Другие названия: Таналыкские пещеры
Таналыцкие пещеры располагались близ бывшего села Таналык. В последствии были затоплены водами Ириклинского водохранилища.
Местность, в которой был расположен поселок Таналык, издавна славилась своими таинственными пещерами, возникшими в толще богатых известковых отложений. Своими загадками и преданиями пещеры привлекали сотни любопытных. В разные годы посещали эти места и ученые. В январе 1890 года в Таналык и его окрестности предпринял поездку действительный член Оренбургской ученой архивной комиссии Петр Назаров. Его интересовала пещера, расположенная у устья реки Суундук. Свои впечатления и описания пещер он изложил в статье, опубликованной 12 января 1890 года в газете «Оренбургский листок».
Из пещер он описал только две, уже раскопанные, так как остальные были сплошь завалены щебнем и землей и потому недоступны даже для поверхностного исследования. Первая пещера находилась в 5 верстах от Таналыка, в местности, называемой Алапою. Она имела два выхода: один, в виде широкого полукруга, выходил на склоне горы, а другой, почти круглый, находился немного выше и смотрел прямо вверх, служа как бы окном или трубой для пещеры.
По преданию, в пещерах во времена Степана Разина скрывалось свыше тысячи разбойников из одной большой шайки. В Таналыкской пещере будто бы все эти разбойники зимовали, а летом уходили «на заработки», оставляя в своей пещере лишь стражу. К осени все они возвращались обратно, и каждый из них привозил в эту пещеру все, что ему удалось награбить за лето. Здесь все награбленное разбиралось, драгоценности скрывались в этой пещере, а все оружие, снаряжение, одежду и прочие запасы разбойники прятали в другой пещере, что против Кабанова хутора.
Главный вход в эту пещеру у Кабанова хутора в те времена был не тот, что стал позднее известен всем, а был где-то сверху горы, хорошо скрытый от чужого глаза. По легенде, в один из годов к осени почему-то разбойники не вернулись — то ли были схвачены властями, то ли все погибли, стража куда-то скрылась, и схороненные клады остались лежать скрытыми в тайниках Таналыкской пещеры.
По рассказам казака Таналыцкого поселка Михаила Важенина и казака Севастопольского поселка Фаддея Белянина, местные жители, а чаще старатели с золотых приисков, давно занимались раскопкой курганов и пещер, сбывая найденные вещи татарам, выгодно продающим их в Казани. Разработкой же описываемой пещеры они занялись осенью 1888 года. Неподалеку от пещеры жил отшельник Николай Новиков, бывший атаман Кваркенской станицы. Занимаясь ворожбой и гаданием, он уверял, что из старинных книг ему известно о том, что в Таналыкской пещере разбойниками были зарыты большие клады с золотом и разными драгоценностями. Пользуясь такими легендами, своим авторитетом отшельника-гадателя, Новиков навербовал несколько человек из Севастопольского поселка и двух из Таналыцкого и организовал раскопку пещеры с целью найти клады.
«Конечно, нечего было и думать о сколько-нибудь систематическом изучении пещеры с ее содержимым, и потому пришлось довольствоваться рассказами самих участвующих, — писал в своей статье «Таналыкские пещеры» Назаров. — Найденные вещи, по их словам, были частью поставлены в порядке на выступах стен, а частью найдены лежащими в глине, наполняющей пещеру. Глина эта была нанесена Уралом, который в иные годы (в полую воду) затопляет вход в пещеру».
По словам кладоискателей, они находили также и черепа, но их разбивали в куски в надежде найти спрятанное в них золото. После того как были разрыты 6 отделений пещеры без всякого намека на клад, работающие еще усерднее принялись за работу в надежде найти седьмое, и последнее, отделение, в котором, по словам Новикова, и должны были лежать 10 пудов золота.
Вещи, найденные в этой пещере, были железные. Ученому Назарову удалось приобрести у кладоискателей нож и стремя, которые были доставлены в Московское археологическое общество.
«Вторая пещера, — по свидетельству Назарова, — находилась в полутора верстах к северу от Таналыка и залегала также в массе известкового камня, расположенного в виде продолговатого холма на левом берегу Урала. Большая часть ее представляла продукт выщелачивания. Саженях в 30 от берега известковый холм круто опускался, и появлялось отверстие пещеры в виде полукруглой щели, настолько широкой, что согнувшись можно было пройти через нее в пещеру.
Отверстие вело в обширное пространство со сводчатым, черным от копоти потолком. Это пространство было когда-то сажени 2 в высоту, но во время посещения Петра Назарова почти сплошь было засыпано землей, взятой из других отделений пещеры. Из этого главного по своей величине отделения четыре узких отверстия вели в длинные узкие каналы. Всех отделений, таким образом перерытых до приезда ученого, было шесть, и все они были расположены недалеко от главного.
Из каналов вполне можно было проследить только один; он по своему направлению совпадал с длинной осью холма, сначала опускался полого, но затем, через 13 сажен, быстро понижался и упирался в воду, под которой продолжался, и пробраться через него можно было только ползком. В нем Назарову посчастливилось найти два глиняных сосуда, лежавших на поверхности дна».
Всех вещей из этой пещеры, частью собранных Петром Назаровым, а частью перешедших к нему от пристава, оказалось 40, это: 10 глиняных сосудов, 20 костяных стрел, 2 больших серебряных кольца, 2 обломка серебряного витого шейного кольца, 1 перламутровая пластинка, служившая украшением, 3 железных пластинки (вероятно, случайно попавшие в пещеру). Находки были переданы в Московское археологическое общество.
Найденные сосуды были сделаны из обожженной грубой глины и загадочны по своему назначению. Их Назаров предположительно относил к разряду жертвенных. Из стрел особенно замечательна, на его взгляд, была одна, имеющая цилиндрическую форму с трехгранным острием, длина ее 277 мм. Из других стрел интересны были три: две из них имели тамги, а одна носила следы красной краски.
Изучение Таналыцких пещер было предпринято и в 1916 году. Горный инженер, выпускник Петроградского горного института Борис Наследов со студентом Горного института Валентином Мальцевым 23 июля 1916 года осмотрели большую пещеру в известняках Пещерной луки на левом берегу р. Урал у устья р. Суундук, в одной версте против поселка Таналыцкого. Они вкратце описали состояние пещеры.
По описаниям специалистов горного дела, пещера находилась в небольшом холме горных известняков на самом берегу р. Урал. По своей низкой и пологой внешности на первый взгляд он казался самым обычным, типичным и рядовым выходом каменноугольного известняка, и только резонирующий звук копыт лошади мог навести на мысль, что под этими размытыми плитами белого камня находится пустота.
Жители Таналыцкого и Севастопольского поселков рассказали исследователям, что пещера эта раньше была таких размеров, что в центральную камеру киргизы круглый год в ненастье загоняли баранов, а до потолка жители едва доставали длинными палками. Бугры насыпанной земли по всей пещере явно свидетельствовали о том, что пещера была хищнически раскопана и тем совершенно испорчена.
Находки, если и попали частью в какой-либо музей, не были точно зарегистрированы и описаны, и сама внутренность пещеры, видимо, не была освещена для науки совершенно.
Теперь, когда исследования внутри пещер исключены из-за затопления их водами Ириклинского водохранилища, можно только предполагать, какие тайны остались нераскрытыми. Предположения эти могут быть самыми смелыми, ведь на территории современной Оренбургской области находится много древних сарматских захоронений, да и в соседней Челябинской — знаменитый Аркаим.
Таналыкская пещера, по предположениям Б.Н. Наследова и В.Н. Мальцева, представляла для изучения истории края, может быть, даже более крупный интерес, чем раскопки некоторых древних могил. И можно понять сожаления специалистов геологоразведок Наследова и Мальцева по поводу «диких» раскопок Таналыкских пещер. Вероятно, их сожаления стократно увеличились, если бы им довелось узнать о затоплении в XX веке пещер, где они проводили исследования, и соседних с Таналыком окрестностей, богатых залежами полезных ископаемых — медных руд, минералов, торфа, золота, буры и даже урановых руд.
В книге Коростина Б.А. «Туристские маршруты Оренбуржья» 1971 г. Таналыкские пещеры упоминаются как объект для подводных исследователей: «В устье Таналыкского залива, слева на высоких скалах, когда-то находилась стоянка эпохи бронзы. А под скалами в воде имеется интересный объект для опытных аквалангистов. Здесь затоплены карстовые пещеры, в которых 2-2,5 тыс. лет назад укрывались степные кочевники.».
Расположение
https://yandex.ru/maps/-/CHaseS-R
Источники
- Семенов В.Г., Семенова В.П. «Таналык: крепость, станица, село». Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева», 2015. – 560 с.
