Яков Афанасьевич Шашлов, гвардии майор, заместитель командира 18-го гвардейского бомбардировочного авиационного Севастопольского Краснознаменного полка, родился 13 июня 1915 года в деревне Дмитриевка Саракташского района Оренбургской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил начальную школу, школу ФЗО, Балашовскую авиашколу ГВФ в 1937 году и был оставлен в ней летчиком-инструктором. В Советской Армии служил с 1939 по 1956 год, из них до 1942 года — в Борисоглебской, Балашовской, Кировобадской военных авиашколах летчиком-инструктором, командиром звена. Воевал с сентября 1942 года до победы над Германией в составе авиации дальнего действия, выполняя боевые задания на всех фронтах и в глубоком тылу противника. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и девятью медалями.
Звание Героя Советского Союза Я.А. Шашлову присвоено 15 мая 1946 года за двести боевых вылетов, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.
200 боевых вылетов совершил майор Я.А. Шашлов на бомбардировщике ИЛ-4. Он считался одним из лучших летчиков в полку, выполнял ответственные боевые задания ночью в сложных метеорологических условиях. Много раз Шашлов водил свой двухмоторный бомбардировщик ИЛ-4 на различные задания. Он участвовал в массированных налетах нашей авиации на военно-промышленные объекты врага в глубоком тылу.
С августа 1943 года Шашлов — командир эскадрильи. Ночью 8 июля 1943 года при выполнении ответственного задания штаба фронта самолет, пилотируемый Шашловым, был сильно поврежден зенитным огнем и истребителями противника. Машина сделалась трудноуправляемой, шасси не выпускались. Казалось, единственным выходом было посадить самолет с убранным шасси. Но майор, чтобы спасти машину, принял другое решение. Он выработал горючее из правой плоскости и, переместив тем самым точку равновесия, мастерски посадил самолет на одну ногу, сохранив машину и экипаж.
Это только один пример, а в боевой биографии Шашлова их было много.
Бережное отношение к боевой технике, умение найти правильное решение в самых трудных условиях боя и мастерство — все это он прививал летчикам своей эскадрильи.
С марта 1945 года Шашлов — заместитель командира полка. Совершенствовались самолеты, это требовало новых знаний. И Шашлов учился. В 1947 году он окончил Высшую авиационную школу,
В апреле 1956 года Я.А. Шашлов был назначен заместителем командира авиасоединения, передавал боевой опыт летному составу.
23 декабря 1956 года Герой погиб при катастрофе самолета.
Источники
- В.П. Россовский «Золотые Звезды Оренбуржья». Биографический справочник. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989. — 512 с. Стр. 486–487.