В 1859 году жители села Сыскан, через 11 лет после переселения на свои сбережения построили для себя маленькую деревянную церковь во имя Преображения Господня. Церковь в селе была душой села. Она стала называться Преображенской. Эта церквушка органично вписывалась в местный ландшафт. От чего последствие в 1885 году деревня и была названа поэтому престольному празднику и по Преображенской церкви - село Преображенское или Преображенка. Одновременно сохранялось также и название, данное по речке - деревня Сыскан. В настоящее время название Преображенка является официальным, а второе, Сыскан-неофициальное, сохраняющая в обиходе до настоящего времени. Преображение Господне, как известно, празднуется в августе (19 августа - в Православных церквях и 6 августа - в Католической церкви). Именно в этот день, когда верующие отмечали храмовый праздник, крестьяне-переселенцы из Тамбовской губернии прибыли к реке Сыскан (Сысканка), где и основали свое новое поселение.
К 1880 году село расширилось, дома на реке Сыскан уже стояли по обе стороны. В 1884 году село имело около 300 домов, старую церковь и свыше 2000 жителей. В марте 1885 года в село был назначен первый священник Вознисенский Михаил Андреевич, родом из села Черный Отрог, Саракташского района, Оренбургской губернии, он был также и первым учителем в селе. Прибыл священник в село вместе со своей семьей. Жил он в добротном деревянном доме на против церкви с матушкой. Учителями были также служащие церкви Пикторинские: Мария Николаевна, Федор Васильевич, Иван Васильевич. С приходом батюшки православная и просветительская жизнь села стала обретать благочинность и организованность.
Шли годы, народ прибывал, село разрасталась. Маленькая церквушка теснила прихожан, и в 1902 году было принято решение о строительстве новой церкви. Лес рубили добротный в Башкирии и везли его в село на конной тяги. С 1902 по 1905 год шла заготовка, и доставка в село соснового круглого леса, его возили из Башкирии с реки Белой не далеко от села Ивановки. Заготовкой леса занимался свечной староста церкви житель села Сметанников Иван. Отобранные по параметрам бревна обработали и уложили в специальные штабеля, чтобы они приобрели необходимые свойства. Ведь для строительства храма лес должен быть хорошо подготовлен. После того в как лес приобрел необходимое состояние в 1907 году начали рубить проектный комплекс срубов и строить церковь.
Строительство храма продолжалась пять лет, и было завершено только в 1910 году. Это довольно высокое бревенчатое здание. С мощными двумя дверями с южной и северной стороны. Церковь высотой 30 метров и длиной сруба в 30 метров потребовала приложения огромных сил и мастерства. Сооружение храма было делом не простым, кроме заботы о прочности и вместимости сооружения, требовалось еще и сохранение всех основных частей его, присутствие которых отличало бы храм от жилого дома. Требовалось устройство центрального, увенчанного крестом помещения, к которому с востока и запада примыкали бы невысокие клети для алтаря и притвора. Все эти каноны были соблюдены мастерами.
Возможно этот проект использовался при строительстве церкви в с. Преображенка.
Церковь была построена без излишних архитектурных украшений, но в, то, же время величественно вознеслась над окрестностями села, издалека привлекая к себе внимание. По общей красоте, выразительности церковь, была самым красивым зданием села. Она была гордостью округи. Звон ее колокола раздавался далеко и в тихую погоду был слышен за десять километров. Церковь по внешнему обличию походила на храм, что стоит в городе Оренбурге в честь святого Димитрия Солунского. Отсюда она и была названа в честь этого святого.
К сожалению, память народная не сохранила имен тех, кто строил церковь. Изучая историю сельских храмов, бывает очень трудно найти указание на авторство того или иного здания. Строившие их люди имели в душе чувство, что автор Господь, а они только исполнители. И тот, кто разрабатывал проект, и те, кто воплощал. Часто к деревянным храмам ошибочно относятся как к "временным", чего ни в коем случае не должно делать. Конечно, все мы в этом мире временны, но храмы временными не бывают, они-то ведь не наши, а Божьи! И даже если рядом. Так же и деревянный храм - это застывшая музыка, которую можно услышать только открытым взором.
Фото храма в селе Преображенка Шарлыкского района, которое чудом сохранилась в семье Висягиных. На фоне церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского в селе Преображенка (с лево на право, примерно 1962 год ): Висягин Иван Степанович с другом Мазуриным Александром, что присели. Стоят: Настя Иванова (Мазурина), Елизавета Андреева Висягина-жена Ивана Степановича, супруга Мазурина А. и Солдатовы: Раиса Андреевна и рядом с ней ее муж Дмитрий Иванович, учителя школы.
При официальном открытии и освящении храма присутствовало практически все село от мало до великого. И по сей день по селу из поколения в поколение передаются рассказы очевидцев, как это происходило.
Церковь в селе стала называться - Дмитриевская, правильно - во имя Димитрия Солунского. Культ Дмитрия Солунского был особенно популярен на Руси в домонгольский период, образ святого связывался с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Димитрий был воином из города Солунь, отчего и остался в истории православного христианства с этим именем. Жил он во времена, когда христиане претерпевали гонения за свою веру. Принял он мученическую смерть за то, что не отрекся от Иисуса Христа. За мужество и верность отцы православной церкви признали Димитрия святым великомучеником, а поскольку он был воином, то изображают его, как и Георгия Победоносца, с копьем, поражающим дракона. До 15 века он изображался обычно только как воин в доспехах с оружием. Позднее Дмитрий-воин изображался как пострадавший за веру, с атрибутом мученичества-крестом. По византийской легенде Дмитрий Солунский правитель греческого города Фессалоники.
Местные парни на фоне церкви села Преображенка. 1959 год.
Церковь нашего села была одноштатной, т.е. в ней служил один священник, что явно для такого населения за 2000 душ было недостаточно. Иными словами, нагрузка (речь идет о нагрузке по совершенствованию таинств, религиозных обрядов, регистрации браков, рождений и смерти) на храм была очень большой.
После завершения строительства храма в 1911 году из оставшегося леса, заготовленного для церкви, построили дом с подворной - верхнее здание приходской школы в которой учились мальчики, затем чуть позже нижнее здание школы, где учились девочки и дом для батюшки.
Источники
- Материал предоставил Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Решение о разборке церкви в селе Преображенка Шарлыкского района
Источники
- Материал предоставил Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.