11 августа 2010 года
Константин Артемьев
Жители Кваркенского района до сих пор пользуются брусчаткой, проложенной для заезжавшего к нам цесаревича.
С высокого крыльца старой деревянной церкви в Покровке открывался вид на Урал, невидимый с земли из-за обступивших церковь крестьянских домов. Житель села, бывший агроном, а ныне пенсионер Сергей Васильевич Путинцев тяжело вздохнул, указывая на реку, и горестно развёл руками:
- Нет воды! Который год уж не собирает русло. Всё уходит и уходит. Вон там, на гальке, видишь лодку? Метрах в ста от воды лежит. А ведь года два назад была у самой кромки...
На памяти Сергея Васильевича вода в реке то поднималась, то уходила. Полвека назад обрести полноводность Уралу помогла Ириклинская ГРЭС, расположенная ниже по течению. Но в последнее десятилетие уровень только опускался, а в нынешнем году здесь даже хотели, было, навести летний деревянный мост, да с местом просчитались.
- Говорил я, левее надо было его строить, - откровенничал Сергей Васильевич. - Там, где отмели, а они на быстрину полезли, в самое узкое место. Ну и не вышло... А мост-то наши казаки ещё до революции наводили тут, чтобы выезжать на Царскую дорогу.
- На какую?
- На Царскую, на той стороне, - пенсионер указал рукой на противоположный берег. - Там от Орска до Магнитки дорога тянется, мощённая булыжником. В распутицу хорошо по ней ездить. Говорят, для цесаревича делали, когда он мимо нас проезжал. Каждую казачью станицу тогда обязывали обустроить свой участок. Ну, уртазымским, может, и хорошо, дорога по их берегу шла. А покровским обидно: на нашем-то её не было. Вот и стали к ней сначала паром делать, потом мост летний наводить. Чтоб по другому берегу хоть в Орск добираться, хоть в станицу Магнитную. При советской власти нам здесь дорогу проложили, но всё равно иногда делали мост. И этой весной хотели, да не смогли...
Чёрные от времени купола деревянной Покровской церкви были видны даже от воды. А уж с другого высокого берега Урала, по которому шла мощёная Царская дорога, и церковь, и село были как на ладони. В воде плескались деревенские ребятишки. Оставленная далеко от берега большая металлическая лодка ждала, когда Ирикла наберёт необходимый уровень и здешний Урал вновь войдёт в свои берега. А на брусчатке, по которой полтора столетия назад проезжал цесаревич Николай Александрович, было пусто. Не тряслись по ней машины, привыкшие к асфальту, предпочитая в сухую погоду мягкие полевые дороги.
Кваркенский район
- Статья в формате PDF (Материал предоставил Александр Исковский)