Мы в ВКонтакте  

   

Login Form  

   
Шаблоны для Joomla 3 здесь

В Оренбургской области выявлено свыше тысячи объектов археологического наследия: поселения, городища, грунтовые и курганные могильники и др. Более половины до сих пор не выведены из хозяйственного землепользования, подвергаются распашке, разрушению земляными работами промышленных предприятий, попадают в зоны застройки городов и сел. Наиболее ранние следы обитания древних людей на территории края относятся к эпохе верхнего палеолита (ранее IX тыс. до н.э.). Во многих районах области известны интересные находки предметов верхнепалеолитического времени. На Илекском плато, в верховьях Донгуза, был найден обломок крупного панно с изображениями животных и людей. Обломок известняковой плиты содержит рельефное изображение оленя или лани с повернутой назад головой. По стилистике олень на «Донгузской плите» близок барельефам из грота Рок-де-Сер пещеры Фурно-де-Дьябль и скального навеса Лоссель во Франции. Кремневые орудия этого времени обнаружены в Матвеевском районе, на окраине села Новоузели, и в овраге у поселка Интернациональный, где выявлена мастерская по обработке кремня, а также в районе Медногорска (Идельбаевская стоянка). К эпохе мезолита (VIII—VII тыс. до н.э.) относятся найденные стоянки древних охотников и рыболовов в окрестностях села Ивановки в левобережье реки Ток близ устья реки Турганик в Красногвардейском районе. В культурных слоях Староелшанской и Ивановской неолитических стоянок (эпоха неолита. VI-V тыс. до н.э.) обнаружены кости лося, медведя, лошади, осетровых, щуки, сома, карповых рыб, служивших объектами охоты и рыболовства, и, следовательно, основой хозяйства древних обитателей нашего края по-прежнему оставались охота и рыболовство. Значительной новацией неолита является испопьзование глиняных плоскодонных и округлодонных сосудов, орнаментированных оттисками зубчатых штампов из насеченных створок раковин. К этому времени относится захоронение с шаманским жезлом из лосиного рога, обнаруженное в обрыве реки Ток.

К позднему неолиту — раннему энеолиту (вторая половина V — начало IV тыс. до н.э.) относятся обнаруженные в степях Заволжья и Приуралья предметы материальной культуры хвалынско-бережновской группы, каменные булавы, топоры, кольца, браслеты, украшения из кости и раковин, микролитическая кремневая индустрия. Такие предметы впервые появляются еще в докерамическом неолите Северной Месопотамии в среде скотоводческо-земледельческих племен. С ними связано распространение в степях Евразии триады новаций: скотоводства, металлообработки меди и древневосточных элементов погребального обряда. В Красногвардейском районе в устье реки Турганик обнаружены культурные слои Турганикской и Ивановской стоянок, а также Ивановский дюнный могильник, составляющие единый комплекс раннего энеолита. В начале этой эпохи в Волго-Уральских степях формируются курганные погребальные обряды, и курганы на долгие тысячелетия становятся ведущим типом памятников археологии на территории Оренбургской области, вплоть до Нового времени. Курганы позднего энеолита выявлены в Восточном Оренбуржье возле села Ишкинино и у поселка Новоорск. В погребениях встречаются символы власти — навершия боевых молотов в виде лошадиных голов, каменные топоры, оружие и орудия.

