9 июля 2005 года /№ 100/949
«Вы оренбуржец и казанец, и я тоже... — говорил в 1815 году старик Державин молодому писателю-натуралисту Сергею Аксакову. — Да мы с вами и соседи по Оренбургским деревням... Мое село Державино ведь не с большим сто верст от имения вашего батюшки».
С Оренбуржьем связано немало великих имен прошлого. Причем писатели-классики, поэты, естествоиспытатели не просто заезжали погостить в наши края. Многие из них, как, к примеру, Л.Н.Толстой, имели усадьбы в Оренбургской губернии, другие, как С.Т. Аксаков, здесь родились, выросли, а также прожили всю свою сознательную жизнь. Они в наших степях, солончаках и лесах находили особенные прелести, которых мы сегодня почему-то не замечаем. Наверное, потому, что невдомек оглянуться по сторонам.
Основание нашей области специалисты связывают с именем И. Кирилова. Это он в 1733 году выступил с инициативой создать экспедицию на юго-восточную окраину тогдашнего русского государства, в бассейн реки Яик. Члены экспедиции выявляли полезные ископаемые Южного Зауралья, получали и передавали в центр сведения о населении, об укладе и быте местных жителей, о хозяйственных возможностях края, составляли географические карты, нанося дороги и объекты, степи, озера, леса вдоль Яика и Белой. Но главной задачей экспедиции была постройка крепости, способной противостоять нашествию враждебных орд со стороны степей.
Церковь в селе Державино
Кирилов собрал вокруг себя крепкую команду, среди прочих в ней числились известный ботаник И. Гейнцельман, геодезист П. Чичагов, живописец Кассель. Говорят, на Западе нашей области есть церкви, которые расписывались при непосредственном его участии. Но к каким приложил руку сам Кассель, выяснить не удалось.
Первоначально, как известно, крепость была заложена в устье реки Орь на месте современного Орска. Однако позднее, после смерти Кирилова, взявшийся за продолжение его дела В.Татищев перенес столицу оренбургского края примерно на 150 верст от устья реки.
Если двигаться от Орска в направлении Оренбурга, то примерно на полпути нужно повернуть налево. Попадешь в село Красногор. Неприметная на первый взгляд деревенька. Домики как домики, кривые песчаные улочки, на которых днем встретишь редкого прохожего. Но именно здесь в 1740 году Татищев заложил Оренбургскую крепость во второй раз.
С тех пор Урал значительно обмельчал, стал уже, как минимум вполовину. Но когда стоишь на утесе и глядишь на пробегающую воду, на сосновую стену вдоль реки, не покидает ощущение причастности к истории. Именно здесь, может быть, на том самом месте более двух с половиной столетий назад стоял сам Татищев, в запыленном походном камзоле, высоких сапогах, и, закрываясь ладонью от солнца, представлял себе будущую столицу. Не сбылось. В 1742 году столица губернии снова перекочевала, теперь уже на 230 верст к западу от устья Ори.
С именем Кирилова у нас связано немало открытий, в том числе и появление исследователя Петра Рычкова, который считается наиболее талантливым среди членов экспедиции.
За свои 43 года он объехал и исследовал все Оренбуржье. И, по словам современников, никто не знал природу и богатства родного края лучше, чем Петр Иванович.
Сегодня творческое наследие Рычкова сохранилось практически в полном объеме. Его многочисленные труды, среди которых «Топография Оренбургской области», «О медных рудах и минералах, находящихся в Оренбургской губернии», интересны не только как исторические. А от усадьбы исследователя остались только стены, изрытые выбоинами, словно кто-то клад искал. Сегодня она приносит пользу, пожалуй, только соседям, которые ставят машину под гостеприимной крышей дома Рычкова. Кстати, о кладах. Возле села действительно был найден клад медных слитков-«лепешек», принадлежащих людям срубной культуры (второе тысячелетие до н. э.).
В деревне — еще один не менее интересный памятник истории и архитектуры — старый спиртовой завод. Самое парадоксальное: построенное в конце 19 века, здание выглядит лучше современных, несмотря на заброшенность. Говорят, недалеко добывали глину для обжига кирпичей, которая славилась далеко за пределами губернии.
Развалины спиртзавода в селе Рычково
И если уж говорить о дворянских усадьбах, то нельзя не упомянуть про село Державино, которое расположено в 64 км от Бузулука. Здесь провел детские годы поэт Г. Державин.
Почти за полвека до отмены крепостного права Гавриил Романович составил завещание, по которому всем своим крепостным крестьянам предоставлял право свободных хлебопашцев. Однако как наследники скрыли документ от людей, так и время стерло с лица земли усадьбу видного государственного деятеля России. Однако церковь, построенную еще при Державине, посмотреть стоит.
Во времена советской власти в ней располагался магазин. Фрески остались нетронутыми. Как вспоминает местная жительница Вера Васильевна, у сельчан, приходящих за продуктами, всегда ангелы над головами летали.
СУББОТА, 9 июля 2005 года/№ 100/949/
Татьяна ПАРНАК