№ 25 (11387) 4 июля 2019 года. Стр. 4.
Зоя Дамрина, член совета музея, журналист
Фото С. Сафроновой
Чтобы познакомить читателей с основной темой этой публикации, сделаю небольшое отступление. Напомню, что сравнительно недавно по инициативе подполковника запаса В.Б. Драчука был создан Общественный совет районного краеведческого музея имени И.П. Редько. Председателем избрали Виктора Борисовича.
То, чем совет планирует заниматься, и чем уже занимается, записано в уставе общественной организации. Задач много, но цель одна: в потоке убегающего времени сохранить в памяти земляков славные страницы прошлого района, в первую очередь, - историческое и культурное наследие, в том числе – и военно-патриотическое.
Так, совет обратился с ходатайством в поселковый Совет о присвоении имени Валериана Правдухина одной из улиц райцентра. Судьба В.П. Правдухина – русского писателя, педагога, критика тесно связана с народным образованием района 20 века. В 1912-1914 годы, будучи педагогом с большой буквы, он за два с лишним года преобразил Акбулакское двухклассное начальное училище. Любил Акбулак, своих учеников. В память об этом периоде жизни Валериан Правдухин написал пьесу «Новый учитель или трудовая артель». Позже пьеса об акбулакском училище была напечатана в журнале и даже поставлена на сцене Челябинского драмтеатра.
Совет настойчиво добивается решения вопроса о сооружении в райцентре мемориала жертвам политических репрессий, и уже есть кое-какие подвижки.
В районной газете с прошлого года ведется рубрика «Навстречу 75-летию Победы». Многие материалы подготовил Виктор Драчук.
Заинтересовала совет музея еще одна малоизвестная страница из прошлого Акбулака – солнечное затмение 1936 года. Вот об этом и пойдет речь.
19 июня члены совета, а вместе с ними журналист районной газеты Светлана Сафронова и работник краеведческого музея, член совета Ольга Шкуринская отправились в поездку и «оживили» своим приездом дремавший 83 года холм, что находится в степи в 13 километрах от Акбулака в сторону Казахстана, а со слов географов – в правобережье водораздела реки Карабутак, впадающей в Илек.
Вроде, ничем не примечательный холм, а поди ж ты – вошел в историю отечественной и зарубежной астрономической науки. Именно здесь обосновался один из центров наблюдения полного солнечного затмения 19 июня 1936 года, что для научного мира имело огромное значение. Полоса полного солнечного затмения проходила через весь Советский Союз – от Кубани до Дальнего Востока.
Как пишет журналист и писатель того времени Роберт Штильмарк, «Академия наук СССР готовила много астрономических экспедиций с новой аппаратурой. Из-за границы сыпались заявки на участие в наблюдениях». «Там обосновалась экспедиция Пулковской обсерватории и американская экспедиция Гарвардского университета». «Полоса затмения была сравнительно легко достижимой, - вспоминает Р. Штильмарк, - ложилась на азиатскую часть СССР, время года сулило сухую солнечную погоду. Короче, все позволяло рассчитывать на успех».
Кстати, именно Роберт Штильмарк назвал объект наблюдения «холмом – курганом». Хотя в современной трактовке определение «курган» не совсем точно, курган обычно связывают с местом захоронения. Но позволю себе использовать и далее определение наблюдательной площадки, как «холм - курган», данное известным журналистом.
О том, как все происходило, написано достаточно статей и оперативных репортажей с места события.
Не могу не упомянуть работников райархива Елену Колесник и Татьяну Гашникову, которые в свое время проделали большую работу по сохранению публикаций о затмении солнца. Собрав все, что было опубликовано в газете «Степные зори» в 1936 году, они оформили прекрасный альбом. Это единственная достоверная информация, имеющаяся в районе с точной хронологией хода наблюдения за затмением. Автор публикаций – Анатолий Гордиенко.
Увы, о холме-кургане мало знают в Акбулаке, и практически 83 года никто из заинтересованных лиц не пытался связать событие мирового уровня с Акбулаком. Поэтому на «знаменитом» холме нет и не было ни памятного знака, ни памятника, а «народная тропа» к нему давно заросла.
В этом году журналист «Степных зорь» Светлана Сафронова попыталась со страниц газеты привлечь внимание читателей к Всероссийскому конкурсу «Культурный след», на котором был представлен ее проект «Акбулак – город солнца» («Городом солнца» назвал наш поселок чешский журналист Юлиус Фучик в одноименном репортаже о солнечном затмении).
В число победителей проект не вошел, но и в хвосте не остался. Светлана Сафронова заканчивает свой материал обнадеживающим выводом: «Проект вошел в первую десятку и занял седьмую строку. Надеемся, что в будущем Акбулакский проект будет реализован».
Вот за эту «надежду – ниточку» и ухватились члены совета музея. И, как я уже говорила, именно 19 июня, спустя 83 года (день в день!) отправились в путь. Поездку и дату предложил Евгений Редько, приехавший в Акбулак. Предложение Евгения Ивановича поддержал председатель совета Виктор Драчук и мы, предвкушая встречу с чем-то интересным.
Евгений Иванович краеведением занимается с юности. Как и его отец, Иван Петрович, влюблен в это дело, всегда доводит начатое до конца. В том числе его давно интересует история солнечного затмения 1936 года. Интересует она и краеведа-историка Александра Ященко, Татьяну Крохмаль, Виктора Драчука, Юрия Калюжина, Валентину Мостовую – членов совета музея, а также журналиста Светлану Сафронову, работника музея Ольгу Шкуринскую и автора этих строк, то есть всех, кто участвовал в поездке.
…Пришлось немного поколесить по июньской степи, еще цветущей, но уже с заметными следами увядания из-за нехватки дождевой влаги. Суховей оставил свои желтые метки на каждой травинке… Увы, не та уже степь. За последние два десятка лет местность от Акбулака до холма, включая Мокрый овраг, сильно изменилась. А уж за 83 года – тем более.
Проселочные дороги, некогда накатанные, как асфальт, заросли травой. Многочисленные тропинки, протоптанные любителями сбора даров степи – ягод, лекарственных трав, едва просматриваются.
Но у нас был ориентир – те самые «13 километров от Акбулака в сторону Казахстана», о которых пишет в своей статье «Солнечное затмение» Роберт Штильмарк.
Вот место, соответствующее ориентиру, и подтверждению Александра Ященко: он в свое время с учениками побывал на кургане. Холм-курган шапкой возвышается над окружающим степным раздольем, основание холма – пологое, удобное для подъема. Поднимаемся без усилий. С вершины хорошо виден в голубой дымке Акбулак и рукотворная, простоявшая не один век гора Корсак-Бас. Над нами - бескрайний, очень облачный небосвод и жаркое солнце. То самое, на которое 19 июня 1936 года смотрели сотни астрономов, используя новейшую аппаратуру. Через специально закопченные стекла на солнечное чудо взирали и тысячи акбулакчан и гостей.
…Было 12 дня, а тогда, 83 года назад, затмение солнца началось несколько раньше. Вот как пишет об этом вышеупомянутый талантливый журналист и писатель Р. Штильмарк. «Когда погас за черным бархатным диском лунной тени последний узенький солнечный луч… наступила странная дневная мгла». «Продолжительность всего затмения, помнится, была около полутора часов, главная небесная сенсация – фаза полного закрытия солнца – длилась три минуты. Американцы своей автоматикой сделали более двух тысяч снимков короны, пулковцы (Пулковская обсерватория – прим. автора) – около семи десятков, но качество каждого из них было отличнейшим, у американцев – посредственным…»
…Настроение у нас – приподнятое: как бы там ни было, но «национальная» гордость за Акбулак просто захлестывала! Хотя, увы, каких-либо следов наблюдения за затмением здесь на холме не было, да и быть не могло – годы прошли, многие годы… Но что-то там увидел Евгений, спустившись с северной части холма вниз. Вернувшись, сказал, что заметны следы фундамента от построек. Да, постройки, естественно были, как же без них в настоящем астрономическом городке? Но страсти по затмению улеглись, за восемь десятков лет «рачительные» акбулакчане все, что было, видимо, прибрали к рукам…
И вот – самый ожидаемый момент поездки. Евгений Редько, Юрий Калюжин и Виктор Драчук устанавливают в центре кургана – в прошлом астрономической площадки – временный памятный знак с соответствующей надписью – что и когда здесь происходило. Знак и табличку собственными руками изготовил Евгений Иванович.
Фото – на память, ведем разговоры о грандиозном космическом и астрономическом событии, связанном с Акбулаком. Каждому есть что сказать, но особенно – знатокам Е. Редько и А. Ященко. Покидая место дислокации, еще раз оглядываемся на поблескивающий знак, который «оживил» дремавший 83 года холм-курган.
Культурный след данного исторического факта, на наш взгляд, очевиден. Надеемся, что так думает (или будет думать) большинство акбулакчан. Очевидно и то, что надо продолжить участие во Всероссийском конкурсе «Культурный след». И победить! Тогда, быть может, временный памятный знак, который мы поставили, заменят настоящим памятником в честь события мирового масштаба. В грандиозном событии был задействован и Акбулак, предоставив астрономам наблюдательную площадку за затмением солнца 1936 года.
И еще: 83 года назад, акбулакчане гостеприимно и радушно встретили гостей и центра и зарубежных, журналистам предоставляли жилье. А когда, к несчастью, в дни подготовки к затмению солнца на Акбулакский район налетела азиатская саранча, Акбулакский райком партии исполнил с честью приказ: вывезти на борьбу со стихийным бедствием все население, оставив прочие заботы. Жители помогали уничтожать полчища саранчи, чтобы спасти приборы. Помогали не только по приказу, но и добровольно.
Сегодняшние старожилы, бывшие тогда подростками, вероятно, что-то помнят. Если вам есть что рассказать, напишите в газету. Газета продолжит тему, опираясь на ваши воспоминания и на очерки и статьи документального плана.
Поработаем все вместе, соберем богатый и достоверный материал, докажем, что холм-курган должен иметь статус особого природного объекта, что это не просто объект, а целая история. Он должен стать доступным для туристов, что поднимет престиж района, может, будет и какая-то экономическая выгода.
Не каждому поселку такое дано, а Акбулаку – «городу солнца» - дано. Так неужели же мы этим не воспользуемся?