Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Перевод по кнопке

Оренбуржье на фото

  • Село Казачья Губерля. Май 2020 года

Комментарии

Login Form

Фото 1

Перекресток ул. Постникова (бывш.Суринская) и Паркового проспекта (бывш. Госпитальная), вид в сторону Караван-Сарая. Время съемки 1955-65 гг., март-апрель. Гужевой транспорт в Оренбурге был довольно распространен до середины 1970-х годов. У жителей, особенно на Аренде (бывш. Арендованные места, откуда и название), жителей частного сектора по ул. Терешковой (бывш. Сакмарская), Маяка, Новостройки (бывш. Новая слободка). На телегах перевозили с Колхозного рынка (у магазина «Восход») купленную мебель, сельхозпродукцию, где у забора с северо-западной стороны была так называемая «биржа» (т.е. место нахождения и сбора) владельцев телег. На фото можно заметить решетчатый забор вдоль парка им. Кирова, где у входа сейчас стоит памятник В.А. Перовскому. Столбы освящения вдоль Паркового проспекта ныне заменены. В годы широкого распространения передвижения на лошадях дважды в день по центральным улицам проезжала телега ассенизаторов и собирала, как и жители частного сектора для своих огородов, лошадиные «яблоки». Это обычное занятие не вызывало недовольства жителей, которые во многом вели сельский образ жизни, не смотря на нахождение в городе.

Фото 2

Фото 1958 года, как написано на бумажной подложке. Время суток 12 ч., полдень, по-видимому март-апрель. Это видно на часах справа, на столбе возле 2-х этажного здания. Слева заметны открытые двери кинотеатра «Пионер» и ныне разрушенные ступени у выхода. Территориально это угол улиц Чернореченской («уходит» вниз от места съемки) и Пионерской (бывш. Кривцовская), вид в сторону от центра, к реке Урал. Ранее эти места назывались Старой слободкой, или «Голубиной», по хаотичности расположенных в ней домов, как гнезда голубей, в изобилии водившихся там.

Фото 3

Фото 1960-70-х годов, угол улиц Володарской (бывш. Инженерной) и Советской (бывш. Большая, Николаевская) в сторону парка у фонтана. На часах 13-30 ч., июнь-июль. Троллейбус МТБ-82  №20 движется, видимо, по маршруту №2, на набережную реки Урал. Кстати, старое название Урала – Яик (Джаик, что правильнее), а в греческих переводах – Ликос (!) и даже Рифей (!). Примерную дату фотосъемки можно определить по высоте деревьев, высаженных вдоль ограды после сноса Казанского собора в 1932 г. 

Фото 4

Редкое фото, необычный ракурс со стороны ул.8-ое Марта (бывш. участок Конно-Сенной площади) к ул. Постникова (бывш. Суринская). Слева – в строительных лесах здание Театра Музыкальной комедии, следовательно, фото сделано до 1963 г. В центре 2-х этажное здание (построено в начале 20-го века) Оренбургской областной библиотеки. На фото видно, что не было ни разметки, переходов…автомобилей было ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше, если не сказать мало. Личного транспорта, как велосипед, лошадей и мотоциклов (трофейных!), на улицах города ездило настолько мало, что дети спокойно играли на дороге. Начиналось время популярности мопедов и мотороллеров. На фото, у будки, автомобиль ЗИЛ-164  или ЗИЛ-150(?).

Фото 5

Фото примерно 1960-х годов. Время съемки примерно конец апреля-май. Обычная ежегодная картина разлива реки Урал и затопление Зауральной рощи (бывш. название Городская роща) до 1980-х годов, когда степень разлива уменьшилась. В 1974 году Урал разлился так, что затопил по конек крыш дома Кузнечного поселка. Люди спасались в лодках и сидели на крышах. В спасении людей принимали участия войска и боевая плавающая техника.

