30 марта 2011 года
Вильям Савельзон
Фальшивкой объявлен памятный нам всем по учебникам истории парный портрет Пугачёва и Екатерины Второй. На днях он убран из экспозиции Государственного исторического музея (Москва, Красная площадь, дом 1).
Когда собирал материалы к книге «Пушкин и Оренбуржье», то научный сотрудник этого музея Зоя Огризко с благоговением подвела меня к портрету:
- Перед вами один из самых любопытных экспонатов нашего музея. Когда пугачёвцы захватили Илецкий городок, сейчас это село Илек вашей Оренбургской области, то в присутственном месте обнаружили портрет императрицы Екатерины. Пробили его пиками, порубили саблями. А потом кому-то пришло в голову: есть местный живописец, вот пусть по-верхнапишетнашего царя-батюшку. Крестьянская война только начиналась, и восставшим нужен был такой портрет как своего рода агитационный материал: Пугачёв-подлинный царь Пётр Третий.
Портрет написан маслом на холсте. Иконописные приёмы письма указывают, что автором портрета был иконописец-самоучка из староверов. Смотрите, вверху портрета, на его левой стороне, поставлена дата: «Сентября 21 1773 г.», а на обратной стороне сделана надпись: «Емельян Пугачёв родом из Казацкой станицы нашей православной веры и принадлежиттой веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 г. сентября 21 дня».
Как открылось, что он написан поверх изображения Екатерины Второй? Реставрация портрета в 20-х годах XX века открыла любопытную деталь. Увидели, что через папаху самозванца просвечивает какое-то лицо. Стали осторожно расчищать, и оказалось, что портрет Пугачёва нарисован... на портрете Екатерины. Портрет императрицы был большего размера, на что указывают отрезанные кромки холста, и был проткнут в десяти местах. Порванные места были аккуратно заделаны, портрет Екатерины загрунтован. И на нём написан Пугачёв.
Помню и своё благоговение, когда слушал этот рассказ в музейной тишине: сколько видел копий маслом, иллюстраций - и вот она, эта картина, в подлиннике, можно, не торопясь, рассмотреть каждый мазок, каждую буковку. Действительно, история увлекательнейшая. Поэтому портрет воспроизводится и в учебниках, и в книгах по истории, в том числе и Оренбуржья. Правда, в некоторых книгах указывается, что писан он в Яицком городке, в других - в Бёрде. Но Яицкий городок восставшие взять так и не смогли, адо Бёрд 21 сентября было ещё далеко. Так что по дате это, видимо, Илек.
Правда, тогда подумалось: а как в крохотном Илецком городке так кстати оказался живописец довольно высокого уровня? Но раз учёные говорят...
И вот теперь нынешняя заведующая экспозиционным отделом Государственного исторического музея Елена Горохова сообщает в комментарии к портрету:
- Как было написано у Стейнбека: «Если вам попался бриллиант, не трите его слишком сильно, а то как бы не обнаружилась подделка». Долгое время мы с гордостью водили по нашей экспозиции посетителей и рассказывали, что это единственный достоверный портрет вождя Крестьянского восстания периода самого-самого начала восстания, что это яркая иллюстрация истории классовой борьбы и так далее, в том же духе.
Но исследования наших реставраторов сейчас лишили нас возможности показывать этот портрет. Они для многих из нас стали неожиданностью. Во время подготовки нашей новой экспозиции, которая открылась уже после ремонта Исторического музея, наши реставраторы взялись провести технико-технологическую экспертизу, ибо уже тогда существовало несколько мнений о времени написания портрета. И вот изучение всех живописных слоёв, всех красочных пигментов портрета Емельяна Пугачёва и портрета дамы, на котором он был написан, выявило, что, действительно, портрет дамы был написан в технике русской и европейской живописи, которая применялась в XVII - XVIII веках.
Но когда просветили портрет рентгеновскими лучами, то изображение Пугачёва исчезло совершенно, ни одной детали этого портрета не увидели исследователи на рентгенограмме. И тогда началось более тщательное изучение красочного слоя вот этого верхнего пугачёвского портрета. И это исследование полностью подтвердило, что написан он был совершенно в иной технике, которой начали пользоваться с начала XIX века и до наших дней.
Некоторые пигменты, вернее датировка их появления, подсказали, что портрет был написан не ранее и не позднее середины второй половины XIX века. То есть портрет Пугачёва оказался подделкой. И возник он именно в то самое время, когда в русском обществе интерес к историческому прошлому, к коллекционированию произведений этого прошлого достиг наиболее высокой степени. И наша экспозиция лишилась портрета Емельяна Пугачёва, написанного поверх портрета императрицы Екатерины II.
Вот так общая атмосфера влияет на искусство. Атмосфере необходима легенда, искусство может ещё более поддержать её. В конце концов, имитация - это самая искренняя форма плагиата. Портрет будет храниться в запасниках, но тем не менее жизнь его не закончена. Теперь уже в качестве искусно сделанной подделки.
Копии маслом этого парного портрета находятся в залах и областного краеведческого музея, и музея Оренбурга. Их научные работники сообщили, что снимать оба портрета не будут, потому что это интересное и ценное свидетельство нашей старины. Но посетителям будут правдиво рассказывать о странной и любопытной судьбе парного портрета императрицы и мужицкого царя. Видимо, останется он и в экспозициях небольших музеев в городах и районах области.
Материал предоставил Александр Исковский