Тулисов Евгений Станиславович
Канцелярия главного заводов правления как наиболее репрезентативное учреждение горного ведомства на Урале, на протяжении всего рассматриваемого периода (с небольшим перерывом с 15 ноября 1781 г. [1] по 1797 г., когда управление «горною частию» было передано в ведение Пермской казенный палаты) являлась посредником между высшим эшелоном власти и непосредственными исполнителями указаний, проводником промышленной политики правительства на местах. Необходимо отметить, что исторической особенностью Уральского региона являлось доминирующее положение горнозаводской промышленности, поэтому от степени совершенства аппарата управления определяющей отрасли хозяйства, который нередко пытался подчинить себе учреждении других, менее важных ведомств, зависело положение и уровень развития как края в целом, так и промышленности в частности. Хорошо известно, что именно во второй половине XVIII в. она испытывала и бурное развитие, связанное с конъюнктурой мирового рынка и строительством новых предприятий, и резкий спад, вызванный передачей заводов на откуп знатным любителям поживиться за казенный счет и разрушительным влиянием войны под руководством Е. Пугачева, что безусловно отразилось и на органах управления.
История эволюции аппарата управления по существу слабо изучена, и если в отношении первой половины XVIII в., когда происходило становление основных направлений развития горнозаводской промышленности и ее органов управления, можно назвать ряд работ [2] как дореволюционных, так и советских исследователей, то по второй половине XVIII в., нет практически ни одного труда, полностью посвященного этой теме. В связи с этим, хотелось бы обратиться к неисчерпаемому комплексу источников, отложившихся и ходе делопроизводства Канцелярии главного заводов правления и подведомственных ей учреждений, хранящихся в Государственном архиве Свердловской области (ф. 24 «Уральское Горное управление», оп. 12 (протоколы КГЗП), д. д. 384–870; ф. 25 «Главная контора Екатеринбургских казенных горных заводов»; ф. 33 «Главный начальник Канцелярии главного заводов правления»; ф. 34 «Екатеринбургская контора судных и земских дел» и др.), которые содержат ценнейший материал, касающийся не только горнозаводской промышленности Урала, но и развития края в целом, так как функции Канцелярии и круг вопросов, рассматриваемых ею, были практически не ограничены.
Канцелярия главного заводов правления получила свое название 8 октября 1734 г. в соответствии с инструкцией, данной В.Н. Татищеву. Она стала преемницей Сибирского обер-бергамта и на протяжении всего XVIII в. носила коллегиальный характер управления, подчиняясь председателю, чаще Главному командиру или начальнику всех подведомственных казенных заводов [3]. После В. Н. Татищева по главе аппарата управления стояли либо «первейшие» члены присутствия Канцелярии (что было чаще всего, либо назначенные Берг-коллегией начальники (А. Г. Щербинин, граф Апполос Мусин-Пушкин, генерал-майор Ирман, полковник Бибиков, князь Енгалычев и др.).
Для выполнения своих многочисленных функций, КГЗП имела разветвленный аппарат различных учреждений, контор, экспедиций и повытий, которые по их положению в обшей структуре можно разделить на три ступени.
К учреждениям первой ступени относилась сама Канцелярия главного заводов правления, в подчинении которой находились рудники и заводы «со всеми принадлежностьми», разбросанные на огромной территории (Сибирь, Южный и Средний Урал, Прикамье, Среднее Поволжье). По своему положению она приравнивалась к губернским канцеляриям и имела с ними сношения промемориями. КГЗП как государственное учреждение состояла из двух частей: присутствия (общего собрания членов Канцелярии, представлявшего из себя коллегиальный орган) и самой канцелярии, т.е. аппарата канцелярских служащих, обеспечивающих делопроизводственное обслуживание управления.
Присутствие КГЗП решало все текущие вопросы, связанные с подбором и расстановкой кадров, рассмотрением положения приписных крестьян, с отчетами перед вышестоящими органами, с назначением депутатов от горного ведомства к присутствию в судебных местах и различных комиссиях, с обеспечением припасами и необходимым сырьем подведомственных Канцелярии служб и т. д. Для решения этих вопросов в 1737 г. был разработан штат для всех уральских заводов, который подробно регламентировал необходимое количество членов в присутственных местах, технических специалистов, канцелярских служителей, ежегодное количество выплавляемого с одной домны чугуна и многое другое. Согласно этому штату, который действовал вплоть до 1766 г., когда в связи с передачей казенных заводов в партикулярное содержание назрела необходимость изменить старое штатное расписание, полагалось «для присутствия в здешней Канцелярии быть одному ранга генерал-майорскаго правителю, другому полковничья коллежскому советнику, двум асессорам ранга майорскаго, пятому обер-маркшейдеру ранга капитанскаго» [4], но на практике постоянно ощущалась нехватка кадров (например, в 1760 г. в присутствии было только два асессора — С. Владычин и П. Алексеев [5]). Обязанности между присутствующими, согласно 8 главе Генерального Регламента и указу Берг-коллегии от 25 мая 1743 г., делились «на четыре экспедиции или части, из которых первые две части поручены советникам, а другие две асессорам…» [6]. При Канцелярии работала и группа технических специалистов — два маркшейдера, два шихтмейстера, гитенфервалтер и механик. Все конторы и учреждения условно можно распределить между тремя экспедициями: горной, заводской и земской. Существовала и Лесная экспедиция, во главе которой стоял «Главный над здешними и всеми заводами смотритель ранга капитанского» [7].
Канцелярии главного заводов правления подчинялась группа контор, которые на практике осуществляли решения главного органа горнозаводской администрации Урала: Екатеринбургская заводская контора; Контора судных и земских дел, которая также контролировала приписных крестьян близлежащих дистриктов и слобод; Казначейская контора по главе с Главным казначеем; Контора денежного дела; Контора ротных дел; Полиция; Контора Чусовских казенных пристаней; Таможенная контора, во главе которой стоял таможенный комиссар. Все эти конторы обычно возглавлялись управителями, штат контор был невелик (2-6 чел.). Кроме того, для ведения отчетности, контроля прихода и расхода денежной казны и припасов еще в первой половине XVIII в. была учреждена Ревизия свидетельства заводских счетов, делопроизводство которой было наиболее громоздким, поэтому «для скорейшаго исполнения дел» штатами предписывалось иметь 35 чел. канцелярских служителей.
Для контроля над близлежащими золотыми промыслами и рудниками в апреле 1757 г. была сформирована Золотых производств горная экспедиция, положение которой в силу специфических особенностей, несколько отличалось от других учреждений [8]. Анализ горных пород и руд проводился в специальной лаборатории, возглавлял которую пробирный мастер. При Канцелярии действовали также библиотека и канцелярский архив.
К учреждениям второй ступени следует отнести действовавшие на протяжении второй половины XVIII в. под руководством КГЗП Казанское, Пермское, Нерчинское (до 1760 г.), Оренбургское (с 1753 г. [9]) и Гороблагодатское (с 1763 г.) горные начальства. По своему положению они находились в подчинении у Канцелярии (посылали доношения и рапорты, получали указы). Горные начальства также являлись коллегиальными органами и состояли из присутствия и делопроизводственной службы (при Пермском Начальстве функционировала кроме этого судная н земская контора) и представляли власть Канцелярии главного заводов правления на вверенной начальству территории. Согласно утвержденным штатам 1737 г. при начальствах в присутствии обычно заседали 3–4 человека. Основной задачей горных начальств было сбор сведений о выпускаемой продукции на подведомственных предприятиях, сбор налоговых отчислений, ежемесячное составление ведомостей и отправление рапортов в КГЗП о ходе выполнения указов, состоянии дел и т.д.
Заводские конторы находились в подчинении горных начальств и в трехзвенной системе аппарата управления горнозаводской промышленностью Урала являлись учреждениями III ступени. Они были самыми многочисленными [10], хотя не на каждом заводе существовала своя контора. Зачастую контора наиболее крупного завода объединяла под своим контролем ряд близлежащих, более мелких заводов. По своей структуре заводские конторы напоминали КГЗП в миниатюре, т.е. рассматриваемые здесь земские судные, припасные и лесные дела, были распределены по экспедициям между членами заводского правления. При заводских конторах существовали свои ревизии, которые составляли отчеты и направляли их а канцелярскую Ревизию. Здесь составлялись ежемесячные рапорты с приложением ведомостей по выплавке металла, которые также направлялись в Канцелярию, сюда же направлялись и аттестаты на повышение чина или жалования. Под контролем заводских контор также находились местные заводские архивы и школы. Во главе заводских контор, как правило, стоял управитель, ранг которого зависел от значения завода. В его подчинении был штат целовальников, счетчиков, рассыльщиков и других представителей аппарата управления. К лесным делам как правило назначались шихтмейстеры или унтер-шихтмейстеры, которых в соответствии со штатами полагалось быть на каждом заводе примерно по 36 человек (по 12 в каждой статье). Для примера приведем февральское 1758 г. определение КГЗП о количестве служащих, положенных при заводе Цесаревны Анны (Верх-Исетский завод). Здесь полагалось быть управителю в ранге поручика, двум унтер-шихтмейстерам, канцеляристу, подканцеляристу, четырем копиистам, горному писарю, двум целовальникам и сторожу [11]. Штаты и структура остальных контор строились по этому же принципу и зависели от значимости заводской конторы. В заводские конторы из Канцелярии главного заводов правления и горных начальств посылались указы, а в ответ представлялись рапорты и доношения.
К 1750 г. управленческо-обслуживающий персонал КГЗП насчитывал 679 человек [12], но несмотря на это их постоянно не хватало: «…как при Канцелярии, так и при других местах в повытчиках и их помощниках состоит недостаток» [13], поэтому постоянно производились их перестановки по различным учреждениям. Тем не менее, сеть местных органов была весьма гибкой и была приемлема как при казённом содержании заводов, так и при передаче их в частные руки, и несмотря на все проблемы и трудности она продолжала функционировать и обеспечивала решение возложенных на нее задач, хотя и с переменным успехом.
Таким образом, Канцелярия главного заводов правления явилась ярким примером работы госучреждений во второй половине XVIII в. со всеми недостатками и преимуществами. В рассматриваемый период горная администрация на Урале сохранила трехступенчатую структуру (КГЗП — Горное Начальство — заводская контора), которой был характерен коллегиальный принцип руководства, сочетающийся с проявлением инициативы в решении вопросов, входящих в компетенцию определенного учреждения, в то же время обязательное подчинение указам вышестоящих «команд», жесткая дисциплина с суровыми наказаниями. Такая противоречивость обуславливается условиями того времени, когда горнозаводская промышленность Урала, вся Россия испытывали свои взлеты и падения, бурное развитие и кризисы, когда происходило становление капиталистического способа производства в России.
Примечания:
- 1. Фактическая передача дел состоялась значительно позже (примерно в 1783 г.), так как Канцелярия продолжала свою деятельность в отношении старых нерешенных дел.
- 2. Геннин Вильгельм. Описание Уральских и Сибирских заводов. 1735. М., 1937; Горловский М.А. К истории основания Екатеринбурга // исторические записки. 1952. Т. 39;Г. М. Дейч, В. Н. Татищев: историк и государственный деятель. 1686–1750. Свердловск, 1962; Иванов П. А. Краткая история управления горною частию на Урале. Екатеринбург, 1900; Лоранский А. М. Краткий исторический очерк административных учреждений горного ведомства России, 1700–1900 гг. СПб., 1900; Павленко Н. И. Развитие металлургической промышленности России в первой половине XVIII в.: Промышленная политика и управление. М., 1953; Пензин Э. А. Сибирский обербергамт — орган управления горнозаводской промышленностью Урала XVIII в. //Проблемы генезиса и развития капитализма на Урале. История, историография, источниковедение: Сборник научных статей. Свердловск, 1988; Преображенский А. А. Из истории первых частных заводов на Урале в начале XVIII в. //Исторические записки, 1958. Т. 58; Юхт А. И. Государственная деятельность В. Н. Татищева в 20 — начале 30-х годов XVIII в. М., 1986.
- 3. Козлов А. Г. Фонд «Уральское горное управление» (1719–1917 гг.) как основной источник по истории заводов Урала //Из истории заводов и фабрик Урала. Свердловск, 1960. Вып. 1.
- 4. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 412. Л. 234.
- 5. Там же. Д. 518. Л. 91.
- 6. Там же. Д. 371. Л. 334.
- 7. Там же. Д. 462.
- 8. Там же. Д. 483. Л. 104.
- 9. Учреждено указом Берг-коллегии от 17 ноября 1753 г. (ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 443. Л. 118).
- 10. В разное время количество заводских контор колебалось в пределах 25–35 шт.
- 11. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 493. Л. 135.
- 12. Козлов А.Г. Обзор документов фонда «Уральское горное управление» (Канцелярия Главного заводов правления) за XVIII век // Уральский археографический ежегодник за 1971 г. Свердловск, 1974.
- 13. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 387. Л. 62.