Дома хайтек под ключ: двухэтажные дома хаи тек под ключ indivi-dom.ru.

Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Перевод по кнопке

Оренбуржье на фото

  • Лапшиновские озера

Комментарии

Login Form

23 июля 2005 года № 108/957

В ЛИПОВОЙ АЛЛЕЕ ЦВЕТЕТ АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

«Мы выехали из Парашина на заре и приехали кормить на быстрый, глубокий, многоводный Ик. Мы расположились у последнего моста, на самом быстром рукаве реки»...

Заметки об Аксакове нужно начинать именно так — неторопливо, обстоятельно, в дотошной аксаковской манере. Объяснить сначала, почему и зачем, и где будет происходить дело, и какое дело, и как оно началось, в какой обстановке, что ему предшествовало, а там и пойдет по порядку разматываться клубок.

С РЕДАКТОРОМ журнала Ле Пти Фюте (с ним, как вы помните, началось наше путешествие по области) мы прибыли в Бузулук после обеда. Попасть в Городской краеведческий музей не удалось: решили побродить по тихим извилистым улочкам. Городок располагается на возвышенностях, и, если попасть на самую высокую, можно обозреть его полностью, утопающим в зелени и, как это ни парадоксально, памятуя, что Бузулук — город нефтяников, в пыли и грязи.

Дом Аксакова

Не станем заостряться на заслугах, а их у бузулукцев несомненно великое множество, но самым, на наш взгляд, примечательным местом в городе является храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный еще в 1836 году. Он находится в центре старого кладбища. Подход к храму пролегает через нестройные ряды могил. Последние в большинстве своем датированы 70-ми годами, однако, между ними еще остались кресты и низенькие памятники с полустертыми надписями, относящимися к началу 19 века. "...Кладбище — бездна, ничем не омываемая и вечно несытая..." Вот мраморный ангелочек с отбитыми крылышками, а под ним — надгробная надпись безутешных родителей: «Да ...всевышний к... ангелов небес... 1815 год от РХ».

В НАПРАВЛЕНИИ с. Аксаково выехали поутру. Несмотря на ранний час, по обе стороны дороги видимо-невидимо народу с ведрами. Места здесь ягодные. А коли нет желания стоять в позе страуса — продавцы на обочинах к вашим услугам, и с ягодой, и с грибами, и с овощами с грядки.

ЗА Мордовским Бугурусланом сворачиваем вправо и мчимся еще 10 км. между цветочными полянами, кудрявыми рощами в «некие царство, некие государство, где жил... именитый человек», автор «Аленького цветочка», великий поэт родной природы Сергей Тимофеевич Аксаков.

Старый Бугуруслан утопает в кружевах

Старый Бугуруслан утопает в кружевах

Аксаков родился в 1791 году, застав еще позапрошлый век. Но жил и работал уже в 20-м — веке великих свершений, революций и потрясений. Но сумел в своих произведениях сохранить очарование еще допушкинской лексики и потому до сих пор читается также живо.

И, проезжая по родному селу писателя, ощущаешь, что время здесь фантастическим образом переплетается. Век 21-й, с суетой и нервозностью, с мелочностью, торопливостью и мельтешением, словно бы отступает на второй план. Люди вокруг и вы вместе с ними начинаете смотреть ясными и спокойными глазами. Это непонятное волшебство нельзя объяснить психологическим анализом.

— Надо бы прибрать сухую траву и поправить заборчик от сельсовета, — слышится приближающийся женский голос.

Следом из зарослей появилась хрупкая фигурка, как мы впоследствии узнали, хранительницы музея-усадьбы писателя и по совместительству экскурсовода. Она с большим азартом и теплотой рассказывает посетителям о доме Аксаковых, показывает людские помещения, которые, кстати, сохранились в первозданном виде — конечно, и реставрировались — парк, знаменитую липовую аллею, шесть сосен, которым более 200 лет, и восстановленный родник.

«Высокая большая комната, голые стены из претолстых новых сосновых бревен, сильный смолистый запах; яркое, кажется летнее, солнце только что всходит и сквозь окно с правой стороны... ярко отражается на противоположной стене»...

С тех пор, когда маленький Сережа Аксаков лежал в полусне-полузабытьи от тяжелой болезни, а сказочница Пелагея с прибаутками рассказывала ему про аленький цветочек и про то, что зависть, глупость и себялюбие всегда побеждаются Любовью, Добром и Благодарностью, в усадьбе мало что изменилось. Разве что стало нелюдно, не звенят детские голоса детей, не потрескивают половицы, нет запаха вынутого из печи борща — это осталось в веке 19-м.

ДОПОДЛИННО известно, что последними владельцами имения в Аксаково были С. Аксаков, племянник писателя, и его сыновья. Сергей Аркадьевич служил в предреволюционное время земским начальником.

Все экспонаты музея — подлинные. Собирались и восстанавливались они более 8 лет, причем в самые тяжелые для российской культуры перестроечные времена. Каждая вещь в этих стенах имеет свою, чаще всего сложную, историю, потому что после 1917 года имение было разграблено, и вещи позже находили в церквях, домах простых людей.

В дедушкиной комнате «расселся» его знаменитый ларец, в котором тот хранил документы по родословной семьи от варяжского князя. Старинный столовый сервиз, изящные канделябры, статуэтки, мозаичный стол из разного вида мрамора — это уже вещи матери писателя.

УДИВИТЕЛЬНОЕ в этом музее то, что здесь между вами и вещами писателя не встанет стеклянная стена, здесь вы словно гость семьи, приглашенный впервые, осматриваетесь перед вечерним чаем, приготовления к которому вот-вот начнутся. Ощущаете легкий ветерок, который поднимает пробегающий мимо Сережа. Он, в своем желании «замечать,.. точно и внимательно, каждый шаг природы», с утра до вечера бегает из комнаты в комнату, от окна к окну по своим «сторожевым местам».

Сруб, который поставил дед писателя, приехав на оренбургские земли в 18 веке, стоял вплоть до 1963 года. И пребывал в хорошей сохранности, на втором этаже дома располагались квартиры рабочих Аксаковской МТС. Потом его снесли и вместо построили школу. А в 1991 году наоборот: снесли школу и поставили нынешний одноэтажный сруб. Он восстановлен доподлинно, по старым чертежам, воспоминаниям и записям самого Сергея Тимофеевича.

В те времена у Аксаковых было огромное хозяйство, которое дед, не признававший приказчиков, объезжал сам: широкие луга, мельница, конюшня... Дедом же был запружен огромный пруд в селе.

«Рыбы вваливалось невероятное множество и так скоро, что люди, закинув снасти, не уходили прочь, а стояли на берегу и от времени до времени, через полчаса или даже через час, входили по пояс в воду, вытаскивали до половины набитые хвостуши разной рыбой, вытряхивали ее на берег и снова забрасывали свои нехитрые снасти. На берегу была настоящая ярмарка: крик, шум, разговоры и беготня; куча баб, стариков и мальчишек таскали домой лукошками, мешками и подолами всякую рыбу... Много попадалось очень крупных головлей, язей, окуней, линей (фунтов по семи) и особенно больших щук», — вспоминает Сергей Аксаков.

После революции пруд долго находился в убогом состоянии, его почистили только в 1990-х годах. Даже лебеди, долгое время облетавшие эти места, стали селиться на лазурной глади пруда на радость местной ребятне. Однако буквально 2 года назад поселковые власти решили почистить шлюзы, пруд спустили, но деньги на окончание работ из Москвы не поступили, поэтому на его месте — заросли.

ПРИ родителях писателя в селе была построена церковь Знамения Божьей матери, поэтому и село в произведениях Аксакова именуется Знаменским. Около церкви стояла маленькая часовня, а под ней — склеп. Там и были похоронены родители Сергея Тимофеевича. Их могилы долгое время считались потерянными, но в прошлом году их отыскали, надгробия пока не вернули на место, но огородили.

Чуть было не забыли! Само Аксаково и вообще здешние места — это великолепные охотничьи угодья. Здесь полно дичи и для охоты с ружьем, с капканами и даже с поставушками за мелкими зверьками. Кому же захочется экзотики — то и с борзыми собаками, и с ястребами да соколами. Боюсь только, что для воплощения последнего придется перелететь во времени и пошагать рядом с самим Сергеем Тимофеевичем, знатным охотником.

Как дважды два, что в общее и глубокое чувство любви к Отечеству входит составной частью любовь к земле, к ее лугам, лесам, озерам. Только возникает оно не само собой, не стихийным созерцанием природы, а питается искусством, всей предыдущей культурой, частица которой — С. Аксаков. Он не просто жил на этой земле, но и воспевал ее красоту, восхищаясь каждой пичужкой, былинкой...

СУББОТА, 23 июля 2005 года/№ 108/957/

Татьяна ПАРНАК

Скачать

Татьяна Парнак «Усадьба Аксакова» 23 июля 2005 года № 108/957

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter