5 мая 2005 года
Вильям Савельзон
- Парад, смирно! Оркестр грянул «Встречный марш». Перед строем парадного полка - неслыханная и нечаянная честь - марширует рослый (тут все не ниже 180 сантиметров) солдат. Он шагает со скоростью, с какой 9 мая поедет машина принимающего Парад Победы. За ним, как подсолнухи за солнцем, поворачиваются лица всех трех «коробок» по 96 человек каждая.
В Подмосковье, на плацу ОДОНа - Отдельной дивизии оперативного назначения внутренних войск МВД России, известной ранее как дивизия имени Дзержинского, идет подготовка к параду.
Могучий черноусый красавец командир дивизии генерал-майор Сергей Меликов поставленным командирским голосом подает с трибуны последнюю фразу, которой в День Победы закончит свою речь президент:
- Слава народу-победителю! Ура!
И с перекатами, красиво, волнами гремит троекратное «Ура-а! Ура-а! Ура-а!». Голоса еще и мальчишеские, и в то же время уже мужественные: второй год службы в прославленной дивизии, где особенно быстро взрослеют.
Гимн.
- Смирно! К торжественному маршу, поротно, на одного линейного дистанция, первая рота прямо, остальные направо! На плечо! Равнение направо! Шагом ма-арш!
Вспугнув голубей, грянул оркестр. Под строгим взглядом комдива полк проходит несколько раз подряд, это не считая того, что с утра уже маршировали по шеренге, под барабаны. Потом короткий разбор: в этой шеренге плохо равнялись, в той неважно тянули носок, неединообразно заломлены береты - и снова тренировка.
Короткий перерыв. С помощью майора Натальи Арибжановой из пресс-службы дивизии удается сделать интервью с тремя солдатами. Сейчас они тренируются в обычной форме, а 9 мая по Красной площади пойдут в форме особо парадной, это такой термин: краповые береты, которые имеют право носить только самые лучшие, золотые ремни, погоны и аксельбанты у офицеров и белые ремни и аксельбанты у солдат, белые перчатки у всех, вместо сапог будут берцы - высокие шнурованные ботинки с подковками.
Приглашаю тех троих сесть. Они и садятся по стойке «смирно», одна рука на прикладе автомата, другая на цевье. На вопросы отвечают «так точно!» или «никак нет!». Но беседа постепенно налаживается.
- Мустафин Алик, Оренбургская область, Кувандыкский район, поселок Мазово.
- Фоменко Александр, Орск.
- Прозоровский Николай, Соль-Илецкий район, село Михайповка.
- Довольны, что попали служить сюда?
- Так точно, хорошая дивизия, прославленная.
- Что означает рисунок на шевроне у вас на рукавах, на боевой технике?
- Белая пантера, готовая к броску. Это символ нашей дивизии. Дивизия и с басмачами когда-то воевала, обороняла Москву, охраняла руководителей СССР, Америки, Англии на конференциях в Ялте, Тегеране, Потсдаме. В Параде Победы 1945 года, это мы все в кино видели, именно наши бросали фашистские знамена к подножию мавзолея, а личный штандарт Гитлера бросил на брусчатку Красной площади наш старший сержант Федор Легкошкур. Ну а после войны дивизия - во всех горячих точках. 12 Героев Советского Союза и 12 Героев России, эти в основном за Чечню.
- Кто дома ждет?
- (Мустафин) Отец, братья Эдик и Артур.
- А девушке привет передать?
- Альбине, Венере.
- Сразу двум?
- (Смех) Они мне пока подруги.
- (Фоменко) Меня ждут дома родители, сестра. Огромный им привет, пусть ждут, скоро уже вернусь.
- (Прозоровский) Привет отцу-матери, крестным, сестренке, одноклассникам-друзьям.
- Кому-нибудь особенно? Девушке?
- Пока такой нет.
- По-честному: как у вас с дедовщиной?
- Что вы, у нас такого нет, все тут нормально.
- 9 мая вся страна будет на вас смотреть, и у вас всех дома, конечно, будут включены телевизоры, соседей, наверно, пригласят полюбоваться вами. Да каждый знакомый закричит: вон он, Алик, Саша, Коля!
- Наша дивизия обычно идет где-то третья с конца. Постараемся пройти хорошо, не уронить честь ОДОНа.
Чтобы закончить эту тему: генерал-майор Меликов сказал мне: «Оренбуржцы у меня в дивизии всегда - одни из лучших. Сейчас их 180».
* * *
Этот 2-й полк дивизии парадный. Но и он в обычное время несет службу по охране правопорядка. Тут, к примеру, оренбургские солдаты насмотрелись большого футбола: чтобы не было беспорядков среди фанатов, солдат ставят на трибунах. В основном, конечно, приходится стоять спиной к футбольному полю, но и посмотреть игру тоже удается.
Но бывает и как при захвате бандитами и последующем штурме «Норд-оста», театра на Дубровке: подразделение «Витязь» наряду с не менее прославленными «Альфой» и «Вымпелом», тоже входящее в состав дивизии, штурмовало, а другие в это время держали оцепление вокруг здания.
Дивизия - воюющая. Как уже сказали ребята, почти все Герои России - за подвиги в Чечне.
...Дивизионный госпиталь. Палата. На одной из коек солдат, раненный в боевых действиях в Чеченской Республике. С разрешения врача присаживаюсь у койки.
- Сержант Александр Кузьмин. Оренбургская область, Александровский район, село Каменка. Два года отслужил. 9 мая как раз бы демобилизовался. И тут ранение.
- Где служите?
- Отряд специального назначения «Витязь».
- Как вас ранило?
- Была командировка в Чечню. Мы летали на вертолете в воздушно-поисковой штурмовой группе. Уже возвращались обратно - и видим две машины. Те, кто там был рядом, попрыгали в машины - и от нас на полной скорости. Мы стали догонять. Я не слышал, но борт-механик говорит: был выстрел по нашей «вертушке». Мы упали. Я сзади сидел - меня через задний люк выкинуло. Я связист, радиостанция, может, как-то самортизировала. Сознание я не терял. Почувствовал -бедро сломано, еще какие-то раны. Нас быстро эвакуировали под прикрытием других «вертушек». Первая операция, потом переправили сюда, в дивизию. Предстоит еще две операции. Но все будет нормально.
- Что дальше будете делать, когда вернетесь?
- Хочу поехать в город учиться. Боевые мне выплатят, на первых порах денег хватит.
- Кому хотите передать привет в Оренбуржье?
- Бабушке, сестре Людмиле. Женьке Поливоде, Олегу Герцену, всем пацанам, кто меня помнит.
- А из женского попа?
- Пока всерьез никого нет.
- А мама знает, что с вами случилось?
- Так она здесь уже неделю со мной. Сейчас должна прийти.
И точно, зашла женщина в белом халате.
- Я Валентина Аркадьевна, здравствуйте. Как узнала о сыне? Телеграмму о несчастье мы получили часов в 12 ночи. Сразу созвонились: «Лежит в реанимации. Состояние стабильно тяжелое». Я тут же приехала. Он открыл глаза: «Мама! Ты откуда? Как ты узнала?» А то бы он сам, жалея меня, не сообщил, он такой. Живу тут в гостинице. Устроили хорошо, врачи, сестрички очень внимательные, спасибо им всем огромное.
Он у меня очень хороший сын, очень хороший. Будем надеяться, все будет нормально. Вы хотите о нем написать? Мы «Оренбуржье» читаем. И Саше будет, конечно, приятно, и нам всем, всему селу.
...Генерал-майор Меликов, который посоветовал мне заехать в госпиталь и встретиться с сержантом Кузьминым, сказал, что представил его к награде.
* * *
Из тех 12 Героев России, к сожалению, 9 - посмертно.
Один из живых - полковник в отставке Александр Николаевич Никишин. Командовал тем самым прославленным отрядом специального назначения «Витязь». Сейчас работает в ассоциации ветеранов подразделений специального назначения «Русь». Кроме звезды Героя, на его мундире еще с десяток орденов и медалей. В том числе и ордена Мужества и «За личное мужество». Звание Героя России присвоено 12 мая 1996 года.
- Я родом из Илека. Места у нас очень красивые. Урал широкий, леса вдоль него, разнотравье на лугах. И пшеничные поля.
Потом жили в Оренбурге. Учился я в школе № 2.
- Сейчас напротив нее в саду имени Фрунзе заканчивают мемориал «Салют, Победа!». Там все будет о тех, кто воевал. А вы, может быть, самый последний по времени оренбуржец-Герой. О вас у нас в области почему-то мало знают.
- После школы я с отличием окончил Саратовское высшее военное командное училище внутренних войск. Второй свой красный диплом получил как выпускник Военной академии имени Фрунзе.
Все ступеньки военной службы: командир взвода, роты, батальона, заместитель командира, а потом и командир «Витязя».
После боя в Первомайском, где мы выбили банду Радуева, генерал армии Анатолий Куликов в присутствии многих офицеров сказал, что представляет меня к званию Героя России. Мой друг и мой начальник штаба подполковник Борис Ляшенко кинулся поздравлять.
- Да брось ты, говорю. Все это разговоры. Спасибо, если хоть журналисты не станут превращать нас в козлов и полоскать наши имена в газетах.
- Спорим, что представят? На что?
Мне не до споров было, вымотался, устал, да тут еще почти пудовая тяжесть броника - бронежилета. Чтобы отвязаться, сказал:
- Сейчас бы на бутылку кока-копы, жарко сегодня во всех смыслах. Но ты говорил, что тебе мои часы нравятся. Ставлю их.
Прошло какое-то время - и пришлось отдавать Ляшенко проигранные часы.
«Витязи» отличились в Хасавюрте, Ищерской, Алпатове и далее до Кизляра. А Первомайское запомнится на всю жизнь. Я выбрал, когда составляли план операции, удар во фланг. После авианалета ударили и мы. Бой шел ожесточенный. Разведдозор наткнулся на боевое охранение радуевцев и перебил его. Вошли в село по воронкам, еще дымящимся от разрывов выпущенных вертолетами ракет. По рации слышу: «Командир, прикройте меня, я подползу к бандитскому окопу закидать гранатами!». Двенадцать наших получили ранения, но на штурм хотели пойти все как один. Ведь известно: там, где спецназ не пройдет - не пройдет никто. И мы прошли.
Ведь мы - ОДОН!
Фото автора
Москва