Рассматривая архив канцелярии г.Оренбургского генерал-губернатора, между многими весьма важными, касающимися края, документами, я нашел дело 1797 года о составлении переписи жителей г.Оренбурга и о числе не только домов, но даже жилых покоев-комнат. Эта перепись была исполнена вот по какому поводу:
Император Павел I в 1796 году уничтожил Уфимское наместничество, назвав его по прежнему Оренбургской губернией, а Оренбург сделал из уездного- губернским городом. Сюда велено было переехать из Уфы бывшему наместнику барону Игельстрому, и перевести все наместнические присутсвенные места. Уфа же объявлена уездным городом.
Само собою разумеется, что с переводом Главного управления в Оренбург
Должно было увеличиться число жителей этого города, точно так, как, на оборот, уменьшится в Уфе, так это и было.
При возведении Оренбурга на степень губернского города учрежден был в нем в 1797 году штат полиции, при чем город разделен на 3 части: одна заключалась в пределах бывшего, не так давно уничтоженного, вала, окружавшего крепость, другие две – в 2-х пригородных слободах, нынешней старой слободке и форштате.
В 1797 году генерал-прокурор требовал от губернатора Игельстрома сведений, сколько в каждой части города жителей-домохозяев, с их семействами по сословиям, и сколько им принадлежит домов, а в каждом доме сколько комнат, по-видимому, эти сведения генерал-прокурор собирал повсеместно, так как бумага его значится циркуляром, о недомохозяевах и прочих постоянных и временных жителях тогдашняя статистика не заботилась; эта же самая статистика не отделяла жителей по полам, считая оба пола вместе, не интересовалась знать, сколько домов каменных, сколько деревянных и т.п. Прилагаемая таблица представляет этот любопытный теперь для нас статистический материал, касающийся г.Оренбурга 1797 года, который был представлен генерал-прокурору губернатором Игельстромом и озаглавлен так: «сведения о числе домов, комнат, и жителей в г. Оренбург»
Третью часть города, как видно, нынешний казачий форштад, или Оренбургская станица, представлял, так как показанные здесь дома принадлежали вероятно казачьему сословию и духовенству теперешней форштатской церкви Св.великомученика Георгия, основанной еще в 1756 году.
Кроме того, среди казаков, жили купцы и мещане, более, как видно, последние, да и те бедные, у которых было 98 домов и в них 98 комнат, следовательно это, вероятно были просто избы, об одной комнате каждая; точно тоже было и у простых казаков, где в 346 домах было 346 комнат и в них жило 1814 человек, не более 5 человек на дом; только у казачьих офицеров, в 8 домах было 12 комнат, и жило 17 человек, все таки более, нежели по 1 человеку на комнату; более обширные дома были в 1 и 2 части, где каждый дом приходился по 2, по 3 и даже по 5 комнат, но здесь жили люди более зажиточные, жило и само начальство.
Всего в Оренбурге в 1797 году, как в губернском городе было 1368 домов, 2527 комнат и жителей 5241 человек.
Здесь не считались дома казенные и недомохозяева с семействами, а любопытно было б знать, сколько всего было тогда на лицо жителей в Оренбурге.
Надо полагать число их не было ли вдвое или трое более?
Сколько должно было сюда перебраться из Уфы, когда по замечанию одного Уфимского старожила г.Ребелинского, ведшего свои записки и даже Уфимскую Летопись, «город Уфа весьма опустел, ибо чиновники переехали в г. Оренбург».
Открытки с видами г. Уфа, ок. 1906-1913 г.г.
Император Александр I, тотчас по вступлении на престол, в 1801 году, снова велел из Оренбурга перевесть присутственные места в Уфу, сделав её губернским городом, где еще раньше того, по повелению Императора Павла I, в 1799 году, велено быть архиерейской кафедре, под именем Оренбургско-Уфимской; Оренбург же стал опять уездным городом, каким был в царствование Екатерины, когда, в 1782 году открыто Уфимское наместничество.
Но Император Александр I рескриптом на имя военного губернатора генерал-майора Бахметева от 30 января 1802 года представляет ему на усмотрение – как найдет полезнее для управления краем: остаться ли в Оренбурге, где и войско ближе к азиатской линии, или же переехать в Уфу?
Военный губернатор остался в Оренбурге и преемники его остаются там же и до ныне.
По статистическим отчетам, представляемым в Министерство Внутренних Дел в 1809 году в Оренбурге было до 10 000 жителей, а в 1853 уже до 18 000; в начале шестидесятых годов цифра эта доходила до 26 000 человек.
Так застало Оренбург в 1865 году разделение губерний на Оренбургскую и Уфимскую и Оренбург стал снова губернским городом, но уже организовался касательно новых присутственных мест своими средствами, без ущерба другому городу, как это было в 1796 году.
Ниже приведена таблица «Сведение о числе домов, комнат и жителей в городе Оренбурге в 1797 году».
1.«Указы Оренбургским Военным Губернаторам Императрицы Екатерины II (1764 г.) и Императора Павла I (1797-1800 г.)» Издание Оренбургской Ученой Архивной Комиссии, вып.1, 1889 г., Оренбург, тип. Б.А. Бреслина (Берко Абрамович Бреслин, отставной унтер-офицер, владелец типографии – прим. А.Е.И.).
Исковский А.Е.
Источники
- Материал предоставлен автором