История кинематографа началась с демонстрации движущихся картин братьями Люмьер двадцать восьмого декабря 1895 года в Большом кафе на бульваре Капуцинов. Успех биоскопа - живых картин - был оглушительным. Новинка стала быстро распространяться по всему миру.
Двадцать шестого мая 1898 года состоялась премьера «синематографа» в Самаре. В «Самарской газете» за двадцать седьмое мая было помещено объявление о том, что в этот день «состоится сеанс синематографа, единственного в мире аппарата движущейся, живой фотографии настоящего Люмьера. Аппарат приводится в движение посредством электричества. Будет произведена демонстрация картин «Дуэль», «Драка женщин», «Торжество коронования государя императора Николая II» .
К началу ХХ века в Самаре насчитывалось больше десятка крупных и мелких синематографов, которые демонстрировали в основном зарубежные картины. В них можно было посмотреть фильмы «Современная страшная быль», «На ложе смерти и любви», «Змея и женщина», «Горбун-мститель», «Тайны Нью-Йорка», «Жестокое орудие смерти». После открытия первой российской фабрики кинолент А.О. Дранкова в Санкт-Петербурге появилось много картин с сюжетами из русской жизни. Популярность синематографа росла стремительно.
Открытие биоскопа сулило быструю прибыль при минимуме затрат, и через некоторое время из губернского города Самары потянулись в уездные города предприимчивые люди, чтобы приобщать местных обывателей к чуду цивилизации. Первый биоскоп с газовым освещением в Бузулуке тридцать первого декабря 1907 года открыл самарский мещанин Иван Аристархович Ташкин.
Удобства для зрителей Ивана Ташкина интересовали в последнюю очередь. Его биоскоп на улице Уфимской представлял из себя мрачную, грязную, душную комнату, в которой к тому же не возбранялось курить, из-за чего случались небольшие возгорания. Стулья, из коммерческих соображений, стояли вплотную до самого экрана, между рядами едва можно было протиснуться. Места не были пронумерованы. Чтобы дать несколько сеансов «сверх положенного» и тем самым увеличить выручку, убыстряли прокрутку пленки. Кадры сменялись с невероятной быстротой. Вместо шести, за вечер удавалось «прокрутить» десять сеансов. Механик крутил аппарат вручную и выдавал за вечер двойную норму. Первые полгода прибыль от биоскопа была впечатляющей.
План биоскопа Ивана Ташкина на Уфимской улице
Твердо поверив в успех нового предприятия, мадам Горштейн открыла в 1908 году в Бузулукском народном доме (ныне инфекционная больница на улице Октябрьской) свой биоскоп на газовом освещении. Публика в биоскопе мадам Горштейн собиралась часто нетрезвая. Немые фильмы сопровождались громкими нецензурными комментариями. Иногда киносеансы заканчивались потасовками, что при наличие газовых рожков могло приводить к возгораниям. После рассмотрения бесконечных жалоб от зрителей Бузулукская городская управа в 1910 году решила закрыть оба биоскопа и постановила выдавать разрешение на открытие синематографа только после согласования с пожарной частью и строительным отделением.
В 1911 году Самарское губернское правление издало «Обязательное постановление по устройству и содержанию театров-кинематографов». В нем содержались правила устройства входов и выходов, зала и электроосвещения, а также правила хранения кинематографической целлулоидной пленки, которая легко воспламенялась. Биоскопы перед открытием осматривались комиссией строительного отделения Губернского правления.
В 1911 году в Бузулуке был открыт кинематограф «Грёзы» провизорши Петровой - в здании, в котором впоследствии располагался кинотеатр «Победа». Кинематограф Анны Ефимовны Петровой (в 1912 году владельцем кинематографа стал господин Нечаев) поразил городских обывателей комфортом и техническими новшествами: просторное фойе, залитое ярким электрическим светом, огромные зеркала, музыкальный автомат, который мог исполнять мелодии по заказу. Места в зрительном зале на сто человек были пронумерованы. Фильмы демонстрировались под музыку тапера, хотя она часто не соответствовала содержанию фильма.
План кинематографа провизорши Петровой
В 1912 году в здании, где сейчас располагается лесхоз-техникум, открылся синематограф Камязина «Триумф». Размеры и внутреннее убранство обоих синематографов было очень похожим. Конкурировали они между собой разным репертуаром. Фильмы выписывались из Москвы либо поступали из местных отделений столичной фирмы братьев Пате, самарской конторы компании «Синематограф», отделения прокатной фирмы Ханжонкова, а также из конторы братьев Клодт. Прокат кинолент стоил примерно десять копеек за метр.
Первая мировая война заполнила экраны патриотическими сюжетами и сентиментальными драмами. В 1915 году на самарских экранах шли фильмы «Тайна завода Круппа», «Их пропасть разделяла», «А счастье было так возможно» и тому подобное. На всех углах Бузулука в то время висели крупные афиши с призывом к горожанам не пропустить кинохронику Великой войны, а после посмотреть фильм, «который заставит их сердца трепетать». В годы Гражданской войны, голода и разрухи кинематографы стали местом, где зрители могли попасть в мир иллюзий и на короткое время забыться от окружающего ужаса и беспросветности.
К 1924 году в Бузулуке остался единственный синематограф «Грёзы» (помещение «Триумфа» было передано Лесной школе). В 1927 году синематограф полностью перестроили. Пошлое, мещанское название «Грёзы» заменили звучно-революционным «Пролетарий», а «безвкусное мелкобуржуазное убранство» кинематографа сменили кумачовые лозунги и яркие агитплакаты. В несколько раз увеличили вместимость зрительного зала. С 1934 года в кинотеатре начали демонстрировать звуковые фильмы. В летние месяцы, из-за духоты, показы кинолент шли в городском саду. Об удобстве для зрителей в те годы заботились мало.
Бузулукская городская газета (в 20-х и начале 30-х годов она несколько раз меняла название) постоянно писала о безобразиях в работе кинотеатра: «Почти единственное зрелищное предприятие города - кинотеатр «Пролетарий» работает без должного внимания со стороны районных и городских организаций. Кинофильмы показываются плохо. Случаются постоянные обрывы пленки, часто пропадает звук. Не проводится работа со зрителями. Руководитель первичной партийной организации кинотеатра киномеханик Вернигоров окружил себя подозрительным «активом». Кассир-счетовод Заславская была до 1927 года торговкой, у которой была частная пекарня. Бывший бухгалтер Коняев запустил все дела, а заступивший на его место Иванов продолжает путаницу. В зарплате полная уравниловка. Председатель месткома - художник Сахарников полностью запустил профработу и занимается выполнением частных заказов, да к тому же потребовал у директора принять на работу второго художника «в помощь себе» сверх штата под тем предлогом, что он не справляется с большим объемом работы. Сам директор кинотеатра Якимов допустил большой перерасход денежных средств. Эта путаница и безотчетность ведутся в кинотеатре еще со времен бывшего директора Камбаровой».
В 1945 году Бузулукский горсовет принял решение об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне переименованием кинотеатра «Пролетарий» в кинотеатр «Победа». Кроме того, старое название уже не соответствовало новым социалистическим реалиям, ведь «советское общество - это нерушимый союз рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции».
Кинотеатр «Победа»
В 1958 году Никита Сергеевич Хрущёв начал новое массированное наступление на Церковь. Партийным и общественным организациям было рекомендовано активнее бороться с «религиозными пережитками» в сознании и быту советских людей. Бузулук всегда был в первых рядах «борьбы с религиозным дурманом». К началу 1960-х годов в городе действовало два храма, один из них - Петропавловский. Власти решили его снести. Был утвержден план строительства на месте церкви нового кинотеатра и Дома быта. Под лозунгом «Кинотеатры вместо церквей!» партийные и комсомольские активисты приступили к разрушению церкви в марте 1961 года. Верующие забаррикадировались в церкви в твердом намерении не допустить святотатства. Осада длилась несколько недель. Первый полет человека в космическое пространство придал нападавшим новые силы и ощущение собственной моральной правоты. Они радостно кричали оборонявшимся: «Эй вы, темнота! Гагарин в космос летал, а Бога не видал!» - и за несколько дней сровняли здание с землей. Казалось, что после произошедших событий логично было бы назвать построенный на этом месте новый современный кинотеатр на два зрительных зала «Космосом». Но партийное руководство постаралось «сгладить углы» и выбрало для него тихое лиричное название «Берёзка».
Выкопировка из Генплана Бузулука 1960 года. Крестом обозначена Петропавловская церковь
Прошло время и названия «Победа» и «Берёзка» стали историей. Сейчас полноценного кинотеатра в Бузулуке нет. В последние годы предлагались несколько вариантов решения этой проблемы. В 2016 году представители бизнеса обещают оборудовать несколько кинозалов в строящемся торговом центре напротив здания городской администрации. Хочется надеяться, что новая страница бузулукского кинематографа будет открыта.
Н. Макаров
Источники
- Статья предоставлена автором
RSS лента комментариев этой записи