Владимир Степанович Палагин, гвардии капитан, командир авиаэскадрильи 188-го гвардейского штурмового авиационного полка, родился в 1914 году в Оренбурге в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил неполную среднюю школу и Балашовскую школу гражданской авиации. Перед войной работал пилотом в Московском авиатранспортном подразделении. В 1941 году призван в Красную Армию.
В боях Великой Отечественной войны с июля 1942 года до победы над Германией, воевал в составе 5-й воздушной армии на Сталинградском, Калининском, Западном, 2-м Украинском фронтах, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Калининской, Смоленской и других областей, Румынии и Венгрии. Был ранен. Награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды и двенадцатью медалями.
Звание Героя Советского Союза В.С. Палагину присвоено 15 мая 1946 года за 158 боевых вылетов на самолете ИЛ-2, нанесение урона в живой силе и технике противника и проявленные при этом доблесть и мужество
Летчик штурмовик Палагин отличился в первом же боевом вылете. Это было под Сталинградом. 17 июля 1942 года группа из 5 штурмовиков ИЛ-2, в составе которой был рядовой летчик Палагин, получила боевую задачу уничтожить технику и живую силу противника в районе станции Морозовской. На пути к цели ведущий группы и его заместитель из-за неисправности материальной части вернулись на свой аэродром. Отлично ориентируясь в обстановке, Палагин принял командование на себя и повел группу на выполнение боевой задачи. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии противника, он смело, всей группой атаковал колонну танков и автомашин врага. За восемь заходов группа уничтожила три танка, шесть автомашин и до роты пехоты противника. На последнем заходе ее атаковали три вражеских истребителя. Завязался воздушный бой. Палагин сбил «мессершмитта» и без потерь привел группу на свой аэродром.
Вскоре его назначили командиром звена, а позже — командиром эскадрильи.
7 января 1943 года Палагин вылетел на боевое задание ведущим группы из шести ИЛ-2 на уничтожение артиллерии и минометов противника в район Великих Лук. Над самой целью их обнаружили восемь «фокке-вульфов». Умело организовав отражение атак истребителей, Палагин вел неравный воздушный бой, мужественно дрался с истребителями противника в течение десяти минут. Израсходовав весь боекомплект, Палагин пошел на таран. Правой плоскостью своего самолета он протаранил ведущего «фоккера», тот камнем пошел к земле и взорвался в районе цели. Самолет Палагина от удара перевернулся и стал падать. Мужественный летчик не потерял самообладания, на высоте 100 метров вывел машину в нормальное положение и ценой огромных усилий с поврежденным крылом вернулся на свой аэродром, благополучно произвел посадку.
Всего В.С. Палагин совершил 235 боевых вылетов. Последний — над Будапештом. После войны продолжал службу в ВВС. Окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе в 1950 году. С 1964 года полковник Палагин - в запасе. Жил в Одессе. Работал руководителем полётов в аэропорту. Умер 19 апреля 1995 года.
Источники
- В.П. Россовский «Золотые Звезды Оренбуржья». Биографический справочник. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989. — 512 с. Стр. 337–338.
- https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=666