22 марта 2006 года
Виктор Шумеев
Ну кто бы мог подумать, что обыкновенное петушиное перо, воткнутое в шляпу чудаковатым Яковом Арефьевым, через столетия аукнется аж в самой столице, да еще самым непредсказуемым образом!
Все началось с невинной забавы. Снаряжая Якова в Самару с донесением о строительстве главной крепости на пограничной линии, кто-то порекомендовал ему одеться поярче, чтобы произвести впечатление на губернских чиновников. Вот тот и нарядился, словно пугало, а для пущего шику воткнул в шляпу яркое петушиное перо.
Долго смеялся губернский люд над посыльным, тут же метко окрестив его сорокой. Это название так и осталось за фортецией, хотя казаки и противились такому исходу дела.
Мы не стали бы вспоминать об этом забавном случае, о котором уже как-то писали в одной из публикаций, если бы не одно событие.
Администрация Сорочинского района обратилась в Союз геральдистов России с просьбой разработать для них герб и флаг. До этого все как-то руки не доходили, а тут в связи с муниципальной реформой пошла мода на геральдику местного значения. Кувандык, Октябрьский, Гайский, Тюльганский, Абдулинский, Красногвардейский, Бузулукский, Кваркенский - какие только районы и города не обращались в столичное предприятие «Регионсервис» Союза геральдистов за помощью. Откликнулись москвичи и на просьбу сорочан, только попросили выслать историческую справку обо всех традициях и легендах, природных и географических особенностях.
Ознакомившись с присланными материалами, столичные художники без всякой задней мысли тут же ухватились за фортецию на Самарской линии и изобразили на гербе часть крепостной стены и на ней - гордо восседающую сороку. Если бы это был орел или, на худой случай, жаворонок, нашедший себе место на гербе Тоцкого района, тогда еще куда ни шло. Но птица, прозванная в народе воровкой, выглядела чуть ли не издевательски. Обиды добавил прилагаемый к проекту счет в двадцать шесть тысяч рублей. И как только ни расписывали столичные геральдисты положительные качества изображенной ими птицы, называя ее умной, деловой, пусть и хитроватой, местная власть наотрез отказалась от использования этого образа.
Кстати, это не первая неудачная попытка обрести собственный герб. Еще во время ельцинских реформ горсовет Сорочинска объявил конкурс среди местных художников. Из нескольких представленных работ была отобрана одна - в лучших традициях советских времен. Она отразила союз нефтяной отрасли и сельского хозяйства в сочетании с контуром гидроузла, который и по сей день является предом спора и беспокойства для людей, живущих по обеим сторонам плотины.
Предложено москвичами
...а это придумали сами
* * *
А вот в Тоцком власти не стали пользоваться услугами варягов, а обратились к доморощенным живописцам, которые и изобразили вышеупомянутого жаворонка на фоне колосьев и колоколов памяти на месте Тоцкого ядерного взрыва. Ташла также привлекла местного художника Сергея Полякова. Созданный им простой и понятный герб уже в прошлом году гордо красовался чуть ли не на каждом перекрестке райцентра.
Только Сорочинску не повезло. Согласно российскому законодательству утверждение официальной муниципальной символики отводится исключительно к ведению органов местного самоуправления. Так что Союз геральдистов и работающее под его вывеской предприятие «Регионсервис» может лишь методическую или консультативную помощь, но не имеет права навязывать свою волю. Вот здесь бы сказать свое веское слово признанным оренбургским художникам, знающим историю края, его традиции. Не сомневаюсь в том, что они-то уж помогли бы сорочанам найти решение.
Сорочинский, Ташлинский, Тоцкий районы