Фото 6

Улица Челябинская строится! Фото начала 1960-х годов. Нет еще газонов, не высажены деревья. Слева здание жилого дома (№ 3, раньше была библиотека им. П. Морозова), на фото не видно здания травматологической больницы № 4 (оно ниже по улице). Ранее в этих местах (на фото слева) располагалось городское христианское кладбище, известное с момента основания Оренбурга. После закрытия кладбища (дата точно не известна) территория передана под застройку.

Фото 7

Пасмурная весенняя погода в Оренбурге, активное таяние снега… Мостки, такие популярные в 1960-х годах, сейчас и не встретишь на улицах. Но в Оренбурге мостки были всегда, особенно в центре города, их видно и на фото и на открытках 1902-15 гг.

Слева на фото здание в два этажа (бывш. Инженерная команда), вдоль улицы Володарского (бывш. Инженерная), слева-направо проходит улица Советская (бывш. Николаевская). Почему много людей на улице? Возвращаются все с работы, а в автомобилях «Победа» едут домой начальники, ул. Советская была тогда не прогулочной зоной, а обычной проезжей дорогой.

Фото 8

Вход в парк «Тополя»? или парк им. Кирова? не удалось идентифицировать место.

Фото 9

Как и фото № 7, сделано, видимо, в одно время. Автор фото (кто же? Вот бы узнать!) прошел до следующего перекрестка и сфотографировал… Здесь перекресток улиц писателя Фадеева (бывш. Кладбищенская, поскольку улица доходила до городского кладбища, сейчас территория пр. маршала Жукова (бывш. Выставочная, а еще ранее названия не имела, место было частью Конно-Сенной площади и граничила с Форштадтом, ул. Туркестанской) и Советской (бывш. Николаевская). В центре виден 2-х этажный дом, ныне снесенный, в угоду строительства здания УВД Оренбургской области. Слева жилой дом с известным магазином «Ткани», куда ездили со всего города и области за «отрезом» на платье или пальто. К слову, одевались хотя и скромнее, но куда интереснее и женственнее (если женщины) и очень по-мужски (если мужчины).

Фото 10

Установка постамента памятника В.И. Ленину (Ульянову), фото примерно 1962-63 гг. Автор памятника скульптор В.Б. Пинчук (очень известный и популярный), архитектор (А.И. Лапиров).

В середине 19-го века это место в Оренбурге называлось Мясной площадью, где торговали мясом и битой (т.е. не живой) птицей. Почему торговали здесь? Чтобы не занести в город заболевания, передающиеся через животных, из соображений соблюдения санитарных норм того времени. В начале 20-го года на этом месте был Регентский сад и небольшой бассейн с водой, не для красоты, а для животных (верблюдов и лошадей), чтобы их поить. Оренбург во все времена испытывал нехватку воду, как для питья, так и для технических целей.

Фото 11

Всем известный памятник авиатору В.П. Чкалову, 1953 год. Установлен на месте «Александровской колонны», памятника для Оренбурга значимого и важного. Дело в том, что Оренбург, как город ссылки и крепость, не имел средств содержать гарнизон войск и личный состав, поэтому жители города ЗА СВОЙ счет содержали в СВОИХ квартирах офицеров и солдат. Кормили их и поили. Когда же по Указу Императора Александра I в 1822 г. Оренбург был освобожден от этой тяжелой для жителей обязанности, жители города ЗА СВОЙ СЧЕТ, от радости, установили «Александровскую колонну». Так что памятник Чкалову в Оренбурге не более чем дань времени и идеологии того времени с примесью провинциальности, мол, и он, Чкалов, имеет отношение к Оренбургу… А колонну  выстроенную на народные средства (т.е. деньги) снесли, разрушили.

Фото 12 и 13

Великолепный вид и редкое фото! И знаете, что это?! Вдалеке виден железнодорожный вокзал, здание в 4-е этажа в центре фото. Это Парковый проспект (ул. Госпитальная), вид с востока, с перекрестка улицы Орловой (бывш. Пиликинская, был такой почетный житель Оренбурга Пиликин). На фото еще нет ни жилых зданий справа, ни ДК «Железнодорожник» слева… это 1955 г. кстати, слева, где пустырь, был в начале 20-го века оренбургский питомник, а еще раньше, это место использовалось под склад при ж.д.-товарной станции.

Фото 14

Примерно 1960-65 гг. Строительство спуска к реке Урал со стороны набережной. Судя по низкому уровню воды в реке, можно предположить, что съемка проводилась в июле-августе.

Фото 15

Памятник П.А. Кобозеву. Невозможно с уверенностью определить, где располагался ЭТОТ памятник и в Оренбурге ли сделан этот снимок. На углу улиц Кобозева (бывш. Троицкая? по церкви Троицы) и Постникова (бывш. Суринская) памятник установлен в 1957 году.

Справка: Родился Петр Алексеевич Кобозев 13 (25) августа 1878 года в селе Песочни Рязанской губернии, в крестьянской семье. Образование получил сначала в духовном училище, а затем в Московской духовной семинарии. В этот период он посещал социал-демократический кружок. После участия в семинарском бунте 1895 года он ушел из семинарии и зарабатывал на жизнь уроками, чертежами, а летом на железной дороге получил специальности слесаря, помощника машиниста, машиниста. В 1898 году он окончил реальное училище при реформаторской церкви в Москве и поступил в Московское высшее техническое училище. За революционную работу в 1899 году его арестовали и выслали в Ригу, где он с 1900 года по 1904 год учился в Политехническом институте. В Рижском политехническом институте Кобозев принимал участие в оборудовании электротехнической лаборатории, руководил студенческими практическими занятиями, ассистировал профессорам. В Риге П.А. Кобозев возглавил студенческое музыкальное общество, которое просуществовало с 1902 по 1904 год, всячески помогая организующемуся комитету РСДРП.

Один из его биографов писал: "Кобозев получил в Риге две специальности: инженера-технолога и другую, более важную специальность - революционера-большевика, этой второй специальности он посвятил всю свою жизнь".

После окончания Политехнического института в Риге он работал там же на Русско-Балтийском вагонном заводе, где его и застала революция 1905 года. Уволенный из-за политической неблагонадежности, он уехал на Кавказ, где работал на нефтепромыслах, организовывал забастовки и демонстрации, после чего переехал в Москву. В Москве Кобозев осуществлял надзор за установкой парового отопления в Политехническом музее, проводил работу среди железнодорожников, и вновь последовали арест и высылка... снова в Ригу. Здесь он занялся педагогической деятельностью в частных учебных заведениях, но в 1915 году его, как неблагонадежного, опять выслали, теперь в Оренбург, где он работал на постройке Оренбург-Орской железной дороги. В 1916 году его выслали на Север, на строительство Мурманской железной дороги, но за агитацию военнопленных возвратили в Оренбург, где его и застала февральская революция 1917 года.

На съезде представителей дороги Оренбург-Ташкент Кобозев был выбран начальником и комиссаром дороги. В мае 1917 года по вызову ЦК РСДРП(б) Кобозев выехал в Петроград, был включен в список кандидатов от большевиков и избран в Городскую Думу, в состав членов городской управы. С согласия ЦК он принял от Временного правительства пост главного инспектора учебных заведений Министерства путей сообщения. Кобозев принимал самое активное участие в подготовке Октябрьского переворота и был делегатом II Всероссийского съезда Советов от большевистской фракции, он был даже введен в президиум съезда. Кобозев стал героем одного из эпизодов книги Джона Рида "10 дней, которые потрясли мир". 30 октября (12 ноября) 1917 года на заседании Петроградской Городской Думы произошло столкновение городского головы кадета Шрейдера с большевиком Кобозевым. Голова протестовал против превращения Думы в политическое собрание. Надо полагать, что победа осталась за Кобозевым.

В ноябре 1917 года Кобозев получил новое назначение. Теперь он, чрезвычайный комиссар ВЦИК и СНК РСФСР по Западной Сибири и Средней Азии, возглавил борьбу с войсками атамана Дутова, который занял Оренбург. В феврале 1918 года Кобозев опять был в Петрограде, его принял В.И. Ленин, и Кобозев был назначен Наркомом путей сообщения РСФСР, членом Реввоенсовета Восточного фронта, членом Реввоенсовета Республики. На этом посту Кобозев спас жизнь командующему Оренбургской группой войск Г.Е. Зиновьеву, впоследствии главе ленинградских большевиков, который принял решение оставить Оренбург. Это так разозлило главкома Муравьева, что он грозился расстрелять Зиновьева, но Кобозев взял на себя ответственность за операцию.

В 1918 году П.А. Кобозев получил от Ленина еще одно, казалось бы, невыполнимое в условиях гражданской войны задание: проехать через Ташкент в Баку (иные пути были перерезаны фронтами), обсудить с Бакинскими большевиками вопрос о национализации нефтяных промыслов и обеспечить затем через Туркестан доставку нефти в центр России. Кроме того, Кобозев должен был доставить Советам Оренбурга, Ташкента и Баку около 200 млн. рублей. При этом широко оповещалось, что Кобозев совершает инспекционную поездку. На руках же у него был только мандат за подписью председателя Совнаркома Ленина. В мандате было сказано, что П.А. Кобозев - чрезвычайный комиссар правительства в Средней Азии и Баку и ему даны широкие полномочия, вплоть до руководства боевыми действиями. Вопрос о национализации нефти в Баку был решен положительно. Нефть пошла в Туркестан. Кобозев вернулся в Ташкент.

П.А. Кобозев уделял большое внимание культурному развитию края, заботился об организации начальных школ, школ ликвидации неграмотности (особенно на узбекском языке), об издании газет, о сохранении драматического театра. По его инициативе бывший дворец был превращен в Музей искусств. Кобозев способствовал организации в Ташкенте Туркестанского народного университета (февраль - май 1918 года) – в будущем Ташкентского государственного университета. В 1919 году в Народном университете он некоторое время читал курс энергетики на техническом факультете.

Кобозев многие месяцы гражданской войны провел на колесах в салон-вагоне, а вместе с ним часто ездила и его семья - жена и маленькие сын и дочь. Сын вспоминал, как отец руководил строительством ледовой переправы через Волгу у Сызрани. Мост был взорван и пришлось шпалы и рельсы укладывать по льду. Первый пробный поезд вели всего два человека - машинист и Кобозев. О личном мужестве П.А. Кобозева писали все хорошо знавшие его люди.

Фото 16

Комментарий  тот же, что и к фото 5, лишь ракурс другой.

Фото примерно 1960-х годов. Время съемки примерно конец апреля-май. Обычная ежегодная картина разлива реки Урал и затопление Зауральной рощи (бывш. название Городская роща) до 1980-х годов, когда степень разлива уменьшилась. В 1974 году Урал разлился так, что затопил по конек крыш дома Кузнечного поселка . Люди спасались в лодках и сидели на крышах. В спасении людей принимали участия войска и боевая плавающая техника.

На фото видно здание Детской Железной дороги, это «станция Комсомольская». Милое деревянное строение, с разноцветными стеклами в окнах, с деревянным перроном и ребятами в форме школы «Юный железнодорожник», сама же школа находилась на ул. Кирова, недалеко от пересечения ул. Кирова (Гостинодворская) и 8-го Марта (бывш. участок Преображенской ул.).

Фото 17

Не совсем понятно, где это… возможно, это участок Паркового проспекта (Госпитальная) в сторону к центру города, от здания музыкальной школы на сторону парка им. Кирова…или же вид со стороны ул. Цвилинга (бывш. Телеграфная) на тот же парк.

Фото 18

Фото 1971 года. 9-ти этажное здание на проспекте Победы с «Гастрономом». Слева от здания бочка с квасом, 1 литр - 12 коп., стакан кваса – 3 копейки.

Фото 19

Фото 1970-75 гг. вид на перекресток улиц Краснознаменной (бывш. Петропавловской) и Советской (бывш. Николаевской), на здание Дома Офицеров. Вдоль улицы, от центра по правой стороне за Домом Офицером заметны (желтого цвета) помещения Инженерной Команды. Слева, в два этажа, ныне не существующие, здания различных (до 1918 г.) служб города и школы № 33 (в 1940-е годы). На переднем плане, где будка киоска «Союзпечать», место, находилась церковь Петра и Павла, по имени которой названа улица. Вокруг церкви было кладбище, кстати, там был похоронен губернатор Сухтелен. На месте самой же церкви сейчас установлен памятник В. Далю и А. Пушкину, а в 1950-70-е годы был фонтан, называемый в народе «Лягушки», по расположенным по окружности фигурам лягушек, испускающих изо рта струи воды. Сейчас это место отдыха - на месте кладбища и церкви… Вот так…

Фото 20

Известное, узнаваемое место в Оренбурге. Спуск к реке Урал. Фото середины 1970-х годов. Раньше спуск находился в другом месте. Если смотреть на р. Урал с набережной – то слева. В народе имел название «Змеиный», по извилистому направлению дорожки на крутом берегу. Сейчас этот спуск восстановлен и начинается от реконструированных «Екатериненских» (они же «Водяные») ворот на набережной. Напротив этих ворот находится здание бывших конюшен, в которых в советское время располагались мастерские троллейбусного парка.

Исковский А.Е. 2012 г.

Источники

  1. Материал предоставил Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

You have no rights to post comments

Комментарии   
Михалыч
+1 # Михалыч 12.08.2021 14:21
По фото 2
«двери кинотеатра «Пионер»» - позже он назывался «Искра». Или у вас ошибка

По фото 5
«и затопление Зауральной рощи» - на фото никакого затопления нет. Урал даже из русла не вышел, как последние годы.
«В 1974 году Урал разлился так, что затопил по конек крыш дома Кузнечного поселка.» - зато уже в 1976 году, на отм. в Гурьеве 18 октября уровень Урала составил 52 см при норме 455 см.

По фото 6.
«Ранее в этих местах (на фото слева) располагалось городское христианское кладбище,» - если смотреть по фото, то слева (где 4 горбольница) было старое магометанское кладбище (мечеть же рядом неспроста стоит), а вот на месте домов справа – было иудейское кладбище. См. карту 1915 г.

По фото 9
«Слева жилой дом с известным магазином «Ткани», куда ездили со всего города и области за «отрезом» на платье или пальто.» - Народный дом – дом работников НКВД

По фото 10
«В середине 19-го века это место в Оренбурге называлось Мясной площадью, где торговали мясом и битой (т.е. не живой) птицей.» -все это огромное пространство от Водовозной (М. Горького) до будущей Постникова было хлебной и соляной площадью. ДК Дзержинского – бывшая биржа. А вот конно-сенная площадь, птичный овощной и мясной базар располагались примерно на месте современного Центрального (Колхозного) рынка.

По фото 13
«кстати, слева, где пустырь, был в начале 20-го века оренбургский питомник,» - Сад Императорского общества садоводов. Другой их сад располагался в районе Большой поляны в Зауральной роще.

По фото 19
«а в 1950-70-е годы был фонтан, называемый в народе «Лягушки», по расположенным по окружности фигурам лягушек, испускающих изо рта струи воды.» -типовой фонтан «Бармалей». Такой же стал одним из символов Сталинградской битвы

По фото 20
«В народе имел название «Змеиный», по извилистому направлению дорожки на крутом берегу.» - и шел он от питейного заведения куца Белова, взявшего набережную в аренду
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter