28 апреля 2005 года
Вильям Савельзон
Это из автобиографического стихотворения Валентина Михайловича Толоконникова, автора двенадцати поэтических сборников. Один из сборников открывается программным стихотворением. Там есть такие строки:
Среди городов, деревень и селений
Есть у меня самый преданный друг.
Только пред ним преклоняю колени,
Труженик-город, родной Бузулук!
Значит, сейчас последует рассказ о земляке-поэте? Не совсем так. Иначе при чем тут «Работал на небо»? Поэт он преимущественно «для себя».
В одном из последних номеров нашей газеты вы познакомились с заместителем главнокомандующего ВВС, начальником Главного штаба ВВС генерал-полковником Борисом Федоровичем Чельцовым, тоже нашим земляком. Открыл я подаренный им «Справочник-календарь по истории авиации, ракетной техники и космонавтики» на этот год. И там на 27 апреля знаменательная дата: «75 лет организатору авиамоторного производства В.М. Толоконникову».
В историю советской и российской авиации он вошел прежде всего как выдающийся моторостроитель, лауреат Государственной премии СССР и премии Совета Министров СССР, возглавлявший многие коллективы, в том числе и Главное управление Министерства авиационной промышленности.
* * *
Оригинально мыслит этот человек. Что для нас, обычных людей, самолет? Прежде всего, конечно, салон, в кресла которого мы привычно садимся, улетая в другие края.
Что такое самолет для Толоконникова? Это прежде всего авиационный двигатель с приделанными к нему фюзеляжем, крыльями, хвостом. Он говорит так: «Все в самолете мешает полету, работает на сопротивление воздуха. И только двигатель создает само движение».
Все более совершенные двигатели он и строит всю свою жизнь.
* * *
Родился он в Елшанке, рядом с Бузулуком. Еще точнее - его семья жила в Пробуждении. Такое поэтичное название - пробуждение к новой жизни - дали несколько основателей этого небольшого поселка, отделившегося от Елшанки. Поближе к плодородным землям поймы реки Самары.
Один из основателей Пробуждения - дед Валентина Михайловича. Звали его Арефием Павловичем. Имя необычное, редко употребляемое. Как и имя бабушки: Васена Яковлевна. Известно только, что Толоконниковы переселились когда-то в оренбургские места с Тамбовщины, а Шамины, по материнской пинии, - это старинный казачий род, переселенный из Запорожской Сечи сюда для службы и проживания.
Арефий Толоконников был инициатором создания не только Пробуждения, но и сельхозкоммуны в нем. Называйте это революционной романтикой или как угодно еще, но время было такое - двадцатые годы прошлого века. До счастья, до новой жизни, до всемирной коммуны казалось - рукой подать.
Потом семья переселилась в Бузулук. Валентин пошел в школу. Но во время войны, кто помнит, школы, как самые просторные здания, обычно отдавались под госпитали: санитарные поезда доставляли с фронта в тыл составы с изувеченными на полях сражений. А дети учились где придется.
В 1947 году Валентин окончил школу № 6, известную в городе, и поступил в знаменитый КуАИ - Куйбышевский авиационный институт.
* * *
Ужасно не нравится ему вопрос: «Как сложилась ваша жизнь?». Он сердится:
- Я сам ее складывал. Внешние обстоятельства тоже, конечно, не сбросишь со счета, но я себя, как говорится, создал сам.
А почему я стал технарем, специалистом по двигателям? Мне было не больше пяти лет, но я точно помню, что в областной газете тогда была напечатана статья. Читать я ее, естественно, не мог, но, наверное, слышал, как читали взрослые.
Речь там шла о том, что энтузиасты, в том числе и мой отец, главный инженер совхоза, смогли отремонтировать немецкий дизель. Запчастей не достать, новый покупать было очень накладно. Как они исхитрились - не знаю, но отремонтировали. Центрального энергоснабжения тогда не было, и этот дизель дал в наш поселок электричество, зажглись электролампочки!
А в шесть лет мне посчастливилось: летчик взял меня в кабину кукурузника - У-2. Мотор ревел, тащил в небо самолет, а внизу все и далеко, и как на ладони: вон наш дом, вон поля, дорога, речка... Этот восторг не описать словами.
Еще через несколько лет я сделал сам свой первый мотор. Знаете, что такое значок ЮАС? Нет? Это была моя гордость: получить значок «Юный авиастроитель». Я занимался в Бузулуке в авиамодельном кружке, и в 1940 году на городских соревнованиях моя модель с резиновым моторчиком пролетела 75 метров!
А еще неподалеку была свалка разбитых авиационных двигателей, наших и немецких, и ничего интереснее не было, чем копаться в них.
Я как-то написал:
Нет, основной мечтой своей
Я не желаю разменяться!
Уже полвека верен ей,
Как стал «движками»
увлекаться...
* * *
Кстати, и литературные мои увлечения - оттуда, из Бузулука. Я до сих пор помню, как учительница Алефтина Николаевна предложила мне издавать школьный журнал. Из литературной жадности, а может, просто никто больше не захотел участвовать, первый номер этого рукописного журнала я написал сам: и прозу, и стихи, и информации.
А первое стихотворение я написал и отнес в редакцию бузулукской газеты «Под знаменем Ленина» в 1944 году. Помню, руки дрожали, когда я развернул тот номер газеты. Напечатали! Подпись: В. Толоконников. Наверное, никто из читателей и не подозревал, что автор - четырнадцатилетний мальчишка. С тех пор вышли у меня сборники «Мы сердце стальное даем самолетам», «Здесь наше начало - отсюда наш взлет», «И МИГ, и СУ мы создавали»... .
Многие стихотворения стали песнями, музыку на них пишет композитор Елена Балашова: «Лето», «Без лишних слов», «По весне все новое в жизни начинается», «Идут дожди», «Березы плакучие»...
* * *
Ну а теперь о «работе на небо». ...Начало 80-х годов прошедшего века. В истребительной авиации - коренное переоснащение. Кто не успеет - отстанет, может быть, надолго, если не навсегда. У США и НАТО на подходе новейшие истребители Ф-15, Ф-16, Ф-18, «Мираж». У нас, как говорится, на выходе истребитель «поля боя» МИГ-29 и ударный истребитель-бомбардировщик СУ-27.
Но «на выходе» - термин расплывчатый. Самолеты еще на стадии доводки и заводских испытаний. И не готовы их «сердца» - двигатели. Ими занимались специалисты КБ - конструкторского бюро «Сатурн» под руководством корифея двигателестроения главного конструктора Архипа Люльки.
Темпы были, как во времена войны. Задача правительства: не за три-четыре, как предполагалось сначала, а за год-два организовать серийное производство с устойчивым темпом выпуска не менее одного двигателя в сутки.
Сразу предстояло решать три задачи: доводить двигатели в КБ, подготавливать производство на заводах и выходить на серийное производство.
Валентин Толоконников возглавлял тогда 3-е Главное управление Министерства авиационной промышленности. И был лично ответствен за все этапы создания и производства новейших двигателей, в том числе ставшего потом знаменитым двигателя АЛ-31Ф.
В этом двигателе почти четыре тысячи деталей. Создавать их надо было на двух наиболее подготовленных заводах - уфимском и московском «Салюте», и без того загруженных производством ранее налаженной техники.
Что-то вроде задачи о волке, козе и капусте. Все решалось на самом высоком уровне, вплоть до ЦК и Совета Министров. Выход нашли такой: на каждом из этих заводов делать не все детали будущих двигателей, а только свою половину. Таким образом, количество необходимой оснастки уменьшалось вдвое, и вдвое же увеличивалось количество деталей в производстве, поскольку каждый завод делал детали и на свою программу выпуска, и на программу выпуска завода-партнера.
На московском «Салюте» было попроще, все-таки под боком научно-исследовательские институты и конструкторское бюро для срочного решения все новых проблем. А Уфа далеко, к тому же тут намного больше номенклатура выпускаемых изделий, да еще шло освоение новых узлов для вертолетов.
И в начале 1986 года в связи с угрозой провала выпуска СУ-27 Совет Министров СССР заслушал отчеты ответственных за этот выпуск. Кого-то сняли с работы. Но наказаниями дело не исправишь. И Толоконникова на год командировали в Уфу.
Время было горячее, и его не хватало. Темп работы Толоконников задал такой. В 7 утра оперативка на сборке и испытаниях. В 10 общая оперативка. В 23 часа проверка выполнения утренних решений. И так всю неделю, даже по воскресеньям.
Заводские старожилы говорили, что так работали только в войну. Но тут на ходу и все время приходилось искать новые конструкторские и технологические решения. Одни научно-исследовательские институты внедряли вальцевание лопаток турбин, другие помогали осваивать титановое литье, третьи - направленную кристаллизацию, четвертые -шестерни повышенной точности и глубинное шлифование...
Конечно, Толоконникову приходилось быть едину во многих лицах: и конструктором, и технологом, и даже строителем, потому что строили новый мощный цех. И главное - организовать в единое русло многие тысячи больших и малых дел. Да и здоровья такой чудовищный темп не прибавил, это ясно.
Он снимал с работы не справившихся руководителей, пользуясь советами и кадровыми резервами министерства. Пришлось даже менять директора и главного инженера завода. На войне как на войне.
Валентин Михайлович - оригинальный человек. Вот, к примеру, как он решил не очень важную, но проблему: как приучить руководителей цехов и служб к дисциплине, к тому, что, скажем, оперативка начинается в 7.00, а кое-кто по привычке мог явиться и в 7.10. На входную дверь поставили замок с управлением от стола ведущего оперативку. После нее - «разбор полетов» с опоздавшими и не допущенными. И все, привыкли к порядку.
Или вот еще: Толоконникову часто приходилось бывать за границей, смотреть тамошние двигатели. После одной из командировок в Париж он, как полагается, предоставил полный технический отчет о недостатках устаревшего французского двигателя. А для узкого круга - стихотворный отчет в четыре строки, где слово «давно» рифмовалось с известным словом на «г».
Как бы то ни было, и тот АЛ-31Ф, и другие двигатели, которые несут в небо наши военные и гражданские самолеты и даже стоят на танках, были изготовлены вовремя и качественно.
* * *
Валентин Михайлович еще и автор гимна оренбургского землячества в Москве. Там есть строки:
Мы пришли из краев ковыля,
Что освоило в прошлом казачество.
Основали у башен Кремля
Оренбургское наше землячество.
Сейчас, в свои 75, он продолжает дело своей жизни - «сердца пламенные моторы».
Фото автора