Мы в ВКонтакте  

   

Login Form  

   
Статьи и обзоры nachodki.ru

Казахи — коренное население Казахстана. Общая численность — более 9.4 млн человек. Живут также в Узбекистане. России, Туркмении. Киргизии, на Украине и в Таджикистане. На территории Оренбургской области казахи компактно проживают в Домбаровском. Ясненском и других районах Восточного Оренбуржья. Самоназвание — казах, ранее их называли киргизами, киргиз-кайсаками. Говорят на казахском языке тюркской группы алтайской семьи языков. Письменность основана на русской графике.

Верующие казахи — мусульмане-сунниты. В.И. Даль, служивший в Оренбурге, рисуя облик кайсачки. пишет: «...свежее, дикое. яркое и смуглое лицо, в котором брови, ресницы, очи. губы и подборные, скатного жемчуга зубы украсили бы любую из московских и питерских красавиц». В «Географическом словаре Российского государства» указывается: «Народ этот известен и под именем Казачьей Орды, сами себя они называют Сара-кайсаками (степными казаками) и киргизами — по мнимому своему родоначальнику... Предки их (по преданиям) удалились в чистые степи, где число их умножилось беглецами до сорока человек». Ранними предками казахов называют ираноязычных саков, усуней, живших на территории нынешнего Казахстана и Средней Азии еще до нашей эры, а также аланов первых веков нашей эры и другие племена. Большое влияние (VIII—XI вв.) в формировании казахов оказали кыпчаки. Отмечается, что будущие казахские племена перемешивались в составе государства Караханидов (X-XI вв.), испытывали вторжение киданей — монгольских по происхождению племен в XII в., а затем входили в середине XV в. в состав Ногайского и Узбекского ханств. В начале XVI в. образовалось Казахское ханство. В его рамках и завершилось формирование казахской народности, каждая группа которой имела свои особенности этнической истории. В начале XVIII в. казахи были разделены на три Орды: Младший Жуз, Средний Жуз и Старший Жуз. Разорительные набеги джунгар вынудили хана Младшей Орды Абулхаира в 1730 г. обратиться к русскому правительству с просьбой о принятии киргизов в подданство России. В 1731 г. эта просьба была удовлетворена. После строительства Оренбургских крепостных линий и учреждения в 1744 г. Оренбургской губернии этногенез казахов проходил под влиянием русских культурных традиций.

Основным видом жилища казахов в XVIII — начале XIX в. была юрта (кии зуй). По устройству она близка к юртам народов Средней Азии и отличается только некоторыми деталями. Состоит из деревянного остова и войлочного покрова. Основой стен служит решетка из тальника. Число звеньев решетки определяют размеры юрты: большая имеет их до 8-10. маленькая состоит из 4-5. Между двумя из них привязывают дверную раму с двустворчатой деревянной дверью. Купольную часть юрты образуют обод, связанный из двух гнутых березовых стволов, и жерди, сделанные из тала и выгнутые в нижней части. Жерди вставляют в отверстия обода, а внизу привязывают к верхним развилкам деревянной решетки.

Посреди юрты — место для очага. Весь пол, за исключением очага и небольшой площадки у двери, застилали войлоками. Напротив двери, за очагом около стены находился жюк — сложенные один на другой сундуки, войлочные чехлы и тюки с домашними вещами, запасные войлоки. Место перед жюком считалось самым почетным в юрте. Часть юрты справа от входа считалась женской половиной. Ближе к входу держали хозяйственные припасы и посуду, мешок для кумыса, шкафчик для самых ценных продуктов. Обычно эту часть отделяли ширмой. Далее находилось место хозяина и хозяйки дома. Здесь на ночь устраивали постель из войлоков, одеял и подушек, которую днем убирали на жюк; нередко тут стояла деревянная кровать, которая к концу XIX — началу XX в. получила уже довольно широкое распространение. Налево от входа было место младших членов семьи. Слева от двери вешали сбрую, клали седло, охотники помещали здесь беркута или сокола. В холода сюда заводили больных и слабых животных.

Этнические границы обитания казахов в XVIII — начале XX в. маркировали кладбища с каменными антропоморфными стелами — кулпытасами

Этнические границы обитания казахов в XVIII — начале XX в. маркировали кладбища с каменными антропоморфными стелами — кулпытасами

При перекочевках юрту разбирали на составные части. Раньше ее перевозили вьюком на верблюдах, реже на быках, а с середины XIX в. в северных областях распространилась перевозка юрты и всего имущества на телегах. Вся работа по разборке юрты, погрузке ее и всей утвари была женским делом, так же как и установка юрты в новом месте. На сборку юрты уходил один час. Первоначальной формой оседлого жилища казахов в южной части Оренбургской губернии было оригинальное юртообразное сооружение шошала, или тошала, хорошо известное у народов Западной Сибири. Оно имело цилиндрическую форму и коническую кровлю. Стены складывались из дерна, плетня, дерева, камыша. Наверху делали круглое или квадратное дымовое отверстие в деревянной раме, которую изнутри поддерживали три-четыре столба. От рамы к стенам шли жерди, кровлю засыпали землей или обкладывали дерном. Полы преобладали земляные, только в богатых домах настилали деревянные полы.

В домашних промыслах существовало разделение труда. Переработка шерсти и изготовление из нее различных изделий целиком лежали на женщине. Обрабатывать кожи и шкуры могли как женщины, так и мужчины. Изделия из металла и дерева изготовляли исключительно мужчины.

Преобладающим видом сырья в хозяйстве скотовода была шерсть овец и верблюдов. Основная масса овечьей шерсти шла на изготовление войлоков, имевших в домашнем быту широкое применение. Из шерсти овец и верблюдов пряли нитки, из которых затем ткали армячину на простейшем станке.

Казахи использовали молоко всех домашних животных. Характерным для кочевого быта было то, что молоко не употребляли в свежем виде. Овечье и коровье молоко сразу же кипятили и заквашивали. Кислое молоко (катык. айран) служило основной пищей летом. Из сливок (каймак) сбивали масло (сары май), сохраняя его до зимы в сосуде из бычьего желудка. На зиму заготавливали также кислый сыр (курт). Для приготовления сладкого сыра (иримшик) заквашивали молоко специальной закваской. Излюбленным напитком казахов и поныне является кумыс из заквашенного кобыльего молока. В западных и южных районах, где разводят верблюдов, приготовляют верблюжий кумыс (шубат). Кроме молочных напитков, с середины XIX в. стал распространен чай. Его пили со сливками или с молоком. В земледельческих районах из пшеницы, проса или риса готовили напиток, напоминающий брагу (боза).

Из пшеничной муки пекут пресные лепешки (нан) на стенах раскаленного котла или прямо в золе. Жарят в масле или бараньем сале небольшие кусочки пресного теста (бауырсак, кыйыкша нан). На севере, в местах соприкосновения с русскими, казахи научились выпекать хлеб из кислого теста. Из муки пекут также лепешки, напоминающие блины (жука нан), и оладьи.

Мясные блюда в теплое время года употребляли редко. Даже в богатых семьях скот резали только в случае, если приезжали гости, или в праздники. С наступлением осени, когда переставали доиться животные, основное место в питании населения занимапи растительные и мясные блюда: различные похлебки (коже) из проса или пшеницы с добавлением кусочков сала или мяса, лапша (кеспе) с мясом или с молоком, жареное и вареное мясо.

В ноябре наступал период массового забоя скота для заготовки мяса впрок. Мясо вялили, позднее стали солить. Изготовляли одно из любимых блюд казахов — копченую конскую колбасу (казы), ее делали из жирного мяса, которым начиняли кишки. Лакомым блюдом было вареное мясо (ет) без приправ. В конце XIX — начале XX в. в мясо стали добавлять куски раскатанного теста (кулшетай). Для приготовления другого блюда — бесбармак — баранье мясо варят. Вынув его, в котел опускают полоски тонко раскатанного теста. После того как тесто готово, его вынимают и накладывают в деревянное блюдо. Сюда же крошат вареное мясо, добавляют бульон и. размешав, подают. Из легких, печени, сердца приготовляют жаркое (куырдак) на бараньем сале.

Среди казахов издавна были широко распространены массовые развлечения и спортивные состязания. Как правило, они приурочивались к свадьбам, поминкам, рождению ребенка, Новому году (наурыз, год у казахов начинался 21 марта). Большая часть развлечений и игр была связана с конным спортом. Наиболее популярными были скачки (байга). Существовало две разновидности — на выносливость (до 100 км) и на скорость (5-10 км). Большое число зрителей привлекало единоборство двух всадников (аударыспак), которые пытались сбросить друг друга с седла. Другой вид верховой борьбы — кокпар. Участники стремились вырвать друг у друга тушу козленка и доставить ее судьям. Большим почетом пользовались силачи (палуан), состязавшиеся в борьбе (курес).

Литература

  • «Путеводитель Оренбургская область. Издание первое» Отпечатано в ОАО ИПО «Лев Толстой», г. Тула. 2006 г.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   

Оренбуржье на фото  

  • Карагайский бор и ущелье на реке Губерле
   

Комментарии