Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Перевод по кнопке

Оренбуржье на фото

  • Струковский парк

Комментарии

Login Form

Адрес: 461630, Оренбургская область, Бугурусланский р-он, с. Аксаково

Телефон: (35352) 53168, Факс: (35352) 24309

Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника

Сайт: http://aksakov-museum.ru/

Тип организации: культурно-массовая, исследовательская, учебная

Классификация организации: Литературная, Музей-заповедник

Единиц хранения: 1898, из них 1498 предметов основного фонда

Площади организации:

    • экспозиционно-выставочная 380 м2
    • временных выставок 304 м2
    • фондохранилищ 26 м2
    • парковая 530 га

Количество сотрудников: 7, из них 2 научных

Среднее кол. посетителей в год: 3000

Спонсоры, меценаты и грантодатели: Жижкулин Анатолий Иванович - директор Бугурусланского лесхоза.

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

    • Старинная мебель из дома Аксаковых - 21 предмет
    • Старинная посуда - 36 предмета

Основные должностные лица:

    • Директор: Хиль Сергей Иванович
    • Главный хранитель: Карюкина Надежда Николаевна
    • Научный сотрудник: Хиль Тамара Петровна

Основные экскурсии:

    • Жизнь и деятельность С. Т. Аксакова
    • Литературное наследие писателя
    • Династия Аксаковых (от деда до наших дней)
    • Литературное окружение писателя
    • Экскурсия в природу
    • Заповедная зона
    • Аксаково сегодня

Описание: Имение основано в 18 веке дедом писателя С.М. Аксаковым. В настоящее время восстановлены дом, людские, надворные постройки. Уникальны по красоте пруд, парк с липовой аллеей, река Бугуруслан.

Смотреть все фотографии >>>

История создания музея

Решение о создании мемориального комплекса-заповедника, который включал бы родовой дом, водяную мельницу, часовню, парк, было принято на заседании Оренбургского исполкома областного совета в 1989 году. Основным документом для начала работ по проектированию экспозиции стала научная концепция, авторами которой были директор областного краеведческого музея Н.А. Ерёмина и сотрудники. А основным источником при разработке проекта экспозиции были книги С.Т. Аксакова: «Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника», а также имеющийся фонд музея. И когда барский дом был отстроен, экспозиционная группа из областного краеведческого музея под руководством Н.А. Ерёминой совместно с сотрудниками Аксаковского музея приступили к реализации художественного проекта экспозиции. Огромную помощь в восстановлении музея-заповедника оказал тогдашний начальник лесхоза Жижкун А.И.

Содержание экспозиции музея

В восстановленном барском доме сейчас расположен музей. Экспозиция музея рассказывает о заселении земель Оренбургского края и Уфимского наместничества в середине 18 века, о поселении дворян Аксаковых на берегах реки Бугуруслан. Здесь представлены материалы о жизни писателя в Оренбургском крае, о местах, которые легли в основу его произведений. В залах музея можно увидеть подлинную аксаковскую мебель 19-20 веков, вещи и документы, рассказывающие о потомках Аксакова, коллекцию картин, посвящённых местам, связанных с его жизнью и творчеством, предметы старины. Почти удалось воссоздать горницу деда писателя - Степана Михайловича, основателя с. Знаменское (Аксаково), отразив культуру народов края, соединить стилевые решения в оформлении интерьера здания. В новом музее 6 экспозиционных залов. Экспозицию открыл комплекс материалов, посвящённых С.М.Аксакову. Это рассказ не только о главе семьи, но и о многом другом.

В экспозиции - ларец с двойным дном для бумаг, герб рода Аксаковых. В этом гербе запечатлена военная история рода Аксаковых - в щите, имеющем серебряное поле, изображено красное сердце, пронзённое стрелою. Щит венчает рыцарский шлем, с дворянской в нём короной, страусовыми перьями. Налёт на щите серебряный, подложенный красным. Поддерживают щит два воина в латах с копьями руках. Древность дворянского рода была гордостью С.М. Аксакова. Эта тема органично переходит в другой зал, скрывающий нравы и устои старинной патриархальной семьи Аксаковых, типичной для эпохи крепостничества, где царят насилие, деспотизм. В бывшей девичьей и людской поместили экспозицию «Этнический состав и быт местного населения», куда вошли предметы быта народов, населявших эту местность в 18 веке. Это костюмы русских, мордвы, чувашей, татар, орудия труда, документы, фотографии, акварели. Здесь же поместили часть интерьера крестьянской избы. Экспозиция отpазила и тему изнурительного труда крестьян и традиции, обряды, а также показала поэтическую натуру крестьянина.

О молодых Аксаковых, родителях будущего писателя, рассказывает экспозиция следующего зала «Жизнь и быт провинциальных помещиков Оренбургского края». С.Т. Аксаков по отцовской линии происходил из старинного дворянского рода (о чем свидетельствует фамильный герб и родословная Аксаковых), оставившего заметный след в русской истории. Основателем рода, который корнями уходит в 11 век, был варяжский князь Оксак, вассал норвежского короля Гокона Слепого, пришедший вместе со своей дружиной в землю Русскую на службу к Великому князю Всеволоду Ярославовичу и оставшийся жить на Руси. В комнате родителей, в центре, портреты отца и матери писателя. Отец - Тимофей Степанович - был мало развит, тих, застенчив, но добр и благороден. Интересы его ограничивались кругом хозяйственных дел, поэтому влияние на умственное развитие сына он оказать не мог, зато от отца писатель унаследовал мягкий нрав, любовь к природе и гуманное отношение к крепостным. Серёжа рос и умственно развивался под влиянием матери, Марии Николаевны Аксаковой, урожденной Зубовой. Сергей Тимофеевич ярко описал характер матери и её нравы в «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука». Это была начитанная, впечатлительная и властная женщина, со страстной, неуравновешенной натурой. Авторам экспозиции удалось раскрыть характеры отца и матери С.Т. Аксакова, проследить их духовные и родственные связи с Рычковыми, Карамзиными, Мертваго и другими известными людьми той эпохи. Здесь материал, в основном, плоскостной: фотографии, документы. Достойное место в экспозиции заняли старинный круглый стол с мраморной столешницей, книги, портреты. Частично эта тема продолжается в следующем зале, посвященном детским и юношеским годам С.Т. Аксакова, так как родители писателя последовательно формировали его характер, интересы, любовь к родной земле, природе, народному творчеству. Комплекс «Аленький цветочек органично дополняет выставку в этом зале.

Завершают экспозицию музея две темы: «Русский писатель С.Т. Аксаков - певец Оренбургского края», и «С.Т. Аксаков - выдающийся русский писатель». В этих залах, из-за недостатка подлинных предметов, многое опирается на воссозданные документальные источники, фотографии, произведения писателя, что ведет к музейной условности, но тем не менее, все объединено в один историко-литературный ряд. Здесь размещены материалы свидетельствующие о становлении Аксакова - писателя, художника, о его дружбе с Н. Гоголем, о признании творчества писателя выдающимися критиками.

Безграничная любовь к писателю

В музее все одушевлено, конкретно по своему отношению к Аксакову и его времени. Открытие музея в 1996 году вызвало большой общественный резонанс. Интерес к музею поддерживается различными формами работы, которые проводятся совместно с областным краеведческим музеем. Активнее стало использоваться в работе музея и творчество С.Т.Аксакова. Сегодня Аксаковский музей-заповедник открыт для сотрудничества с другими музеями. И хотя это небольшой музей, но это наша милая родина, это наша культура, наша история. И как прежде плывут белые облака над зеленой долиной. Ржаное поле вдали за Бугурусланкой нескончаемо катится к Кудринской горе. Темно-зеленые купы Аксаковского парка с выступающими вершинами сосен вырисовываются на горизонте, Челяевская гора и сверкающее зеркало пруда за серебристыми ветлами Грачевой рощи - все видится теперь сразу и поражает глаз. «Это был - да и теперь есть - уголок обетованный...» Как верно сказано больше века назад! Пройдет год, и сто лет пройдет, и все также в темнеющий лес, за Кудринской горой, в лесную полосу на ржаном поле, будет бить из тучи солнце.

Не умирает природа, не умирают достойные её художники. Творчество Аксакова возвышает, делает сильнее и чище, как сейчас возвышают человека эти величественные картины аксаковских мест. Так будем же благодарны и расплатимся за любовь любовью. Подтверждая эти высокие слова делом, мы должны продолжить воссоздание и реставрацию усадьбы Аксаковых. В первую очередь, необходимо построить часовню на месте захоронения родителей писателя, ибо посещение усадьбы должно начинаться с поклонения их могилам. А в перспективе: построение церкви Знамения Божьей Матери, мельницы на берегу пруда, летней кухни за речкой, реставрация людских и всего парка. Летом 2004 года прошли раскопки захоронений Аксаковых, найдены новые могилы. Дел хватит и нашему и будущему поколению. Но я уверен - мы на правильном пути. Возрождение истории - это возрождение духовности нашего народа.

Источники

  1. www.museum.ru
  2. http://aksakovo.by.ru
  3. В.Г. Альтов «Бугуруслан». Челябинск, Южно-Уральское кн. изд-во, 1990.— 336 с. 254 с. с ил.

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter