Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Другие способы

Оренбуржье на фото

  • Карстовый участок Кульчум. Июль 2021 года

Комментарии

Login Form

Мечеть «Хусаиния»Мечети появились в городе-крепости Оренбурге значительно позже его основания. Сначала в городе, не считая приезжавших торговцев, почти не было приверженцев ислама. Так, в 1751 г. отмечено лишь два домовладельца - Усман Ерманов и Япел Ибраев - оба казанские татары. Они могли посещать мечеть в Сеитовой слободе, основанной в 1744 г. На левобережье Яика около первого менового двора несколько лет существовала маленькая мечеть, пока в сильный паводок 1749 г. там все не размыло. На новом месте менового двора мечеть появилась, судя по чертежам, значительно позже, причем сначала в 1780-е годы в казенном магометанском училище к югу от двора. В самом городе в XVIII в. мечетей не было. В этом отсутствовала, очевидно, необходимость, так как по данным 1797 г. из населения в 5241 человек было 7 бухарцев, 68 иногородних, 181 купцов и мещан, среди которых могли быть магометане. Основную часть населения составляли чиновники и военные регулярных и иррегулярных войск, процент магометан среди них не мог быть значителен в то время.

Первая мечеть появилась в самом городе в начале XIX в. Она строилась по указанию императора Александра I на казенный счет в 1802-1804 гг., была открыта в 1805 г. Здание сохранилось (пер. Каширина), утратив минарет. Около мечети позже появилось медресе. Четыре десятилетия спустя, в 1846 г., открылась мечеть в Караван-Сарае, являясь составной частью всего комплекса, который строился по проекту архитектора А.П. Брюллова для Башкиро-Мещеряцкого войска. В плане архитектуры она во многом выходит из ряда других мечетей. Количество мечетей увеличилось в 1880-е гг., что связано со значительным ростом населения после введения в эксплуатацию железной дороги на Самару в 1877 г., а также со строительством новой части города после пожаров 1879 г. За следующие четыре десятилетия значительно увеличился процент населения, исповедующего ислам. Если в 1875 г. было 1,027% татар, башкир, бухарцев и других приезжих из Средней Азии, то к 1916 г. этот показатель увеличился в 12 раз, когда мусульмане составили 12,2% населения Оренбурга. Одновременно с застройкой Нового плана (южная половина Новостройки) возвели и небольшую мечеть в северо-восточном углу Николаевской площади. Здание сохранилось, утратив минарет; в связи с дальнейшей застройкой оно оказалось на территории госпиталя на Комсомольской ул., 202. В 1879 г. отвели место для мечети у застроенного ныне магометанского кладбища. Эта мечеть, теперь соборная, завершена в 1885 г. Вскоре, в 1887 г., открылась мечеть на Аренде. Таким образом, мечети к началу 90-х годов имелись во всех частях города, не считая мечети на Меновом дворе, их было 5.

Такова была ситуация, когда в октябре 1890 г. купец 1-й гильдии Ахмет Хусаинов обратился в Городскую Управу за разрешением строительства мечети в начале Гостинодворской улицы на купленном им дворовом месте. Хусаинов был очень заметной в городе личностью, занимался он и благотворительностью, в частности во время голода 1880-1881 гг. Но Управа отказала, так как согласно строительному уставу на дворовых местах запрещалось иметь культовые постройки. Городская Дума подтвердила отказ. Тогда в марте 1891 г. Хусаинов подал ходатайство о разрешении ему построить мечеть на Чернореченской площади (здесь теперь школа № 2). Препятствий по уставу тут не было. Чертеж с указанным местом за подписью городского архитектора Корина датирован 13 марта 1891 г. Но Управа отклонила ходатайство, ссылаясь на ряд обстоятельств, одним из них было то, что поблизости мусульмане не жили. С этим решением Управы Дума согласилась и 23 голосами против 12 отклонила ходатайство. Но одновременно Дума приняла и другое решение. Она согласилась удовлетворить первое прошение Хусаинова, проголосовав 32 против, 3 за изменение установленным порядком плана города, нанеся на нем мечеть взамен дворового места. Для этого нужно было обращаться в МВД. В решении указывалось, чтобы мечеть строилась "без малейшего выступа на Гостиннодворскую улицу". Во исполнение решения Думы Управа направила ходатайство в соответствующие инстанции. В апреле 1891 г. архитектор Корин представил уже чертежи мечети, по которым постройка ее "должна быть утверждена Г. Начальником Губернии". 4 марта 1892 г. МВД дало разрешение на изменение плана и строительство мечети. К нему приступили, очевидно, сразу, так как за два строительных сезона сумели завершить здание.

Архитектура мечети своеобразна. Мощный минарет напоминает колокольню западней церкви, он прикрывает собой несколько громоздкое и асимметричное здание мечети. Причина такого решения, видимо, в том, что заданный объем помещений был больше, чем могла вместить площадь прямоугольного в плане здания, не нарушая предписываемой нормы минимального расстояния в 12 саженей до ближайшей постройки. Прямоугольное в плане здание выходило бы за эти рамки тем более, что мечеть не должна была выступать за красную линию Гостинодворской улицы. В декоре использованы элементы европейских стилей. Мечеть строилась, вероятно, с расчетом на использование ее и для медресе, вскоре построенного рядом. Это объясняет и настойчивость Хусаинова в выборе места, где медресе оказывалось доступнее, чем на окраине города. Мечеть была закрыта в 1932 г., возвращена верующим в 1992 г. Минарет ее служит существенной доминантой в этой части Оренбурга.

В.В. Дорофеев

Источники

  1. «Научно-практическая конференция «Татары в Оренбургском крае». Издательство «Димур», Оренбург 1997 г.

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter