Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Перевод по кнопке

Оренбуржье на фото

  • Ишкининское месторождение. Июль 2021 года

Комментарии

Login Form

Зеленко Андрей Жаннович (17.08.1965)Андрей Зеленко - заместитель командира авиационной эскадрильи 117 Берлинского ордена Кутузова III степени военно-транспортного авиационного полка 61 ВА ВТА (ОН), подполковник. Звание Героя Российской Федерации присвоено 19 августа 2000 года.

Влюбленный в небо

Андрей с детства мечтал летать. Будучи маленьким мальчиком, он часто смотрел на самолеты. Та белая полоса, которую оставляли воздушные корабли, казалась волшебной дорогой в далекий и такой манящий мир под названием - Небо.

Андрей Зеленко родился в городе Бердичеве Житомирской области (Украина) в семье военнослужащего. Окончил школу в городе Таллинн (Эстония). С 1983 по 1987 годы учился в Балашов-ском высшем военном авиационном училище летчиков. Проходил службу в частях военнотранспортной авиации ВВС: в Кировабаде, Таганроге, Укурее, Сеще, Кречевицы, Оренбурге, Твери и Иваново.

В 1996 году поступил в Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, которую окончил в 1999 году. Летчик-снайпер1. Поставил на крыло не один десяток молодых летчиков. В совершенстве освоил несколько типов самолетов (Л-29, Ан-26, Ил-76). Полковник ВВС. Участник боевых действий по восстановлению конституционного порядка в разных «горячих точках».

Приказом Министра обороны РФ от 11.08.2003 года был назначен командиром прославленного 117-го Берлинского военно-транспортного авиационного полка (г. Оренбург) По итогам 2004 года полк был признан лучшим среди полков ВТА ВВС.

В сентябре 2005 года назначен заместителем командира 12-й военно-транспортной авиационной дивизии (г. Тверь). В 2007 году назначен начальником 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (г. Иваново). Высококлассный летчик, полковник А.Ж. Зеленко, неоднократно с честью выходил из самых сложных ситуаций.

Сейчас (осень 2009 г.) Андрей Зеленко работает в ФГУП «Оренбургские авиалинии» инженером по контролю лётной эксплуатации. Жена Валерия - медицинский работник, уроженка Оренбургской области. Воспитывают 2-х сыновей.

Подвиг Андрея Зеленко

21 июня 2000 года заместитель командира военно-транспортной авиационной эскадрильи Оренбургского полка подполковник Андрей Зе-ленко, находясь за штурвалом Ил-762, выполнял рейс «Махачкала-Астрахань-Новосибирск». На борту самолета находились более двухсот дагестанских призывников. На высоте 150 метров из строя вышли топливные насосы первого и второго двигателей. Затем отказы на приборной доске посыпались один за другим. Из-за подачи топлива только из баков одного крыла возник крен самолета, который со временем усиливался.

В этих условиях командир экипажа сумел развернуть самолет к ближайшему аэродрому и около 30 минут вел почти неуправляемую машину. Когда в иллюминаторах бортовой техник вместо неба увидел вылетающие из-под крыла клубы дыма, Зеленко отправил второй экипаж к новобранцам готовить эвакуацию. Перегорел вал трансмиссии закрылков, поэтому посадочная скорость была около 400 км/ч, вместо обычных 250. Шасси были выпущены аварийно. Командир экипажа приказал двум штурманам нижней кабины покинуть свои места. Этим он спас им жизнь. Уже вдогонку им полетели битые стекла и остатки самой кабины.

Андрей Зеленко ювелирно посадил горящую машину на самое начало полосы, чтобы иметь больше времени для торможения на земле.

Командир резервного экипажа принял меры для предотвращения паники среды призывников и разъяснения им порядка эвакуации из самолета, распределил силы, и еще до посадки были открыты аварийные выходы из самолета. Сразу после остановки экипаж произвел эвакуацию всех пассажиров. Андрей Зеленко успел лично осмотреть самолет и убедиться, что никого в нем не осталось. Сам он покинул самолет последним, и только успел отбежать на безопасное расстояние, как огромный лайнер с несколькими тоннами горючего на борту взорвался. Благодаря героизму и мастерству командира экипажа все 232 человека на борту самолета остались живы.

 

1 К присвоению квалификации военного летчика-снайпера представлялись военные летчики 1-го класса, имеющие общий налет не менее 1500 часов. Летчики, представленные к классной квалификации, не должны иметь за последние 12 месяцев по своей вине летных происшествий, поломок, повреждений самолета, потери ориентировки, применения оружия вне заданной площадки, а так же нарушения правил полетов.

2 Военно-транспортный самолёт Ил-76 предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения.

Источники

  1. Герои нашего двора. Оренбуржцы - наши современники. Биографические статьи. Оренбург. 2009 г.

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter