Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Перевод по кнопке

Оренбуржье на фото

  • Карстовое поле и мраморный лог у Юбилейного. Июль 2012 года

Комментарии

Login Form

Шамкаев Акрам Билеевич (1916)Акрам Билеевич Шамкаев, рядовой, понтонер 135-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона 6-й понтонно-мостовой бригады, родился в 1916 году в селе Староаширове Матвеевского района Оренбургской области в семье крестьянина. Татарин. Член ВЛКСМ. Окончил начальную школу в родном селе, курсы трактористов, работал по специальности В 1938–1940 годах служил действительную военную службу, участвовал в войне с белофиннами, воевал вместе со старшим братом Валием в одном танке, вместе они сражались и с немецко-фашистскими захватчиками с начала воины. После ранения брата Акрам воевал в саперных войсках на Брянском, Воронежском и 3-м Украинском фронтах, участвовал в боях под Мценском, в Курской битве, освобождении Украины. Тяжело ранен. Награжден медалью «За боевые заслуги».

Звание Героя Советского Союза А.Б. Шамкаеву присвоено 10 января 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра

Об Акраме Шамкаеве рассказывает И.И. Дмитриев, полковник, Герой Советского Союза, бывший командир взвода:

— Шамкаева всегда посылали в разведку, знали, что с любыми трудностями справится, пройдет огонь и воду. Сколько было обеспечено переправ через большие и малые водные преграды — теперь и не припомнить. Каждая переправа — смертельный риск, потому что служила главной мишенью для гитлеровской артиллерии и авиации. Но всегда Шамкаев действовал смело. Вскоре на груди сапера засверкала медаль «За боевые заслуги».

Но в полной мере героизм, отвага, мужество сапера проявились во время форсирования Днепра. Этот подвиг измерялся несколькими сутками опасной боевой работы.

…Получив приказ на обеспечение переправы, Акрам Шамкаев, водитель катера, подготовил все к форсированию. В темноте на понтон погрузили пушки, пулеметы, боеприпасы. При подходе к правому берегу в районе Яшников противник открыл интенсивный огонь. Но все же Шамкаев, маневрируя машиной, подошел к берегу и высадил первую группу десантников. Заделав пробоины, отважный понтонер двинулся в обратный путь. Затем были второй, третий, четвертый рейсы. По катеру Шамкаева били фашистские пушки, его поливали свинцом из пулеметов, засыпали бомбами с воздуха. В первый день в обшивке катера и на понтоне насчитали шестнадцать пробоин. Зато было сделано двенадцать рейсов.

Потом были пять еще более тяжелых дней и ночей

Однажды 30 сентября 1943 года на переправе войск 3-й гвардейской танковой армии в районе Козинцы — Зарубенцы на середине Днепра в загребной винт катера случайно попал буксирный канат. Казалось, положение безвыходное. Но не таков Шамкаев, чтобы падать духом. Ныряя в воду, он освободил винт. А когда катер задело осколками авиабомбы, Шамкаев быстро и умело заделал пробоины, дотянул до берега, спас людей.

После войны А.Б. Шамкаев уехал в город Шурчи Сурхандарьинской области, работал механиком. Ныне он пенсионер.

Источники

  1. В.П. Росовский «Золотые Звезды Оренбуржья». Биографический справочник. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989. — 512 с. Стр. 482–483.

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter