28 апреля 2005 года
Виктор Шумеев
Собираем экспедицию
Что, уважаемые читатели, наверное, и не надеялись уже на новые походы го «Белым пятнам Оренбуржья»? А мы и не собирались закрывать эту тему. Просто ждали прихода весны, накапливая за зиму материалы обо всем необычном, неведомом, непознанном. С наступлением теплых дней вновь готовы посылать экспедиции в ваш город, райцентр, село.
Хотите принять в них участив? Срочно, не откладывая, напишите нам о тайнах, загадочных историях, связанных с вашей местностью, которые хотели бы раскрыть.
Письма направляйте по адресу: 460009, г. Оренбург, пр. Братьев Коростелевых, 4, редакция газеты «Оренбуржье)», «Белые пятна Оренбуржья». E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Тел. 79-43-39.
Сегодня мы публикуем материал нашего собственного корреспондента Виктора Шумеева из Сорочинска, продолжающий нашу рубрику. Возможно, одна из первых экспедиций нынешнего года как раз и отправится в Сорочинский район на поиск неведомых подземелий.
Ведущий рубрики Константин АРТЕМЬЕВ
Василий Алексеевич хитровато посмотрел на меня, потом поудобнее уселся на лавочке и затих. Я уж подумал, что мой собеседник задремал на теплом весеннем солнышке, и хотел было повторить свой вопрос, но он, блеснув стеклами темных очков, вдруг оживился и произнес: - Пещерами интересуетесь? У многих они интерес вызывают...
По Сорочинску давным-давно ходили слухи о том, что на склонах окрестных холмов находятся пещеры. Одни утверждали, что в них обитают бродяги, коих немало водится на российских просторах. Другие поговаривали о скрывающемся там от правосудия преступном люде. Третьи сходились на том, что в пещерах поселились обросшие волосами полузвери-получеловеки. И только бабка Михрютина утверждала, что в пещерах обитают святые люди, а потому беспокоить их нельзя. Фантазия местных обывателей тут же рисовала картину подземного монастыря и спрятанных там сокровищ из разграбленных и поруганных храмов Сорочинска и Бузупука. Действительно, память об этом была еще свежа, а потому в дальнейшие подробности никто не вдавался. На всякий случай Кузьмич-гору и ее окрестности стар и млад старались обходить стороной. Это место в народе еще называли Романовской пустынью. Почему именно Романовской, никто толком сказать не мог.
Рассуждения и домыслы взрослых о подземном храме будоражили воображение Васи Дубовицкого. Однажды по весне ребята отправились в поля выливать сусликов. Занятие это настолько их увлекло, что не заметили, как оказались в Романовской пустыни. На склоне холма в неприметном месте охотники за грызунами увидели едва заметное углубление. Сначала ребята притихли, а потом, набравшись храбрости, решили раскопать это место. Сменяя друг друга, стали выгребать землю и через какое-то время обнаружили лаз. Расширив проход, подростки проникли под землю и замерли: впереди открывалась кромешная тьма, за которой чудились картины одна страшнее другой. Выбравшись наружу, опрометью бросились домой.
- Но я-то был упрямый малый, - продолжает Василий Алексеевич, - и уговорил ребят на еще одну попытку. На этот раз прихватили спички и свечу. Протиснулись в лаз и начали осторожно продвигаться. Проход постепенно расширялся, земляной свод становился выше.
Ребят поразило и другое обстоятельство - пол в подземелье был совершенно сухой и чистый, казалось, его только что аккуратно подмели. Потом в стене наткнулись на углубление, очень похожее на монашескую келью. В середине его можно было заметить тщательно вырубленное в песчанике возвышение. Скорее всего, оно служило для обитателей подземелья скамейкой, а может быть, здесь располагались иконы или хранилась немудреная утварь.
Через несколько шагов пареньки заметили в земле некое подобие щита из досок, который и преградил путь. Однако пещера имела продолжение с левой стороны, расширялась и уходила в кромешную тьму. Свечной огарок в руках Васи догорал, и ребята остановились в нерешительности, а потом повернули обратно.
Мой собеседник надолго замолчал, и я, выждав паузу, осторожно спросил, что же было дальше.
- А дальше была война, - вздохнул Василий Алексеевич. - Тут уж не до пещер...
- После войны вы, насколько знаю, учительствовали, преподавали историю, неужели не тянуло в Романовскую пустынь?
- Не до того было. Когда вспомнил о ней, то и места не нашел - все склоны в траве и кустарниках.
О таинственных пещерах и прежде приходилось слышать от старых людей. Но рассказы были настолько противоречивыми, что казались чистейшим вымыслом, и интерес к теме начал было угасать. И вот эта встреча с Дубовицким. Удалось, кстати, найти и еще одного очевидца. Евгений Пламеницкий, тоже бывший учитель истории, рассказал о том, что в детстве, бродя по окрестностям, случайно наткнулся на полуразрушенный вход в пещеру, скрытый кустом можжевельника. Рядом лежала плита песчаника. Видимо, она в свое время прикрывала этот вход
- Я прополз под землей несколько метров, - рассказывает Евгений Александрович, - но дальше проход был засыпан.
- Меня тоже привлекла эта тема, - говорит местный краевед, страстный собиратель старины Владимир Шестаков. -Я внимательно осмотрел ближайшие холмы и в одном месте обнаружил плиту. Вполне возможно, что она прикрывает вход в подземелье. Нынешним летом продолжу эти исследования. Не сомневаюсь, что рано или поздно пещеры все-таки обнаружим и раскроем их тайну.
И как бы между прочим добавил:
- В старину местные жители любили зарываться в землю. С этим связано столько любопытного! более десяти лет занимаясь историей этого края, сам не раз сталкивался с загадочными рассказами. К примеру, при строительстве храма Михаила Архангела в конце XIX - начале XX века, когда Сорочинск давно потерял свое значение как крепость и превратился в оживленный торговый центр, архитектор Хилинский по повелению епископа Самарского Гурия предусматривает в храмовом сооружении не только два мощных подземных зала, но и тайные подземные ходы. Один из них архитектор выводит на крутой берег реки Самары, другой - в сторону большого магазина Лаврентия и Антонины Сникиных. Здание это хорошо сохранилось, в нем сегодня находится ветеринарный техникум.
Кондитерская фабрика, хлебопекарня и магазин другого купца - Порфирия Варфоломеева - тоже соединялись между собой подземными ходами. Нет сомнения, что и другие купцы и промышленники не только в обязательном порядке возводили подземные этажи и подвалы, но и рыли тайные ходы для хранения ценностей.
Эта страсть объяснялась просто. Сорочинск часто горел. Огонь не щадил ни богатых, ни бедных. Выгорали целые кварталы с богатыми особняками и бедными хибарами, церквами и общественными зданиями. Поэтому наиболее состоятельный люд приноровился возводить расписные кирпичные дома с мощными подвалами и подземными коммуникациями.
- Но главное добро богатый народец, опасаясь все тех же пожаров, на летнюю пору стаскивал в храмовое подземелье и ставил там крепкую охрану, - поясняет Дубовицкий.
Прятали драгоценности и в подвалах. Во время революции многие в спешке покидали свои дома, оставляя в потайных местах зарытые клады, найти которые вполне реально в наши дни. Василий Алексеевич рассказал такой случай. Однажды в одну из городских школ, часть которой расположена в старинном особняке, приехала женщина, представившаяся близкой родственницей бывших хозяев этого дома. Попросилась переночевать в родных стенах. Ей разрешили. Наутро она уехала, увозя с собой спрятанные некогда в этом здании драгоценности и оставив школьной прислуге за доброту памятный браслет.
В другой раз один из предпринимателей, перестраивая под магазин бывший купеческий дом, нашел в подвале горшок с драгоценностями. Местные журналисты узнали про это, но дальше информации ничего наскрести с этой темы не сумели. Вышеупомянутый нами Владимир Шестаков настойчиво просил счастливого предпринимателя позволить хотя бы одним глазком взглянуть на эти сокровища, но получил вежливый отказ.
Надо ли говорить о том, что сегодня то здесь, то там объявляются наследники бывших купцов и заводчиков, а некоторые претендуют на наследство. Об одной из таких наследниц мы уже сообщали в материале «Скандал европейского масштаба». Впрочем, это уже другая тема, полная иных интриг и загадок.
Фото автора
Сорочинск