Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Перевод по кнопке

Оренбуржье на фото

  • Карьер близ посёлка Пласковский. Июль 2012 года

Комментарии

Login Form

Башкиры — коренной народ Республики Башкортостан, а также прилегающих районов Оренбургской и Челябинской областей. Самоназвание — башкорт. казахи иногда именуют их истэк (иштэк), реже встречается название нугай (ногай). Общая численность по переписи 1989 г. — 1449 тыс. человек, из них в Оренбургской области проживает 54,3 тыс.

Антропологический состав башкир неоднороден, представляет собой смешение европеоидных и монголоидных признаков. У северо-западных башкир (включая центральные районы Башкирии) доминируют черты евролеоидно-монголоидной переходной уральской расы. На юге (в том числе на территории Оренбургской области) преобладают признаки южносибирской монголоидной расы.

Башкирский язык относится к кыпчакской ветви тюркской группы языков, входящей в алтайскую языковую семью. Наибольшее родство башкирский язык обнаруживает с татарским, казахским и ногайским языками. Башкиры Центральной, Южной Башкирии и Оренбургской области говорят на южном диалекте башкирского языка. До революции башкиры пользовались письменностью на основе арабской графики. С 1929-го по 1939 г. применялся латинский алфавит, с 1940 г. принята кириллица с добавлением 9 букв.

На исторической арене башкиры появились более тысячи лет назад. Об этом сообщают арабские путешественники Салям ат-Тарджуман и Масуди, посетившие места их проживания (Приаралье) в середине IX в. Последующие авторы говорят уже о двух группах башкир. Предположительно в IX в. одна из них ушла далеко на запад, вплоть до северных пределов Византии, другая — на север, в Приуралье, и заложила здесь основу современного башкирского народа. В Приуралье башкиры застали аборигенное финноугорское и ираноязычное население, часть которого была ими вытеснена, другая — ассимилирована. В XII—XIV вв. в процесс этногенеза башкир включились родоплеменные группы, попавшие в Приуралье вместе с волной монгольских завоевателей. Крупные передвижения племен и родов в этот период расширили территорию расселения башкир. Кыпчакские родоплеменные группы, хлынувшие после разгрома монголами Дешт-и-Кыпчака в Южное Приуралье, оттеснили местные башкирские племена на север, в горно-лесные районы. Пришлые тюркские, частично монгольские по происхождению племена (табын, катай, сальют и др.) направились в северо-восточную часть Башкирии, где заселили Уфимское плато, долины рек Инзер. Зилим. Сим, верховья реки Миасс. Позднее, в XV-XVI вв., они продвинулись дальше на восток, в Зауралье. Западные башкиры в XIII—XIV вв. продолжали заселение северных земель и достигли реки Тулвы, притока Камы. Окончательно башкирская народность сложилась к концу XV — началу XVI в.

В XV в. распалась Золотая Орда. На ее развалинах образовалось несколько феодальных ханств. Территория от Каспийского и Аральского морей на юге до южных земель башкиров на севере входила в состав Ногайской Орды. Северо-восточные башкиры, кочевавшие по рекам Ай и Юрюзань, а также башкиры зауральских областей вошли в Сибирское ханство. Башкирское население по нижнему течению реки Белой подчинилось Казанскому ханству. Указанные ханства постоянно враждовали между собой, что крайне негативно отражалось на уровне жизни башкир, поэтому, как только у них появился шанс, они добровольно присоединились к Русскому государству (1555-1557). В 1744 г. Башкирия вошла в состав Оренбургской губернии.

В X-XII в. среди башкир распространился ислам (суннитского толка), занесенный купцами и миссионерами из Средней Азии. Особенно широко он распространился среди башкир во времена владычества золотоордынских ханов. Однако башкиры, особенно восточных районов, проживавшие на территории современных Оренбургской и Челябинской областей, не были последовательными приверженцами ислама. У них не получили распространения многие религиозные обряды, не все догмы и предписания строго выполнялись. В верованиях башкир было немало элементов, восходящих корнями к доисламским религиозным воззрениям. Древнейшие понятия о дуализме души и тела, о существовании загробной жизни были поддержаны исламом и по-своему осмыслены, хотя в конкретном мышлении, в образных представлениях относительно самостоятельного существования души у башкир осталось много от первобытной религии.

До присоединения к России основным занятием башкир было кочевое скотоводство. Разводили главным образом лошадей и овец, в меньшей мере — крупный рогатый скот и верблюдов. Каждая родовая группа имела свои пастбища и традиционные пути передвижения стад. На лето табуны и отары отгоняли в горы, осенью спускались на равнину. Зимой скот находился на тебеневке. В XVIII в. большинство башкир западных районов ареала их распространения перешло к земледелию. В юго-восточных районах оно распространилось значительно позже. Скотоводство постепенно приходило в упадок из-за сокращения пастбищных угодий и привлечения значительной части мужчин на военную службу. На всей территории проживания башкир была распространена охота.

Большинство башкирских промыслов в начале XX в. и ранее не выходило за рамки домашнего производства. Ткачеством, вязанием, шитьем обуви и одежды, обработкой шкур, выделкой кож, шерсти, изготовлением кожаной и деревянной посуды занимались чуть ли не в каждом хозяйстве. Одежду и обувь шили только женщины. Выработка кож и деревянной посуды была делом мужчин. Возникновение постоянных башкирских поселений связано главным образом с переходом к полуоседлой и оседлой жизни. Если в северо-западных земледельческих районах большинство деревень возникло еще до присоединения к России, то в южных и восточных частях Башкирии и на территории Оренбургского края, где даже в XIX в. господствовало полукочевое скотоводство, постоянные поселения появились только в конце XVIII — начале XIX в. Первые башкирские деревни, как и кочевые аулы, располагались у водных источников, по берегам рек и озер, и сохраняли кочевую планировку. Каждая деревня включала одно родовое подразделение и насчитывала не более 25-30 дворов. В 1820-х гг. царская администрация для удобства управления краем начала перепланировку башкирских аулов по типу русских деревень.

Основным видом летнего жилья у башкир степных и предгорных районов была покрытая войлоком и кошмами решетчатая юрта или кибитка. На северо-востоке были распространены юрты с конусообразным верхом, на юге — с полусферическим верхом. В центре юрты находился очаг, дым от которого выходил через отверстие в куполе. Справа от двери была женская половина, здесь размещалась хозяйственная утварь; слева — мужская. Впоследствии деление юрты на мужскую и женскую половины было заменено делением на «чистую» и «хозяйственную» части. В конце XIX в. в степной Башкирии многие бедные семьи жили на летовках в конических шалашах, жердевой остов которых был покрыт корой, листьями и войлоком. В избах до известной степени повторялась обстановка юрты.

У башкир, как и у других скотоводческих народов, была разнообразная молочно-мясная кухня. Традиционным мясным блюдом была разрезанная на кусочки вареная конина или баранина с бульоном и лапшой (бешбармак, кулдама). Вместе с этим блюдом подавали кусочки вяленой колбасы (казы). Собранные с топленого молока густые сливки употреблялись в качестве приправы к кашам, похлебкам и чаю. Из сметаны (каймак) сбивали масло (май). Заквашивая молоко, делали творог (эремсек), кислое молоко (катык) и другие продукты. Высушенная на медленном огне сладкая творожная масса (эжекэй) заготовлялась впрок: в качестве лакомства она часто подается к чаю. В южных районах из кислого молока готовят (путем длительного кипячения и отжима полученной массы) кисло-соленые сырки (корот); их употребляют свежими или, высушив, запасают на зиму. В Зауралье и некоторых южных районах из ячменной и полбенной круп варили похлебки, каши, из пшеничной муки готовили лапшу (халма). В летний зной башкиры пьют разбавленное водой кислое молоко (айран), на юге — кумыс, приготовленный из кобыльего молока. В большом количестве употребляют чай, в основном зеленый. Хмельным напитком башкир северных и центральных районов был приготовленный на меду асы бал — вид браги, а на юге и востоке буза — водка ячменного, ржаного или пшеничного солода.

Литература

  • «Путеводитель Оренбургская область. Издание первое» Отпечатано в ОАО ИПО «Лев Толстой», г. Тула. 2006 г.

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter