Виктор Фадеевич Соколов родился в 1928 году в деревне Казинка Тульской области в семье крестьянина. Русский.
Окончил пять классов, ремесленное училище, курсы помощников машинистов. Трудиться начал с пятнадцати лет (пастухом в колхозе), после окончания курсов стал помощником машиниста, а затем машинистом паровоза, тепловоза.
Награжден Орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Звание Героя Социалистического Труда В.Ф. Соколову присвоено в 1976 году за успехи в выполнении заданий девятой пятилетки и проявленный трудовой героизм.
Второй медалью Золотая Звезда награжден в 1980 г.
С 1989 г. В.Ф. Соколов на заслуженном отдыхе.
Виктор Фадеевич, вспоминая свою трудовую биографию, рассказывал:
— Отец наш еще в 1924 году организовал в деревне трудовую коммуну, а в 1931 году стал первым председателем колхоза. Работу крестьянскую я выучил до мелочей. Но как сейчас для ребят космос, так для нас тогда была железная дорога. В сорок четвертом, еще шестнадцати мне не было, уехал из деревни в Москву к сестре. Она уже тогда помощником на паровозе ездила. Зачислили было меня кочегаром, а потом вспомнили, что нет шестнадцати, и говорят: «Погуляй маленько, подрасти». «Подрастал» я около Москвы в колхозе, пастухом работал. В 1945 году поступил в локомотивное депо учеником слесаря. Отсюда и послали меня на курсы помощников машинистов. Сбылась мечта!
В 1949 году меня как комсомольца направили работать на станцию Кувандык Оренбургской железной дороги. Придумали мы там организовать комсомольскую паровозную колонну. Относились к труду добросовестно. На наш паровоз «СО» («Серго Орджоникидзе») можно было в белом костюме прийти и не запачкаться. Сколько было энтузиазма, и все это потом на всю жизнь прочно вошло в наше сознание. Всегда и во всем у нас была взаимная выручка: один за всех и все за одного.
Тогда-то и попросился я перевести меня в самую отстающую колонну. До сих пор тут и работаю: из отстающих колонна в передовые вышла. И никакое это не чудо: просто работали с полной отдачей, установили нормальную атмосферу в коллективе, познали силу соревнования. Конечно, один бы я ничего не сделал, помогли товарищи. Взаимовыручка! Нашей колонне было присвоено звание коллектива Коммунистического труда... Ну, а лично мне девятую пятилетку удалось выполнить за три года и семь месяцев.
Вот такой он, скромный труженик стальных магистралей В.Ф. Соколов.
...В ночь на 17 марта 1976 года Виктор Соколов повел тяжеловесный состав в 5000 тонн (при норме 3500). Рейс был проведен успешно. В этом и заключался героизм машиниста В.Ф. Соколова — в каждодневном творческом труде.
5 марта 1980 года Виктор Фадеевич вел от станции Рыбное до станции Перово свой первый «десятитысячник» — поезд весом более 10000 тонн. В этом рейсе была применена новая технология вождения: один электровоз поставили в голове состава, другой — в хвосте. Связь между ними поддерживалась по радио. И этот экзамен был выдержан. Вскоре началось регулярное курсирование поездов-десятитысячников.
То, что удалось сделать Соколову и его товарищам, стало достоянием всей сети. Ведь вождение тяжеловесов дает большой экономический эффект. Появилась возможность перевозить значительно больше грузов при том же количестве локомотивов. Выгода налицо. И в том, что инициатору удалось досрочно выполнить пять пятилеток подряд, решающую роль сыграло именно вождение тяжеловесных составов.
В результате машинисты Московско-Рязанского отделения железной дороги за два с половиной года сэкономили 54 миллиона киловатт-часов электроэнергии.
А вот личный итог Соколова: за четыре года пятилетки он перевез тяжеловесами 445 тысяч тонн груза сверх нормы, сэкономив при этом 246 тысяч киловатт-часов. Ну, а общая экономия за 26 лет работы Виктора Фадеевича на электровозе — более миллиона киловатт-часов, что соответствует отдаче иной электростанции.
Источники
- В.П. Россовский «Герои труда». Биографический справочник. — Калуга: Золотая аллея, 1999. — 256 с. Стр. 11–12.