Одной из самых оригинальных этнокультурных групп населения области являются потомки оренбургских казаков, до сих пор считающие себя особым «служилым народом». Основу местного казачества составили выходцы из среды русских и украинских крестьян и мещан, кроме того, в Оренбургское и Уральское казачьи войска рекрутировались представители калмыков, мещеряков (одна их этнографических групп поволжских татар) и других неславянских народов. В 1748 г. все казачье население Оренбургской крепостной линии было объединено в Оренбургский нерегулярный корпус, преобразованный вскоре в Оренбургское казачье войско. Все казаки, достигшие 17 лет, со своим оружием, амуницией, двумя верховыми лошадьми зачислялись на военную службу. За несение службы по охране границ казаки наделялись землей вдоль Оренбургской крепостной линии.
Этнографические особенности быта оренбургских казаков окончательно оформились после середины XIX в. Их одежда во 2-й половине XIX — начале XX в., исключая официальную форму, не имела в себе ничего характерного, что могло бы отличить их от мещан. Зимой в праздничные дни казак носил овчинный, крытый сукном, тулуп с черным мерлушковым воротником, а под ним — короткое военное пальто или мещанскую поддевку и пиджак с таким же жилетом и шароварами, заправленными за голенища. В некоторых станицах, кроме того, праздничной одеждой казакам служили халаты из тонкого сукна или ковровой материи. На голове носили черные мерлушковые шапки, на шее — пуховые и шерстяные шарфы, на ногах — сапоги или, очень редко, пимы (валенки из овечьей шерсти). Праздничная летняя одежда состояла из казачьего или мещанского пальто, шаровар, заправляемых в кожаные сапоги на высоких подборах, и фуражки. Пальто подпоясывали цветным широким кушаком, концы которого свешивались сзади. Как праздничное, так и будничное белье изготовлялось из бумажных тканей (ситца, тика и т.п.), реже из холста. Рубашка белая или пестрядинная, с большим пришивным сборчатым воротом и с прорезью посередине, или так называемая косоворотка, без пришивного ворота и с прорезью на левой или правой стороне груди. Штаны (нижние) — преимущественно пестрядинные из льняного или посконного холста или набойные.
Одежда казачек в станицах и поселках, расположенных поблизости от городов, была схожа с городскими костюмами, в удаленных от городов носили русские сарафаны. Праздничный костюм пригородных казачек состоял из ситцевого, шерстяного, реже шелкового платья, юбки с кофтой, плотно облегающей талию. Пожилые носили те же платья и юбки, но с обыкновенной широкой кофтой. На голове носили чепец, сшитый преимущественно из атласа или другой шелковой материи, для украшения на него нашивали кружева. Девушки вместо чепца носили круглые гребенки или яркие ленты, которые вплетались в косу. Дополнением к праздничному костюму служили белый крахмальный воротничок и манжеты. Из украшений использовались ожерелья (борки), изготовляемые из простых камней или стекла, серебряные, медные и реже золотые серьги, перстни и кольца. В летнее время женщины и девушки носили поверх платья большие разноцветные платки, чаще всего накладывая их на плечи и прикалывая на груди булавкой или брошкой. Осенью и весной богатые казачки носили драповые пальто, другие — шерстяные бумажные пальто на вате; зимой — суконные шубы из овчины почти всегда с лисьими воротниками, а на голове — пуховые или шерстяные платки. Обувью зимой служили валенки, летом — ботинки. Калоши позволяли себе только зажиточные казачки. Домашний костюм состоял чаще всего из «рукавов» — сорочки с полуоткрытым воротом и рукавами, доходящими до кисти. Рукава шились всегда наполовину из ситца и наполовину из грубого холста. Иногда вся сорочка делалась из белого холста. Поверх сорочки надевали юбку из ситца (или выбойчатую), поверх юбки — фартук.
Казаки верили в приметы, в домовых, леших, ведьм, колдунов, в порчу, дурной глаз и т.п. Хозяин дома всевозможными средствами старался расположить к себе домового, выставляя ему пищу в амбары и подпол. По народному убеждению без домового нельзя было развести скот. Считалось, что ведьмы, или вещицы, являются в виде сорок, поэтому сорока считалась нечистой птицей. Нечистым деревом была осина, так как на ней якобы повесился Иуда. Непременно быть беде, если кошка заберется на божницу или курица запоет петухом, а дом затрещит, что бывает от сильных морозов или жары. Виновниками болезней всегда считались колдуны. Для излечения обращались к знахарям или знахаркам, которые использовали в качестве лечения нашептывание; употребляли отвары ромашки, зверобоя, богородской травы, шалфея, репейного корня, а также нашатырь, камфору, синий купорос, мышьяк, сулему и т.п. От лихорадки и дурного глаза применялись заговоры.
Большим праздником считались крестины. Обряд обычно происходил в церкви, изредка богатые казаки приглашали священника на дом. По окончании обряда начиналось застолье. Кума и кум садились на почетное место, остальные гости усаживались по определенному порядку: более почетные в передний угол. Начиналось обычное угощение. Предпоследним блюдом всегда подавалась каша. В это время повивальная бабка угощала водкой всех присутствующих, причем каждый был обязан положить ей на поднос деньги, кто сколько сможет. Последним блюдом был сладкий пирог, после него хозяин дома обносил всех вином, а гости «клали на зубок новорожденному». После окончания угощения кум приглашал к себе хозяина дома и всех гостей. Начиналась «круговая гулянка».
Особенностью похорон в казацком селении было следующее: близкие родственники умершего все время должны были плакать («выть с причетами»), и степень соболезнования выражалась громкостью плача. По окончании похорон все присутствующие приглашались родными покойного к обеду. Первым блюдом почти всегда были блины, иногда подавалась кутья. Водки выпивалось сравнительно мало, а в некоторых местах считалось предосудительным подавать ее на стол. После обеда все расходились по домам.
Самые пышные застолья устраивали на свадьбы, храмовые праздники, проводы казака на службу и прибытие его оттуда. Нигде так много не выпивалось водки, как на свадьбах: на скромной свадьбе — от 10 до 15 ведер, на богатой — от 20 до 40. Брак заключался довольно рано, по закону жених не должен был быть моложе 18, а невеста — 16 лет. Чаще всего бракосочетание было не по взаимному согласию, а по воле и выбору родителей. Между родителями заключался словесный договор, по которому определялась «кладка», или «запрос», то есть плата за невесту, составлявшая от 10 до 100 рублей серебром. Переговоры заканчивались «пропоем» на который жених приходил к невесте со своей водкой и закусками которыми угощал гостей невесты. Накануне бракосочетания устраивали девичник. Гости обеих сторон собирались в доме родителей невесты, перед началом застолья жених дарил невесте деньги на платье или платок, невеста в свою очередь одаривала жениха. На другой день заключался брак. Из церкви свадебный поезд ехал в дом жениха, где была приготовлена легкая закуска. Перекусив, гости оставляли молодоженов одних. На следующий день устраивали «горный стол». На него собирались все без исключения родственники молодоженов и многочисленные гости. Начиналось общее веселье, длящееся от нескольких дней до нескольких недель.
Отправляясь в поход, казак поочередно обходил родных, а в день его отправления все собирались у него дома. После застолья он кланялся родителям в ноги, благодаря их за наставления и прося благословения. После благословения все выходили во двор, где брат или отец казака подводил к нему коня в полном снаряжении, казак кланялся коню в ноги, прося не выдавать его в трудную минуту. Затем он прощался с родителями и уезжал.
В храмовые праздники в станицах и поселках бывали большие базары. Толпы празднующего народа в своей лучшей одежде сновали взад и вперед по улицам. Молодежь устраивала игры и потехи, старики ходили друг к другу в гости. Храмовые праздники всегда и везде заканчивались грандиозными попойками. Ликвидированное в годы советской власти казачество (официально Оренбургское казачье войско было упразднено в 1918 г.) в настоящее время довольно активно возрождается. В 1990 г. Оренбургское казачье войско было зарегистрировано Оренбургским горисполкомом. Казаки регулярно устраивают войсковые учения, фестивали казачьей культуры, различные праздники.
Литература
- «Путеводитель Оренбургская область. Издание первое» Отпечатано в ОАО ИПО «Лев Толстой», г. Тула. 2006 г.