Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Перевод по кнопке

Оренбуржье на фото

  • Дикаревский Утес (исток р. Верхней Каргалки). Июль 2023 года

Комментарии

Login Form

Марчук Гурий Иванович (1925)Гурий Иванович Марчук родился в 1925 году в селе Петро-Херсонец Грачевского района в семье учителя. Украинец.

Трудовую деятельность начал с шестнадцати лет, окончил среднюю школу. Во время Великой Отечественной войны служил в артиллерийской разведке. В 1949 г. окончил Ленинградский государственный университет. Стал автором многих научных трудов по вычислительной и прикладной математике и физике, успешно защитил кандидатскую, затем докторскую диссертации. В 1968 г. стал академиком. В 1975–1980 гг. был вице-президентом Академии наук СССР и председателем Сибирского отделения Академии наук СССР. С 1980 г. — заместитель председателя Совета Министров СССР, президент Академии наук СССР, председатель Государственного комитета СССР по науке и технике. С 1981 г. — член ЦК КПСС, с 1979 г. — депутат Верховного Совета СССР.

Награжден четырьмя орденами Ленина и медалями, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР.

Звание Героя Социалистического Труда Г.И. Марчуку присвоено 10 мая 1975 г. за выдающиеся достижения в деле развития советской науки.

Гурий Иванович Марчук известен как государственный деятель, обладающий глубокими знаниями во многих сферах науки, поэтому избирался на столь высокие посты. Но прежде всего он большой ученый, большой труженик, настоящий человек.

Вот только один штрих к его портрету. «Когда я был еще заместителем председателя Сибирского отделения Академии наук СССР, — вспоминал Гурий Иванович, — был у меня один ученик. Написал диссертацию, защитил ее хорошо. Идеи некоторые я ему предложил. Но они не полностью покрывали диссертацию, а так, частично. Ну, скажем, на одну пятую. Он говорит, давайте публиковать работу вместе. Нет, отвечаю, не могу. Это ваша работа. Тогда он сказал: я не буду ее публиковать. Ну, естественно, меня это озадачило, для меня эта публикация никакого значения не имела, а для него — все-таки такой хороший шажок в науке. Тогда я пошел на эдакий трюк. Я ему сказал: ну хорошо, пишем вместе в сибирский математический журнал, даже адрес вам скажу. И написал. Послали. Прошло какое-то время. Получаю корректуру. Вычеркиваю свою фамилию. Когда статья выходит, расстроенный, он прибегает ко мне и говорит — вот что-то такое произошло. Ну, я посмеиваюсь...

А бывает, ученик начинает давать значительно больше идей, чем учитель. Вот здесь должно иметься мужество на каком-то этапе сказать: нет, теперь иди сам. Это твое дело, двигай и прославляй науку в целом и то направление, которое ты когда-то взялся развивать под моим руководством. Если же у научного руководителя не хватает этих качеств, то считайте сразу, что это не очень большой ученый. У настоящего ученого всегда идей очень много. И он хочет, чтобы скорей возникла школа. Под прессом одного авторитета школы никогда не будет. Она возникнет только тогда, когда эти ростки пойдут в разные стороны и перекроют начальные идеи своего научного руководителя».

Источники

  1. В.П. Россовский «Герои труда». Биографический справочник. — Калуга: Золотая аллея, 1999. — 256 с. Стр. 138–139.

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter