№ 33 (11293) 24 августа 2017 года. Стр. 4.
По материалам Акбулакского историко-краеведческого музея
Недавно акбулакчане имели возможность наблюдать лунное затмение. В истории нашего поселка есть интересная страница, связанная с солнечным затмением, когда Акбулак на короткое время превратился в центральное место на Земле. Мы предлагаем сегодня вернуться на 81 год назад и вспомнить об этом событии.
В 1936 году весь мир ждал полного солнечного затмения, которое предстояло 19 июня. Академия наук СССР готовила много астрономических экспедиций в азиатскую часть нашей страны. Поступало много заявок и из-за рубежа на участие в них. Прислал заявку и Гарвардский университет из США.
Ак-Булак - центральный пункт наблюдения солнечного затмения. Поэтому внимание людей, не только научного мира и сограждан необъятного Советского Союза, но и всего мира приковано в Ак-Булаку. Сюда адресуются ящики американских приборов, приборы советских астрономов: «Через Ленинград, Москву, Оренбург-Ак-Булак». Вместе с учеными в Ак-Булак приехали и журналисты. Среди них был и двадцатилетний Юлиус Фучик, который написал очерк об этом событии «Астрономы в степи» в газете «Руде право». Очерк начинался с путевых впечатлений.
– «Ак-Булак - районный центр. Наступило утро 19 июня. Из-за холмистого горизонта, как и всегда, поднимается пылающее багряное солнце. По пыльной дороге к холму движутся десятки легковых и грузовых автомашин. Пересекая пустынную, холмистую местность, жители Ак-Булака и соседних селений - колхозники, служащие, рабочие бесконечной вереницей поднимаются на велосипедах и пешком к знаменитой горе, расположенной в 11 км от Ак-Булака.
На вершине этой горы расположена площадка. Одна за другой прибывают и становятся в ряд автомашины из Оренбурга и Актюбинска с сотрудниками госучреждений, институтов, школ, из прилегающих к Ак-Булаку селений - Шкуновки, Карасая, Карповки с колхозниками, рабочими, детьми. Подъезжает машина, из которой высаживаются секретарь областного комитета партии тов. Горкин и председатель облисполкома тов. Васильев. Астрономы открывают завернутые в брезент и одетые в чехлы приборы, протирают зеркала и прощупывают давно проверенные спектроскопы, целостаты, призматическую камеру, монохроматор и часовые механизмы. Профессор Герасимович, проф. Перепелкин, инженер Пономарев, ученый механик Мессер, молодые астрономы Вязаницын, Мельников, Гнедышев готовы с секунды на секунду прильнуть к своим приборам на двухминутное наблюдение, к которому так долго и деятельно готовились.
Радисты «Последних новостей по радио» вызывают Москву, чтобы в коротенькой информации описать вид площадки, период затмения и солнечную корону. На площадке с блокнотами бегают корреспонденты газет, репортеры, целящиеся фотоаппаратами на астрономов и гостей. На соседних холмах отчетливо выделяются силуэты людей, астрономических труб и самолета, ожидающего своего отлета в Москву с фотоснимками. Приближается время к 8 часам. Напряжение внимания гостей с каждой минутой усиливается. Над площадкой на высоких шестах полощется красный флаг советской экспедиции и красно- полосатый - американский. Не умолкая, трещит динамо у американцев, с прерывающимся гулом кружится над площадкой самолет.
- Началось…ущербилось, - вдруг пронеслось из уст в уста вестью.
- Ну, объявляю солнце закрытым, - говорит кто-то из публики.
Действительно, сверху, с правой стороны солнце ущерблено, но это только частичное затмение. Остается видимой только половина солнечного диска. Еле уловимое побледнение утра. Но через некоторое время заметней становится теряющиеся резкие очертания теней предметов и человеческих фигур. Силуэты гребней соседних холмов, людей, находящихся на них, самолет, небо утрачивают привычный для глаза вид.
Наступают особенные сумерки. Радисты поймали Москву, передают ход наблюдения. А солнце меркнет и меркнет. Луна закрыла девятую часть солнца. Луна закрыла большую часть солнца, виден лишь тонкий ломтик. Все сильнее становится ледяной восточный ветер. Наступившие вечерние сумерки напоминают осеннюю ночь перед снегом. Медленно, но неумолимо скрывается солнце. И когда поглотился в лунную темь последний пучок солнечных лучей, на площадке вспыхнули электрические лампочки. На небе появились три мерцающие звезды: Марс, Венера и Дельта из созвездия Геркулеса. На месте солнца, вокруг черного круга луны, переливаясь серебристо-перламутровым цветом, сияет резкая каемка. Кажется солнце раздавлено каким-то черным чудовищем, и последние его соки высочились по сторонам. Это - солнечная корона.
Леденящий ветер пробирает насквозь человеческое тело. Горизонт окрасился в гамму голубого, оранжевого, желтого и других еле-еле уловимых неописуемых цветов. На площадке - торжественная тишина. Две тысячи пар человеческих глаз устремлены на солнечную корону. Только щелкают фотоаппараты, в мутном небе рокочет самолет, и полощутся взвитые над площадкой флаги.
- Стой, солнце!... Не движись, луна! - вырвалось у кого-то из груди.
Но чарующий миг 117 секунд ночи расступился. Из-за темного круга рванулись солнечные лучи, мгновенно мелькнула тень и снова день.
- На первый взгляд затмение прошло удачно, - сообщают по радио. - Изумительно прекрасна солнечная корона… к профессору Герасимовичу спешат, поздравляют. Не скоро разъезжаются с площадки экскурсанты. А солнце льет и льет живительные, трепетные лучи…»