Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Другие способы

Оренбуржье на фото

  • Опытный карьер ЗАО «ВГРЭ» (пройден в 1985 г.) — южная часть Айдырлинского месторождения мрамора

Комментарии

Login Form

№ 1 (12206) 9 января 2017 г.

Продолжение. Начало в № 98

Н. Савинков

Но в администрации дали селу другое название - Исаево, по фамилии другого ходока, по­скольку село Дедово уже суще­ствовало - недалеко от наших мест, в соседней Башкирии.

В феврале 1844 года в наши края приезжал благочинный софийский священник Словохотов для крещения родивших­ся и венчания вступающих в брак или уже живших в нем.

В нашей деревне уже тогда имелось 112 дворов, 1279 че­ловек населения. 28 февраля состоялось открытие прихода, то есть решение было принято на собрании, составили ведо­мость, на основе личного заяв­ления, на сбор средств на стро­ительство церкви.

Причем эта ведомость - не та, что привычна для нас. Тогда в нее вносились не только день­ги, но и возможность оплачи­вать услуги и работы услугами.

В той же ведомости, к при­меру, говорится о том, что гли­на для изготовления кирпича есть, а дров для обжига кирпича и извести нет.

Тем не менее, заявления на необходимость строительст­ва церкви написали 86 хозяев дворов. среди них, как свиде­тельствуют документы - Бо­рис Феофилактович Дедов - 67 лет, Климент Кириллович Иса­ев - 62 года. Возглавил приход 60-летний государственный крестьянин Иван Борисович Верещагин, имеющий собст­венный дом и жену, занимаю­щийся хлебопашеством и ско­товодством.

Факт открытия большой церкви говорит о том, что мест­ные люди жили зажиточно и богато. И при этом работали дружно и слаженно, построив церковь за довольно непродол­жительный отрезок времени - буквально за несколько меся­цев. Нам, возможно, это трудно сегодня понять, ведь тогда не было хороших дорог и автомо­билей, все приходилось возить на лошадях или быках с рек Бе­лая и Сакмара, с расстояния 80 километров.

Большая и подробная ста­тья про наше село, дошедшая до наших дней, появилась в 1873 году в журнале «Оренбургские епархиальные ведомости». В ней сказано: «По реке Юшатырь раскинуто большое и богатое село Исаево. Оно известно под именем Дедово, так что в уезде редко кто знает Исаево, а Дедо­во знают все. В селе проживает 1300 душ мужского и 1400 душ женского населения. Домов в селе 400, раскинутых на про­странстве почти в три версты, и при том не в одну улицу или по­рядок, а в четыре, не считая так называемых задов, проулков и задворков».

Надо сказать, что плани­ровка села мало с тех пор изме­нилась. Тогда на каждый двор давалось 10 саженей земли в ширину, что в переводе на сов­ременную систему равняется 21 метру. В селе проживает вот уже десятое поколение, а межи между домами остаются без из­менений.

А теперь несколько слов о главных улицах села. Улица Де­довская ни разу не меняла сво­его названия. Прямая, широ­кая, построенная на дороге, по которой возили медную руду. Здесь жили государственные крестьяне - трудолюбивые, крепкие, хозяйственные мужи­ки. И даже потом, будучи в со­ставе колхозов, они трудились так же.

Другая улица называлась Утевкой. Конечно, связано это с такой домашней птицей, как утка. У уток (кроме белой пе­кинской) - всегда, если мож­но так выразиться, веселый и праздный образ жизни. И воды всегда найдет на воле, и еды. Вот это все и стало называть­ся словом «утевать». В конце улицы, на берегу Юшатыря, по вечерам собиралась молодежь. Поляна большая, собирались большими группами. Рядом росли развесистые ивы и высо­кие осины. сейчас эта большая поляна застроена домами, а оставшаяся часть, судя по утоп­танным тропинкам, еще ис­пользуется молодежью. А ведь раньше, много лет назад, здесь было многолюдно - водили хо­роводы, жгли костры, играли в различные игры, например, в «третий лишний». А поздней ночью парни провожали деву­шек домой.

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter