Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Другие способы

Оренбуржье на фото

  • Карагайский бор и ущелье на реке Губерле

Комментарии

Login Form

2 ноября 2005 года

Михаил Мстиславский

Есть на кладбище в селе Покровка могила монаха Игнатия. Приходят к ней люди, молят об исцелении от хворей и болезней душевных. И, говорят, исцеляются...

Камо грядеши...

В конце XIX века на горе, где поз­же появился монастырь, взвился к небесам огненный столб. Весть о чуде мигом разлетелась по Орен­бургской губернии, ушла далеко за ее пределы. Со всех концов импе­рии к святому месту потянулись па­ломники.

Это сейчас мы знаем, что Орен­буржье - нефтеносный регион, где возможны выходы из недр и возго­рания природного газа. Но оставим подобные рассуждения скептикам. А тогда...

По преданию, казаку Захарию Карцеву из станицы Верхнеозерной Орского уезда явилось видение Ни­колая Чудотворца. И велено ему было идти в Покровку, благоустраи­вать святое место. Случилось это в 1896 году.

Поселился казак на правом берегу Самары, выкопав пещеру в горе. Места были чудные - вокруг росли вековые деревья, в низине бил родник. Со временем стали приходить и селиться рядом люди, близкие по духу. Появились пещеры. Между ними прямо в горе продела­ли ходы. Трудами крестьян и братии был прокопан коридор длиной в 120 сажень (255,6 метра), шириной в один аршин (0,71 метра). Он вел в кельи и церковь, вырытые на глубине в две-три сажени (4,26 - 6,29 метра).

Желающих спастись от мирской суеты в лоне монастыря с каждым годом становилось все больше. За­харий обращается к обществу за по­мощью. Покровка в те времена - богатое купеческое село. Здесь по три раза в год проходили ярмарки. По историческим записям на одной из них даже побывал Лев Толстой и купил здесь отменных лошадей.

Захарий предполагал, что монастырю зажиточные покровчане не откажут в подмоге. И не ошибся. На пожертвования местных жителей была куплена одна десятина земли. Так, спустя десять лет после основа­ния монастырь стал землевладель­цем. В последующие годы ему так­же жертвовали земли наследники купца Шихобалова из Самары и ме­стного зажиточного крестьянина Степана Серяева.

Октябрьская революция разру­шила уклад монастырской жизни. К тому времени у монастыря было 60 десятин земли (около 70 гектаров), лошади, коровы. Имелись фрукто­вый сад, кожевенно-пимокатный и кирпичный цехи. Украшали гору ма­ковки церквей. Были открыты дома для странников и убогих, а в годы Первой мировой войны - приют для детей-сирот.

Тайна остается

В 1922 году в возрасте 61 года умер Захарий, в постриге игумен Зосима. Настоятелем стал Геронтий (в миру Георгий Губанов). Что повли­яло на раннюю смерть основателя монастыря? Скорее всего, гонения, которым подверглась церковь, особенно на заре советской власти. В 1925 году даже вышло постановление о закрытии церквей. Монахам было предложено публично от­казаться от православной веры и организовать ра­бочую артель. Все 27 че­ловек, остававшиеся к тому времени в монасты­ре, ответили отказом.

После закрытия Ни­колаевского монастыря отец Геронтий стал слу­жить в храме села Верх­няя Платовка, затем в Донском. В 1937 году он был обви­нен в участии в военно-казачьей по­встанческой организации и приговорен к расстрелу. По-видимому, прах его покоится в Зауральной роще Оренбурга. Не одному Геронтию довелось нести свой тяжкий крест на Голгофу. Многие из монашеской братии были отправлены в ссылку, посажены в тюрьмы и расстреляны.

Тополиную аллею, ведущую к мо­настырю, вырубили, порушили хра­мы и постройки. Из кирпича с мона­стырским вензелем «НМ» выстрои­ли здание для новой власти, клуб, магазин. Реквизировали сельхозинвентарь и живность. Но до сих пор остается загадкой, куда подевалась цер­ковная утварь? Ни власти, ни местные жители тогда ее так и не нашли. Монас­тырь сохранил эту тайну до нашего времени. Может быть, лежит богат­ство в тех самых ста метрах лабиринта монастыря, кото­рые еще не отрыты.

После того как монастырь закры­ли, некогда ухоженная территория пришла в запустение. Только вход в монастырские пещеры удивленным оком смотрел на проплывающие по небу облака, как бы вопрошая, за что все содеяно...

Видно, кому-то не давал покоя этот немой укор. Спустя десять лет после закрытия монастыря вход в пещеры был засыпан.

В поисках истины

Спустя 54 года после тех трагических событий отец Анатолий, настоятель Покровской церкви, предпри­нял первые попытки найти вход в монастырские пещеры. Они не увенчались успехом, хотя привлекались ученые, имелись соответствующие приборы. Пытались также при помо­щи лозы найти вход и местные жи­тели. Безуспешно! В 2002 году попы­тались вновь.

- Копали на горе в разных мес­тах, - рассказывает отец Анатолий. -  Думали, что опять останемся ни с чем. До деталей помню тот день 2 июня, хотя прошло уже три года. Вечерело. Мы уже хотели бросать поиски. Я сказал трактористу, чтобы еще копнул в одной из поросших травой ям. Ковш ушел в землю раз, другой и неожиданно наткнулся на каменную кладку. Позже был отрыт и вход.

Что это - удача или провиденье господне? Каждый волен думать по-своему. Факт тот, что сейчас на этом месте храм. Мне довелось спускаться по мраморным белым ступеням в пещерный монастырь, заходить в кельи старцев. Заметил, что, не­смотря на большую глубину, дышится здесь легко и свободно. А кро­мешная темнота, едва освещаемая свечами, после вспышки фотоаппарата каким-то чудом преобразовывалась в хорошие снимки. На них от­лично были видны иконы. Как это возможно при столь скудном осве­щении? Очередная загадка...

Дорога к храму

Строительство храма могло бы растянуться на годы, если бы не поддержка мирян. Нашлись состоятельные спонсоры. Деньги пришли даже из США. Их пожертвовала в память о погибшем сыне Татьяна Горлач, некогда проживавшая в Покровке. Белой свечой стоит на горе церковь. Высоко устремлены в небо ее купо­ла, и сама она как длань, протянутая к небесам.

У отца Анатолия новые задумки. Он намерен возродить монастырь с храмами и постройками. Уготовано место и для звонницы. Для нее от­литы уже восемь колоколов.

- Трудов предстоит немало, - де­лится отец Анатолий. - С божьей по­мощью справимся... Намерены воз­родить и монастырское подворье в Оренбурге. Оно находилось на ули­це Комсомольской. Сейчас это жи­лой дом, очень старый и ветхий.

И не только об этом заботы По­кровского священника. Уже второй год при приходе работает церков­но-приходская школа. Открыта здесь теннисная секция. С ребя­тишками занимаются воспитанни­ки Николаева, заслуженного тре­нера из Сорочинска. Сделаны пер­вые шаги в организации футболь­ной команды. Здесь заботятся не только о духовном здравии, но и телесном.

Фото автора

Новосергиевский район

Смотрите также

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter