смерти. Были в этом расходном списке и другие люди из числа местных жителей, а также пленных. Так что мест захоронений здесь, скорее всего, гораздо больше, только не все их сейчас уже можно легко обнаружить.

Свидетель истории

История Каменногорского и его близлежащих поселков, конечно же, не ограничивается только Гражданской войной. Она уходит своими корнями вглубь веков. Как известно, в 1760-1762 годы капитан Шешлинского драгунского полка Борис Федорович Мертваго приобрел у башкир за 70 рублей обширный участок земли по реке Большой Кандыз. Здесь стали селиться крестьяне, а новая деревня получила название Мертовщина – по фамилии владельца. Люди в те годы занимались земледелием, скотоводством, ремеслами. И, конечно же, основой всему было православие. Поэтому в любом более или менее крупном поселении было обязательным строительство церкви. Первый храм здесь был деревянный, освященный во имя святых Бориса и Глеба.

Позже, в 1798 году здесь построят новую церковь, большую и красивую. Возвели ее на средства жены Бориса Мертваго, которого к тому времени уже не стало, Марфы Михайловны. Архитектором стал ее зять П.И. Чегодаев. Он выполнил все проектные работы, а также внутренние настенные росписи. По сохранившимся воспоминаниям, церковь была построена из песчаных блоков с хорошо обрезанными, ровными краями. Соединяли камни известковым раствором, в который добавляли куриные яйца для крепости, ведь цемента тогда еще не было.

Новый храм был освящен во имя Преображения Господня и вмещал в себя до 400 человек. Рядом с ним был заложен сад. Правда, в будущем церковь в Старой Мертовщине ожидала печальная участь. Сначала с нее сняли колокола. Малый отошел к пожарной бригаде. Большой, весом 40 пудов, сбросили во время войны. При падении он раскололся, его осколки увезли на оборонный завод. Само здание церкви использовалось в качестве склада для зерна. Позже, уже в послевоенные годы, на ее месте решено было построить клуб. Во время рытья траншеи под фундамент трактор наткнулся на старинный склеп. Кто именно был в нем похоронен, уже не знали. Известно только, что при церкви хоронили священнослужителей и членов помещичьей семьи.

Но вот другая церковь, в Павловке, архитектором которой, кстати, тоже был Петр Чегодаев, сохранилась до сих пор. Построена она была немного позже своей соседки, церкви в Старой Мертовщине, в 1809 году, и освящена в честь Михаила Архангела. Когда-то она вмещала более 450 человек и поражала своей красотой и необычным архитектурным решением. Даже сейчас, спустя 200 лет и после всех пережитых ею катаклизмов, она продолжает восхищать взоры приезжающих сюда людей. Конечно, это уже не действующий храм, а, скорее, остатки от него. Ведь зданию тоже пришлось пострадать. Как и его собратьев, павловский храм пытались разрушить, но постройка оказалась настолько крепкой, что справиться с ней не смогли. Так он до сих пор и стоит – своеобразный одинокий свидетель далеких событий. Кстати, он, как и усадьба П. И. Рычкова, является объектом культурного наследия и находится под охраной государства.

Скорбящая мать

Как и во многих населенных пунктах, в Каменногорском есть памятник в честь тех, кто приближал победу в годы Великой Отечественной войны. Но здесь он во многом отличается от других. Подобных ему нет, пожалуй, во всем районе. Мемориал в Каменногорском называется «Скорбящая мать» и представляет собой скульптуру женщины, склонившей голову в глубокой печали. Ведь война – это, с одной стороны, оборванные жизни, а с другой – непередаваемое горе миллионов матерей, перед которым, как писала Анна Ахматова, «гнутся горы», так и не дождавшихся с войны своих детей.

Рядом с памятником стоит мемориальная стена с барельефом трех воинов и высеченными на железных пластинах именами погибших. В центре всей композиции – звезда с Вечным огнем. Мемориал был построен в 1972 году. Автор – Вячеслав Юдин, житель г. Октябрьского (Башкортостан). Он же вместе с бригадой и выполнял работы по его возведению. Строительные материалы для этого предоставил местный колхоз.

Мемориал «Скорбящая мать» с. Каменногорское

Мемориал «Скорбящая мать» в с. Каменногорское.

По памятным местам

На территории Каменногорского сельсовета можно найти много и других достопримечательностей и интересных мест, которые или возвращают нас к каким-либо событиям давно минувших лет, или настолько прочно отложились в людской памяти, что уже и сами стали историей.

Взять, к примеру, Горелую Колку, что находится в пяти километрах от села. Довольно долго ходили слухи, что здесь Емельян Пугачев, отряды которого проходили через село, продвигаясь к Уфе (кстати, пугачевцы и убили местного барина Бориса Мертваго), зарыл клад. Много находилось желающих отыскать сокровища самопровозглашенного царя разбойника. Правда, сделать это никому не удалось, а вот многочисленные ямы, оставленные кладоискателями, сохранились.

История и время многие вещи хранят под покровом тайны и неизвестности. Многие факты не могут найти объяснения. Например, само название села Каменногорское. Появилось оно сравнительно недавно – в 1960 году. А откуда – неизвестно. Ведь поблизости нет никаких камней, которые могли бы повлиять на название. Правда, недалеко от Семеновой горы (как называют ее местные жители) лежит огромный песчаный камень. А на нем большими буквами выбито слово «семенал». Только вот ни откуда взялось оно, ни что означает, - неизвестно.

Зато известно происхождение названия Поташного места. Поташ (техническое название – карбонат калия) применяется для производства жидкого мыла, тугоплавкого хрустального стекла, при окрашивании фотографий, как калийное удобрение. В 1791 году в Уфимском крае началась выварка поташа. Его продажа была очень выгодна, так как приносила хороший доход. Получали его из золы растений и деревьев. Работал поташный завод и здесь, располагался он на берегу ручья возле бывшего поселка Малиновка. Сейчас уже нет ни самого поселка, ни завода, а место продолжает называться Поташным.

Есть и еще одно примечательное место в здешних окрестностях. Это Журавлева поляна. Когда-то давно на ней жили журавли. Да и теперь это место не забыто ими. Каждый раз осенью и весной, во время перелетов в теплые края и обратно, они останавливаются здесь на отдых посреди своего большого путешествия.

К старинным достопримечательностям села Каменногорское можно отнести и Красный мост, существовавший там еще в советские времена. Это был главный мост в селе, соединяющий его с другими селами, а также Дымкинским элеватором. По вечерам и в праздники на нем собиралась молодежь, здесь проходили все главные гулянья, а свадебные тройки по традиции обязательно проезжали по мосту.

Было здесь и еще одно место для развлечений – просторная поляна, на которой установили большие деревянные качели, а рядом высокий шест, на который забирались смельчаки, чтобы показать перед девушками свою удаль и ловкость. Это место всегда было многолюдным: днем играли дети, а вечером собиралась молодежь. Благо, народу в селе было много. Особой удалью считалось сделать на качелях «солнышко», то есть раскачаться на них так, чтобы несколько раз повернуться вокруг своей оси.

Детский дом

Говоря о памятных местах Каменногорского сельсовета, нельзя не вспомнить о месте, где в далекие военные годы находился Секретарский детский дом. Находился он в Кандызском лесу, на поляне между оврагом, где был родник, и лесопосадкой, в 4 км от Старой Мертовки. От села до детдома проходила столбовая дорога, сохранилась она и сейчас. Детский дом располагался именно на территории нынешнего Каменногорского Совета, а Секретарским назывался по названию района (тогда районным центром была Секретарка).

Детдом был организован еще в первые годы войны. Сюда привозили детей-сирот, родители которых погибли в оккупированных немцами городах и селах, во время эвакуации. Сначала ребят размещали прямо в селе: в домах сельчан, в клубе. Люди помогали им чем могли. Затем все колхозы Секретарского района совместно построили для детдома здания. На строительстве работали в основном женщины и подростки. Так на большой поляне в лесу появились корпуса, где жили дети, школа, столовая, пекарня, общежитие для учителей, рабочих, скотный двор.

По воспоминаниям старейшей жительницы с. Каменногорское Т.В. Игошиной, бывшей учительницы в детдоме, воспитанники там были разные по возрасту и национальности: русские, украинцы, белорусы, татары и даже китайцы. Здесь была сначала 7-летняя школа, затем оставили только начальную. Ребята постарше учились в Старой Мертовке, старшеклассники – в Секретарке. По окончании школы они уезжали в профтехучилища.

После войны на какое-то время детдом был реорганизован в санаторий с усиленным питанием. Поправить здоровье сюда привозили ребят со всех детдомов Оренбургской области. Со временем помещения стали разрушаться, учреждение расформировали, а детей распределили по другим детдомам. Но место, где он находился, еще долго будет в памяти местных жителей.

(В подготовке статьи помощь оказали Н.А. Конкова, В.П. Бодрова, Б.И. Конков, О.А. Ерофеева, Т.В. Игошина, В.А. Капунова).

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter