Оренбуржье на фото

  • Река Баузда. Июнь 2021 года

Комментарии

Шварёв Александр Ефимович (26.12.1914–03.05.2006)Александр Шварёв - командир эскадрильи и старший штурман 201-й/10-й гвардейской Сталинградской истребительской авиационной дивизии; командир 111-го гвардейского истребительского авиационного полка Резерва Верховного Главнокомандования, генерал-майор авиации в отставке. Звание героя Российской Федерации присвоено 11 октября 1995 года.

«Где бы я ни был: в Польше, Германии, на Кубе - везде вспоминал родной Кувандык». Так еще недавно при встрече со школьниками говорил Герой России Александр Шварев. Александру Ефимовичу был 91 год, когда он ушел из жизни. Практически до последнего он принимал у себя в Москве земляков - детей из Оренбуржья: рассказывал им о войне, которую прошел от начала и до конца, о хитрости врага и смелости советских летчиков.

Александр Шварев родился и вырос в Кувандыке - городе, название которого переводится с тюркского как «долина счастья». Окончил 7 классов железнодорожной школы (1929). Трудовую деятельность начал в 1932 г. лаборантом на шамотодинасовом заводе» в Магнитогорске. В вечернее время учился в общеобразовательной школе. В 1934 г. переехал в Днепропетровск, работал лаборантом на металлургическом заводе. Начал учебу на физико-математическом факультете Днепропетровского университета.

В 1936 году по призыву ЦК ВЛКСМ Александра Шварева направили в Ворошиловградскую школу летчиков. Еще в предвоенные годы паренек из Кувандыка освоил грозные для того времени истребители МиГ-1 и МиГ-31. Воевать начал буквально с первых минут после нападения фашистской Германии. В раннее утро 22 июня 1941 года одним из первых вылетел на отражение налета авиации противника.

Во время войны Шварев принял участие практически во всех решающих битвах: Московской, Сталинградской. В 1943-ем дивизию перебазировали на Курскую дугу, где все лето шли небывалые по ожесточенности бои. Далее начались крупные сражения: Корсунь-Шевченковская, Проскуровско-Черновицкая операции, освобождение Киева, Львовско-Сандомирская, Висло-Одерская операции и дальнейшее освобождение Польши. В январе 1945 года был освобожден Краков, и далее бои перешли в Германию.

Во многих важных боевых вылетах Александр Шварев возглавлял группы самолетов. Вот один из эпизодов:

«После возвращения с боевого задания капитану Швареву была поставлена задача на третий боевой вылет в этот день: срочно по тревоге вылететь на сопровождение штурмовиков для нанесения удара по эшелону с горючим на станции Котельниково. При подходе к цели наши самолеты атаковала большая группа немецких истребителей. Завязался ожесточенный воздушный бой с превосходящими силами противника. В этом бою капитан Шварев сбил немецкий самолет и при преследовании второго самолета оказался один в окружении шести Ме-109. Вдруг на высоте 2000 метров остановился мотор - кончилось горючее. На планировании с остановившимся двигателем Швареву удалось уйти от прицельного огня атакующего сзади истребителя и посадить самолет на фюзеляж в заснеженной степи. Пара самолетов Ме-1092 продолжала атаковывать совершивший аварийную посадку самолет капитана Шварева. Но он, используя опыт боев в Испании, укрывался от огня за мотором своего самолета. Было сделано два захода с прицельной стрельбой из 20-мм пушки «Эрликон». В последнем заходе мотор самолета был пробит. Шварева ранило осколком».

За время войны А.Е. Шварев дважды был серьезно ранен, но после лечения всегда возвращался в свой полк. Без преувеличения, Шварев был первоклассным летчиком. Так, с июня 1941 по февраль 1943 года под его командованием эскадрилья провела 97 воздушных боев, в которых удалось уничтожить 87 самолетов противника.

За боевые отличия во время Великой Отечественной войны и за заслуги в повышении боеготовности ВВС в мирное время он награжден: четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». Имеет награды Польской Народной Республики «Крест Храбрых», золотой «Крест Заслуги».

Генерал-майор авиации Александр Шварев - участник трех парадов Победы на Красной площади в Москве - в 1945, 1995 и 2000 годах.

1 Микоян-Геревич, МиГ-3. Одноместный самолет-истребитель, был одним из самых современных штурмовиков в начале Великой Отечественной войны, результат срочного усовершенствования МиГ-1. Этот самолет впервые полетел 20 декабря 1940 года. МиГ-1 имел превосходные рабочие характеристики на больших высотах, но пострадал от плохих характеристик управляемости. Главным недостатком являлись короткий задний фюзеляж и маленькие горизонтальные поверхности хвоста.

2 Самый массовый истребитель Второй мировой войны Me-109 был создан конструктором фирмы «Байерише флюгцойгверке» (Bayerische Flugzeugwerke) Вилли Мессершмиттом в середине 30-х годов.

Источники

  1. Герои нашего двора. Оренбуржцы - наши современники. Биографические статьи. Оренбург. 2009 г.
  2. В.П. Россовский «Золотые Звезды Оренбуржья. Биографический справочник. Издание II переработанное, дополненное» Оренбургское литературное агентство, 2005 г., 596 с.

Добавить комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter