Продолжение. Начало в № 98
Н. Савинков
Но в администрации дали селу другое название - Исаево, по фамилии другого ходока, поскольку село Дедово уже существовало - недалеко от наших мест, в соседней Башкирии.
В феврале 1844 года в наши края приезжал благочинный софийский священник Словохотов для крещения родившихся и венчания вступающих в брак или уже живших в нем.
В нашей деревне уже тогда имелось 112 дворов, 1279 человек населения. 28 февраля состоялось открытие прихода, то есть решение было принято на собрании, составили ведомость, на основе личного заявления, на сбор средств на строительство церкви.
Причем эта ведомость - не та, что привычна для нас. Тогда в нее вносились не только деньги, но и возможность оплачивать услуги и работы услугами.
В той же ведомости, к примеру, говорится о том, что глина для изготовления кирпича есть, а дров для обжига кирпича и извести нет.
Тем не менее, заявления на необходимость строительства церкви написали 86 хозяев дворов. среди них, как свидетельствуют документы - Борис Феофилактович Дедов - 67 лет, Климент Кириллович Исаев - 62 года. Возглавил приход 60-летний государственный крестьянин Иван Борисович Верещагин, имеющий собственный дом и жену, занимающийся хлебопашеством и скотоводством.
Факт открытия большой церкви говорит о том, что местные люди жили зажиточно и богато. И при этом работали дружно и слаженно, построив церковь за довольно непродолжительный отрезок времени - буквально за несколько месяцев. Нам, возможно, это трудно сегодня понять, ведь тогда не было хороших дорог и автомобилей, все приходилось возить на лошадях или быках с рек Белая и Сакмара, с расстояния 80 километров.
Большая и подробная статья про наше село, дошедшая до наших дней, появилась в 1873 году в журнале «Оренбургские епархиальные ведомости». В ней сказано: «По реке Юшатырь раскинуто большое и богатое село Исаево. Оно известно под именем Дедово, так что в уезде редко кто знает Исаево, а Дедово знают все. В селе проживает 1300 душ мужского и 1400 душ женского населения. Домов в селе 400, раскинутых на пространстве почти в три версты, и при том не в одну улицу или порядок, а в четыре, не считая так называемых задов, проулков и задворков».
Надо сказать, что планировка села мало с тех пор изменилась. Тогда на каждый двор давалось 10 саженей земли в ширину, что в переводе на современную систему равняется 21 метру. В селе проживает вот уже десятое поколение, а межи между домами остаются без изменений.
А теперь несколько слов о главных улицах села. Улица Дедовская ни разу не меняла своего названия. Прямая, широкая, построенная на дороге, по которой возили медную руду. Здесь жили государственные крестьяне - трудолюбивые, крепкие, хозяйственные мужики. И даже потом, будучи в составе колхозов, они трудились так же.
Другая улица называлась Утевкой. Конечно, связано это с такой домашней птицей, как утка. У уток (кроме белой пекинской) - всегда, если можно так выразиться, веселый и праздный образ жизни. И воды всегда найдет на воле, и еды. Вот это все и стало называться словом «утевать». В конце улицы, на берегу Юшатыря, по вечерам собиралась молодежь. Поляна большая, собирались большими группами. Рядом росли развесистые ивы и высокие осины. сейчас эта большая поляна застроена домами, а оставшаяся часть, судя по утоптанным тропинкам, еще используется молодежью. А ведь раньше, много лет назад, здесь было многолюдно - водили хороводы, жгли костры, играли в различные игры, например, в «третий лишний». А поздней ночью парни провожали девушек домой.