В конце IV — первой половине III тыс. до н.э., с наступлением раннего бронзового века, носителями древнеямной археологической культуры Приуралья начинают разрабатываться Каргалинские медные рудники и менее крупные выходы медистых песчаников типа Сайгачьего рудника на реке Бердянке. Каргалинский древний горнометаллургический центр — крупнейший в Восточной Европе горнорудный и металлургический комплекс ландшафтных памятников природы, истории и археологии общей площадью около 500 кв.км. состоящий из одиннадцати участков, расположенных в верховьях рек Каргалок. впадающих в Сакмару севернее Оренбурга в пределах Октябрьского, Переволоцкого и Сакмарского районов. Из каргалинской меди в III-II тыс. до н.э. отливалось оружие — проушные топоры, клевцы, молоты, кинжалы; инструменты — долота, тесла, шилья; украшения. Монопольный доступ к меди Каргалинских рудников обусловил развитие социальной стратификации в среде кочевников, обитавших в середине III тыс. до н.э. в степях Приуралья. Огромные куполообразные курганные насыпи этого времени диаметром до 100 м и высотой до 9 м (Дедуровский, Барышниковский и другие курганы) перекрывают погребения знати, содержавшие металл из каргалинской меди, человеческие жертвоприношения. Значение металлургии меди для культур и народов бронзового века III-II тыс. до н.э. было несравненно большим, чем в последующие эпохи. Образно это время можно означить как «эпоху медного топора». Массовое производство медного, а затем и бронзового оружия, прежде всего топоров и копий, изменило социальную структуру общества. Формирование кланов профессиональных воинов, использовавших легкие боевые колесницы, привело к нескольким культурным «всплескам», массовым миграциям и дальним военным походам. Один из таких «всплесков» археологически прослеживается по городищам конца среднего — начала позднего бронзового века Восточного Оренбуржья и сопредельных территорий Челябинской и Кустанайской (Казахстан) областей: в XVII—XVI вв. до н.э. в Зауралье создается целая сеть укрепленных валами городищ типа Аркаима (Челябинская область) или Аландского в устье реки Солончанки в левобережье Суундука в Кваркенском районе. Соответствующие этим городищам курганные некрополи типа Синташтинских могильников не отличаются особенно крупными размерами насыпей, но содержат массу захоронений упряжных коней, боевые колесницы в могильных ямах. Останки воинов сопровождаются оружием.

В начале раннего железного века (I тыс. до н.э.) новый этап курганного строительства связан с ираноязычными кочевниками-сарматами и их предками.

Сарматский курган Высокая могила. Окрестности Оренбурга

Сарматский курган Высокая могила. Окрестности Оренбурга

Курганы сарматского времени (VI—V вв. до н.э.) в степях Южного Урала довольно многочисленны. Они содержат вытянутые на спине костяки с широтной ориентировкой, сопровожденные короткими железными мечами-акинаками скифского типа, железными копьями, бронзовыми наконечниками стрел, украшениями из бронзы, золота и серебра. В это время появляется особый тип памятников — курганы-жертвенники с кольцевой или подпрямоугольной насыпью, окружающей жертвенную площадку. Они считаются сарматскими святилищами огня. Один из самых больших курганов-жертвенников диаметром свыше 70 м. и с высотой вала до 2,5 м. располагается у села Шкуновка в Акбулакском районе. Своей формой святилища напоминают прямоугольные или округлые чаши каменных алтарей из погребений сарматских женщин-жриц V-III вв. до н.э. Культурный след ираноязычных кочевников представлен не только в виде памятников, но и в названиях, например, одна из вершин Илекского плато, где сосредоточены княжеские курганные некрополи сарматов, называется гора Папай, по имени главы скифо-сарматского пантеона богов. В V-IV вв. до н.э. на участках открытой плакорной степи на водоразделах Донгуза. Черной и Большой Песчанки возникают грандиозные некрополи сарматских князей, состоящие из многих десятков больших курганов, достигающих в диаметре 100-150 м. высотой 8-10 м. Их отличает очень сложный и пышный погребальный обряд: останки вождей помещались в обширные (до 20 м диаметром) камеры с наклонными проходами-коридорами, перекрытые шатрами из древесных стволов, сожженных в момент сооружения насыпи. В одном из таких курганов у села Филипповка в жертвенных ямах-бофрах в 1988 г. обнаружена масса золотых украшений, оружия, бытовой утвари, культовых предметов. Среди них — иранский ритон с протомами быка, золотые обкладки деревянных сосудов в виде оленей с волчьими головами, сотни пластин-накладок на деревянные сосуды.

На рубеже нашей эры курганное строительство переживало упадок, основная масса сарматов, очевидно, участвовала в завоевательных походах на запад, часть — на юго-восток в обход Каспия на север Ирана. Новых курганов сооружалось очень мало, в основном совершались подзахоронения в курганы V-II вв. до н.э. Среди них выделяется серия погребений с амулетами из кости и идолами из мела или штука, изображающими обнаженную богиню красоты и плодородия. В эпоху Средневековья наиболее значительный культурный след на территории Оренбуржья оставили тюркоязычные кочевники IX—XII вв., воздвигавшие возле своих святилищ и курганов антропоморфные изваяния — «каменные бабы».

Литература

  • «Путеводитель Оренбургская область. Издание первое» Отпечатано в ОАО ИПО «Лев Толстой», г. Тула. 2006 г.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   

Оренбуржье на фото  

  • Озеро Шалкар-Ега-Кара
   

Комментарии