№ 42 от 15 октября 2008 г.
Галина Матвиевская
В текущем году исполняется 180 лет со дня рождения и 120 лет со дня смерти Николая Андреевича Крыжановского (1818-1888), которого по справедливости следует называть среди самых выдающихся исторических деятелей Оренбуржья.
Немало полезного для города и края было сделано им за шестнадцать лет (с 1865 по 1881 год) пребывания в должности оренбургского генерал-губернатора. К сожалению, сейчас в литературе можно найти очень немного сведений о богатой событиями жизни Н.А. Крыжановского, который до назначения в Оренбург сделал блестящую военную карьеру, был участником Крымской войны и обороны Севастополя. Во время службы в Оренбурге он руководил действиями войск по присоединению Туркестана к России. Наиболее полный очерк деятельности Н.А. Крыжановского содержится в вышедшей в 1999 году книге В.Г. Семенова и В.П. Семеновой «Губернаторы Оренбургского края». Мы остановимся подробнее на крайне интересовавшем его вопросе — изучении природы и истории Оренбуржья.
Вскоре после своего назначения Н.А. Крыжановский начал ходатайствовать об учреждении Оренбургского отделения Императорского Русского географического общества, одного из наиболее значительных учёных обществ России. Его ходатайство было удовлетворено. Генерал-губернатор, принявший на себя звание покровителя Отдела, выступил на его открытии 14 января 1868 года с речью, в которой изложил своё понимание задач, стоявших перед оренбургскими краеведами. Эти задачи сводились к следующему:
«1) Отыскивать и приводить в известность собранные уже сведения об Оренбургском крае, хранящиеся в местных архивах и у частных лиц, рассматривать их, оценивать и решать, какое может быть сделано из них употребление для науки.
2) Производить на местах учёные исследования с целью составления впоследствии возможно верных карт Оренбургского края и подробного физико-географического описания его.
3) Оказывать содействие частным лицам, посещающим Оренбургский край с учёною целью, и стараться привлечь к исследованию края лиц, могущих быть для сего полезными любовью к науке и знаниями своими.
4) Стараться об учреждении хранилищ материалов и ученых пособий, относящихся к кругу своих занятий».
В последующие годы Оренбургский отдел Русского географического общества сделал немалые успехи в изучении края. Предпринимались научные экспедиции, производились метеорологические наблюдения, были составлены программы географических исследований. В 1875 году силами Отдела и Оренбургского статистического комитета была проведена перепись населения. Издавались научные «Записки» Отдела. Была начата работа по изданию трудов прославленного историка и краеведа Оренбуржья Петра Ивановича Рычкова.
За первые десять лет существования Отдела было проведено 49 заседаний, на которых, как правило, присутствовал Н.А. Крыжановский. Иногда заседания проводились у него на квартире. Однако прилагавшихся усилий было недостаточно для полноценного всестороннего изучения Оренбургского края, которое предполагал провести Н.А. Крыжановский. К 1880 году он разработал обширную программу работы, важную часть которой составляли исторические исследования. С этой целью на службу в канцелярию генерал-губернатора был принят историк-краевед Р.Г. Игнатьев (1818-1886).
Газета «Оренбургский листок» за 12 октября 1880 года писала: «Нам сообщают, что по распоряжению г. оренбургского генерал-губернатора Николая Андреевича Крыжановского предполагается составить «Историю Оренбургского края». Разработкой материалов занимается известный знаток местных древностей и преданий Руф Гаврилович Игнатьев, который просит поэтому содействия у всех, кто имеет под руками сведения по истории края и биографии лиц, служивших в Оренбургском крае, а также у всех, имеющих у себя записанными устные народные предания».
Свою программу изучения Оренбургского края Н.А. Крыжановский изложил на собрании городской общественности, которое состоялось 20 декабря 1880 года по случаю остановки в Оренбурге проездом в столицу Г.И. Пржевальского, возвращавшегося из дальних странствий. Речь генерал-губернатора предшествовала выступлению знаменитого гостя.
На следующий день «Оренбургский листок» сообщал: «Вчера, 20 декабря, в 8 часов обширное зало нашей городской думы переполнилось многолюдным собранием чиновников и горожан. Состоялось особое заседание по делам нашего Географического отдела, еле-еле тянущего своё существование. Г. оренбургский генерал-губернатор открыл собрание речью, в которой высказался, что никакие упрёки, обращённые к местным деятелям в незнании ими края и неумении пользоваться силами и свойствами его не будут иметь основания, пока мы не возьмёмся за изучение той местности, где привелось нам действовать, и пока не осознаем, насколько край наш отличается особенностями своей природы и трудностями к изучению… Собрание единогласно выразило желание заняться собиранием данных при посредстве особых комиссий…»
Речь генерал-губернатора, позднее опубликованная в газетах полностью, действительно заслуживает внимания. Вначале Н.А. Крыжановский заявляет о необходимости изучения Оренбургского края, «пространством равного любому европейскому государству», тем более что «он одарён природой необыкновенными задатками местных богатств и до такой степени разнообразен в жизненных проявлениях своих, что выводы статистические, этнографические и всякие иные, справедливые для других частей империи, только условно или вовсе к нему неприменимы».
Утверждая, что именно из-за малой изученности края был организован Оренбургский отдел Русского географического общества, Крыжановский продолжает: «Я должен отдать полную справедливость Отделу и его членам. Они сделали всё от них зависящее для достижения цели. Но я вас спрашиваю, что могут сделать каких-нибудь двадцать человек, постоянно живущих в Оренбурге и состоящих на государственной или выборной службе, в деле подробного изучения края и встречающих повсюду вместо помощи полнейшее равнодушие к общему делу».
Реклама Объявления Письмо в редакцию Контакты
Для успеха работы, по мнению Крыжановского, необходимо дать ей «чётко очерченную организацию». Это значит, что следует прежде всего определить: «1) Какие сведения нужно собирать и у каких лиц искать их. 2) Куда и кому нужно их доставить. 3) Кто должен полученные сведения собирать, сводить в одно целое и из них составить общее описание края во всех его отношениях».
Поскольку работа предстоит действительно громадная, то к ней следует привлечь самые широкие круги жителей края и прежде всего «лиц служащего класса, действующих по всей территории — от волостных старшин до господ губернаторов включительно». Крыжановский считает при этом, что было бы правильно, если бы «все желающие участвовать в общем деле записались бы в члены Оренбургского отдела Русского географического общества».
Программа генерал-губернатора предполагала, что конечным результатом планируемой работы должно стать полное описание Оренбургского края, включающее четыре части: 1. географическую; 2. статистическую и этнографическую; 3. по природным богатствам и врачебную; 4. историческую. Относительно каждой из этих «частей» Крыжановский дал подробное разъяснение.
Для географической части требуется: «1) Составить описание страны по наружному её виду, определить пространство её, воды, горы и пр., определить все населённые пункты, города, сёла, деревни, посады, пригороды, хутора, помещичьи усадьбы, станицы, выселки, отдельно существующие монастыри и пр. 2) Составить физические свойства страны, климат, время замерзания вод, обилие дождей и снега, растительность, почву».
Во вторую часть были объединены самые разнообразные вопросы, расположенные без видимого порядка. Прежде всего здесь требуется «сделать подробное исчисление жителей, разделение их по сословиям, племенам, религиям и перечислить занятия жителей: «хлебопашество, скотоводство, рыбная промышленность, торговля». Кроме того, нужно отметить «движение торговли, пункты сбыта товаров и сырых произведений края; фабрики, заводы, винокурни, всякого рода мельницы».
Далее предлагается перечислить «церкви, монастыри, молельные дома всех исповеданий, жилища для духовно— и церковнослужителей». Говоря об учебных заведениях — начальных, средних и высших, требуется здесь же определить состояние грамотности в крае.
Отдельно предлагается отметить пути сообщения – «рельсовые, шоссейные, натуральные, почтовые, коммерческие просёлочные, мостовые сооружения и пр.».
Далее значится довольно неожиданный вопрос: «Число кабаков, харчевен, заезжих дворов, гостиниц и пр. Развитие пьянства в народе, количество потребляемой водки».
Интересен и следующий пункт: «Ярмарки, торговые базары, величина их оборотов, количество хлеба всякого рода, соли, воды и топлива, необходимое в день и в год для потребления жителей городов».
Особо выделен вопрос о торговле хлебом: «Величина урожаев за последние 5 или 6 лет, количество хлеба в пудах, остающееся свободным от местного употребления, куда оно сбывается, цены на хлеб в последние годы. Цены поставщиков в казну».
Отмечен и важный для Оренбуржья вопрос о лесах: «Леса Оренбургского края. Быстрое их истребление. Количество ежегодно продаваемого леса, цена дров и пр.».
Последним пунктом этой части названо скотоводство.
В третью часть полного описания Оренбургского края включены следующие вопросы: «Исчисление природных богатств края, его флоры, минеральных залежей, соляных копей, подробное описание промыслов фабричных, заводских и домашних, а также климатическое влияние на здоровье жителей и их долголетие, лечебные учреждения, врачебная часть».
Вжным моментом речи Н.А. Крыжановского было предложение создать специальные комиссии, которые и будут объединять и анализировать поступающие сведения об Оренбургском крае согласно трём выделенным «частям». Здесь же на собрании генерал-губернатор назначил председателей этих комиссий: Ф.М. Самоцвета, Л.Л. Мейера и В.В. Лотина.
Особое положение заняла четвёртая часть. «Что касается исторической части, — заявил Н.А. Крыжановский, — я полагаю, что для неё никакой комиссии не нужно. По свойству самой работы она должна быть произведением одного лица, к ней особенно приготовленного предшествующими занятиями. Такое лицо есть между нами: господин Игнатьев давно уже занимается историей Оренбургского края, в последнее время он осмотрел подробно архив в Нижне-Уральске, и я предложу Отделу командировать его для той же цели в Москву».
Чтобы осуществить столь широкую программу работ, генерал-губернатор предложил составить вопросы и распространить их среди населения. Он заметил: «Дать нам точные и драгоценные сведения могут только люди, живущие на местах, к ним следует адресоваться лично. Но живут по деревням крестьяне, не читающие никаких журналов и газет, полицейские урядники, священники, врачи и др. Все они должны получить подробные объяснения и наставления. Крыжановский предполагал, что описание вначале коснётся Оренбургской и Уфимской губерний и территории Уральского казачьего войска. «Описание киргизской степи, — заметил он, — составит со временем продолжение нашего труда».
Заключая свою речь, генерал-губернатор сообщил, что «на этих днях» он был в Уральске и там его «идея была принята с большим сочувствием». На поддержку он рассчитывает и в Уфе, а поэтому полагает, что вскоре будет сделан первый шаг в этом трудном деле.
Таким образом, Н.А. Крыжановский, считая необходимым условием успеха в управлении Оренбургским краем его всестороннее изучение, разработал подробную программу исследовательской работы, к которой намеревался привлечь широкую общественность. К сожалению, этому проекту не суждено было осуществиться. Через три месяца после его обнародования, 30 марта 1881 года, его автор был отправлен в отставку и покинул Оренбург. Вслед за этим последовала важная реформа — было упразднено оренбургское генерал-губернаторство, и Оренбург стал обычным губернским городом. Начался новый период оренбургской истории.