Труды научной конференции "Ломоносов-2002". История/ Отв. ред. А.Ю. Андреев. М., 2003. С. 71-73.
История Оренбургской операции 1919 года, или обороны Оренбурга, как было принято писать в советской историографии, до сих пор содержит немало нерешенных проблем. Каково было реальное значение города в гражданской войне? Почему казаки не смогли взять свою войсковую столицу? Как относилось к происходящим событиям население города? Попробуем ответить на эти непростые вопросы.
Весеннее наступление войск адмирала А.В. Колчака на Восточном фронте и взятие таких стратегически важных пунктов, как Уфа (13.03), Белебей (7.04), Бугульма (10.04) и Бугуруслан (15.04), способствовало отходу красных с Южного Урала на Оренбург и Актюбинск. Ставка требовала решительных действий: в соответствии с директивой штаба Верховного главнокомандующего от 12 апреля 1919 года Отдельная Оренбургская армия должна была овладеть районом Оренбург - Илецкий городок - Актюбинск [1]. Медлить было нельзя из-за разлива рек, который мог надолго остановить наступление белых. Но казачьи корпуса не обладали достаточным превосходством в силах для прорыва обороны красных и почти не имели пехоты, а I Оренбургский казачий корпус вел боевые действия на два фронта, наступая на Оренбург и Актюбинск. Приходилось рассчитывать на внезапность в действиях и храбрость казаков. Именно поэтому многие казачьи офицеры лично водили войска в атаки, находясь под огнем противника [2].
Преследуя красных, I и II Оренбургские казачьи корпуса Отдельной Оренбургской армии и IV Оренбургский армейский корпус Южной группы Западной армии к 20-м числам апреля 1919 г. подошли к Оренбургу с юго-востока, востока и северо-востока соответственно. Из разведсводок поступали сведения о возможном оставлении города красными без боя [3]. В самом городе полным ходом шла эвакуация. 17 апреля командир II Оренбургского казачьего корпуса генерал-майор Генерального Штаба И.Г. Акулинин подписал оперативный приказ № 9(б) о занятии Оренбурга к Светлой Заутрене - 23 часам 50 минутам 19 апреля.
Оренбург был крупным промышленным центром, столицей войска и важнейшим узлом железных дорог, в городе было свыше 100 фабрик и заводов, а население составляло 146 тысяч человек (на 1912 г.). Казакам было небезразлично, в чьих руках войсковая столица, во многом, в зависимости от этого они решали, участвовать им в борьбе с большевиками или нет. Оренбургский губернский комитет РКП(б) сообщал в ЦК, что "один только усердно распускаемый врагами ложный слух о падении Оренбурга вызывает приток свежих сил в колеблющиеся части казачества, которое поголовно уйдет к Колчаку в случае падения Оренбурга" [4].
Занятие Оренбурга открывало белым путь на Бузулук и Самару - к Волге. А для красных удержание города стало залогом успеха последующего контрнаступления. В случае падения города, крупные конные массы уральских и оренбургских казаков, выйдя на простор севернее реки Урал, могли совершить глубокий рейд по тылам Южной группы армий советского Восточного фронта, район сосредоточения ударного кулака которой (Бузулук - Сорочинская - Михайловское (Шарлык)) непосредственно примыкал к оренбургскому району. Падение Оренбурга не позволило бы красным завершить сосредоточение своей ударной группировки и развить наступление против Западной армии белых из-за необеспеченности собственного тыла с юга и юго-востока. Однако этого не случилось.
В конце апреля попытка командира II Оренбургского казачьего корпуса взять город с налета не удалась. Из-за несогласованности в действиях командиров корпусов, обусловленной разливом рек и отсутствием средств связи, красные получили возможность атаковать противника по частям. К северо-востоку от Оренбурга при впадении р.Салмыш в р.Сакмара 21-26 апреля шли ожесточенные бои между частями IV Оренбургского армейского корпуса генерал-майора А.С.Бакича со стороны белых и 20 Пензенской (начдив А.Е. Воробьев) и 31 Туркестанской (начдив А.Д. Малявинский) стрелковых дивизий со стороны красных. В результате боев IV Оренбургский армейский корпус понес ощутимые потери, причем, главным образом, пленными и был вынужден на ближайшее время перейти к обороне. Пока значительные силы красных были задействованы севернее города, на южных и восточных подступах к Оренбургу успешно продвигались вперед I и II казачьи корпуса. 29 апреля I корпус на какое-то время овладел Меновым Двором в 5 км к югу от Оренбурга и начал артобстрел города.
Бои шли за единственный в районе железнодорожный мост через р.Урал, который в этот решающий момент красным удалось удержать. Тогда части I корпуса атаковали тылы красных западнее города. Здесь началось восстание ряда илецких и уральских станиц. Совместными действиями повстанцев и казачьих частей в начале мая был взят Илецкий городок. Командующий 1 советской армии Г.Д.Гай настаивал на сдаче Оренбурга, но М.В.Фрунзе, командовавший Южной группой армий Восточного фронта, потребовал принятия более энергичных мер по обороне города. Конец апреля и первая половина мая прошли в затяжных боях. 10 мая началось общее наступление двух казачьих корпусов. На участке II корпуса красные отступили с большими потерями, а на участке I корпуса наступление захлебнулось. Бои шли на ближних подступах к Оренбургу - всего в 3-4 км от города.
В целях упрочения обороны Оренбурга красные провели репрессии [5] и мобилизовали жителей города на рытье окопов и установку проволочных заграждений. Причем насильно мобилизованные, в большинстве своем, служили крайне неохотно. В Оренбург перебрасывались дополнительные силы, при этом группировка красных к концу мая выросла в 1,5 раза от первоначального состава. Подавляющим было и техническое превосходство красных. В этих условиях белым становилось все труднее рассчитывать на овладение городом. 23 мая был издан приказ Верховного правителя и Верховного главнокомандующего о расформировании Отдельной Оренбургской армии. Вместо нее создавалась Южная армия под командованием генерал-майора Г.А. Белова. Новая армия должна была ударом по линии Оренбург - Бузулук - Самара остановить наступление красных против Западной армии. Войска генерала Белова в середине июня дошли до окраин Оренбурга. Однако момент был упущен, и стратегическая инициатива перешла к большевикам. В июле Южная армия практически не предпринимала активных действий в отношении Оренбурга. А уже в августе 1919 г. в ходе Актюбинской операции казаки были вынуждены отойти от города, расставшись с надеждой вернуть казачью столицу.
[1] Огородников Ф. Удар по Колчаку весной 1919 года. М., 1938. С. 179.
[2] РГВА. Ф. 39606. Оп. 1. Д. 24. Лл. 9об, 14, 18об, 36об.
[3] Там же. Д. 18. Л. 87.
[4] Цит. по: Войнов В.М. Оренбургское казачье войско в годы революции и гражданской войны (октябрь 1917 - 1919 гг.) // Оренбургское казачье войско: Исторические очерки. Челябинск, 1994. С. 96.
[5] РГВА. Ф. 39606. Оп. 1. Д. 18. Л. 98.