Купить ведра в ассортименте на сайте https://www.techbuy.ru/catalog/vedra/.

Помочь проекту

Карточка Сбербанка
2202 2002 3251 0501

Другие способы

Оренбуржье на фото

  • Кумакское водохранилище

Комментарии

Login Form

Профессиональные медицинские услуги в Зеленограде доступны для вас.

Запечатлеть мгновение! Мгновение жизни, уходящее в прошлое, оживающее в будущем воспоминаниями… Всего лишь изображение, картинка с родными местами, лицами, бликом солнца в окне дома, улыбкой дорогого человека… Люди издавна пытались сохранить в виде изображений свои подвиги, важные события… Древние жители оставляли рисунки на камне, позже, научившись делать краски, создавали картины, привнося в живопись свое представление о красоте мира и человека.

В 15 веке Леонардо да Винчи впервые описал устройство камеры-обскуры. Через 100 лет этим устройством уже пользовались художники и рисовальщики, создавали пейзажи, портреты. С развитием науки, в первую очередь химии, появилась возможность сохранять изображение, созданное светом. Будущий канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, в 1725 году увлекаясь химией, заметил, что растворы солей железа под воздействием солнечного света изменяют цвет. Немецкий ученый Иоганн Шульце в 1727 году обнаружил свойство солей серебра непродолжительное время сохранять изображение, которое постепенно исчезало. В 1826 году француз Нисефор Ньепс смог получить первое изображение на металлической пластинке, покрытой лаком из асфальта и лавандового масла, однако технология была довольно сложна и распространения  не получила. Совместно с художником-декоратором Луи Дагером он продолжал опыты по усовершенствованию химического процесса получения изображения. Но в 1833 году Н. Ньепс умира, Луи Дагер продолжал исследования и в 1838 году изобрел процесс фиксирования, названный его именем - «дагеротип». Через год, 7 января 1839 года,  Парижская Академия Наук признала «дагеротип» изобретением. Так родилась фотография.

Король Франции Луи Филипп в 1839 году назначил Л. Дагеру за изобретение ежегодную и пожизненную пенсию в 6 000 франков.

Удобства дагеротипов с первых же дней стали очевидны. И если первоначально для получения изображения требовалось яркое солнечное освящение и длительное время обработки пластины с чувствительным слоем, то в последующие десятилетия это время уменьшалось и уменьшалось…

Нужно сказать, что в Англии в 1835 году Фоксом Тальботом так же проводились опыты по получению изображения в камере-обскуре. Но Н. Ньепс все же был первым.

В первые годы «дагеротипия», так назывался процесс получения изображения на металлической пластинке, был дорогим, занимал много времени, растворы были ядовитыми и содержали ртуть. Методика Ф. Тальбота было иной, несколько проще. Свой процесс Тальбот назвал «калотипия», от греческого «калос» - красота. Тальбот предложил пропитывать бумагу раствором чувствительным к свету. По сути, получался негатив. Затем с негатива получали обратное, «позитивное», изображение. Именно методика Тальбота на многие годы стала основой процесса фотографии. В России метод Тальбота стал известен 24 мая 1839 года после доклада Ю.Ф. Фрицше в Петербургской Академии Наук и предложил название «светопись». Время появления дагеротипии в Оренбургской губернии с точностью неизвестно. В те годы Оренбургский край был малолюден, продолжалось заселение земель крестьянами, случались набеги башкир и киргиз на русские селения. Если и происходили разговоры о новинке (дагеротипах), то в среде чиновников, бывавших в столице, последних же было немного. Есть сведения, что оренбургский губернатор граф В.А. Перовский, в бытность своего второго пребывания в 1851-57 г.г, пробовал делать дагерротипы, но подтвердить это документально не удалось.

Методики фотографирования быстро совершенствовались. Улучшались материалы, снижалась стоимость отпечатков. Само занятие дагеротипией подразумевало образованность «фотографа». Первоначально светописью занимались исключительно иностранцы. Но уже в 1840 году в Москве изобретатель А.Греков производит портретную съемку, а на следующий год в своей брошюре говорит о художественной стороне фотографии, применении растворов для придания оттенка изображению. Уместно напомнить, что единственное фотографическое изображение писателя Н.В. Гоголя сохранилось благодаря дагеротипному снимку, выполненному в 1845 г. С.Л. Левицким.

Работа светописца второй половины 19-го века, где бы он ни был, была кропотливой. Поскольку не было электрического освещения, павильон, в котором проводилась фотосъемка, имел стеклянную крышу и такую же боковую стену. Помещение не могло быть маленьким, много места занимали декорации, мебель, ширмы, декоративные колонны для создания колорита снимка. В некоторых фотоателье предлагали различную одежду для переодевания. Сейчас кажется удивительным, но для портретной съемки были особые приспособления – держатели головы. Чувствительность фотоматериалов к свету была низкой, время экспозиции велико, до нескольких секунд, чтобы избежать «смазывания» изображения, голову закрепляли сзади, после чего производили фотографирование.

В отдельных комнатах находились ретушёры, гравёры, лаборатории для проявления негативов и приготовления фотопластин, которые изготовлялись вручную. При ателье, со временем, накапливалось изрядное количество негативов, требующих хранения.

Так на паспарту появилась надпись «Негативы сохраняются».

Паспарту заслуживает особого внимания. Небольшой кусок картона, красиво украшенный виньетками с именем владельца, служил визитной карточкой фотоателье, гарантией качества. Поначалу паспарту изготовляли из бристольского картона, в 1860-х годах производство появилось в России. Красиво оформленное паспарту было не просто украшением. Фотография, наклеенная на плотный картон, дольше сохранялась, не мялась. От размера фотографии зависела стоимость отпечатка. Меньше всего стоил размер «миньон» (36 мм х 70 мм), подороже «визитный», средняя цена у размера «кабинетный» (100 мм х 137 мм), самый дорогой у размера  «панель» (160 мм х 300 мм).

На первых порах фотографии стоили довольно дорого, до 5-10 рублей и больше за один экземпляр.

Одним из первых профессиональных фотографов в Оренбурге был Карл Андреевич Фишер.

Карл Андреевич Фишер

Прусский подданный К. Фишер в 1878 году организовал собственное фотографическое ателье в далеком провинциальном Оренбурге, где был простор для деятельности и никакой конкуренции. Оборудование и все фотографические материалы, выписанные из-за границы, в основном из Германии, располагались в довольно просторном помещении павильона со стеклянной крышей на Николаевской улице. Лаборатория помещалась в задней, ближе ко двору, части здания, где-то между Эссенской и Гостинодворской, на правой стороне Николаевской, если идти от набережной Урала. Ателье К. Фишера не ограничивалось выполнением бытовой фотографии.

Карл Андреевич Фишер

Интересы молодого фотографа были более широкими. Фотограф производил видовую съемку Оренбурга, участвовал в раскопках курганов, собирал коллекцию «типов Оренбургского края», т.е. киргиз и башкир.

Известное фото оренбургского военного губернатора Н.А. Крыжановского (1864-1881 г.г.) выполнено, вероятнее всего, Карлом Фишером.

В 1882 году в Москве проводилась Всероссийская фотографическая выставка. К.А. Фишер представил более 1000 фототипий  инородцев, как тогда называли киргизов, населявщих Оренбургский край. Коллекция фоторабот К.А. Фишера получила золотую медаль выставки. Журнал «Вестник фотографии» в 1912 году, всвязи с юбилеем Фишера, напомнил читателям: «коллекция эта содержит около 1000 съемок башкир и киргизов от 5-летнего до старческого возраста и представляет большой этнографический и антропологический интерес. < > К.А. Фишер принес её в дар Московскому Политехническому музею, где она находится в распоряжении профессора Д.Н. Анучина». В те же годы К. Фишер принимал участие в раскопках курганов и за 5 лет собрал довольно много предметов археологического и антропологического характера. Археологическая коллекция К. Фишера находится в Московском Историческом музее.

Фотоателье К.А. Фишера в Оренбурге существовало вполне благополучно, что позволило в 1879-1880 годах открыть фотомастерскую в г. Самара.

С 1880 года Фишер, наряду с основной работой, занимается восстановлением дагеротипов, т.е. фотографий на пластинах. Было замечено, что со временем дагеротипы «выцветают», изображение становиться мутным, нерезким.

Фотографы России озаботились восстановлением старинных фотографий. Журнал «Фотограф» в № 9 за 1880 год с этой целью опубликовал рецепт восстановления дагеротипа: «Осторожно удалив бумаги с краев и с задней стороны серебряной пла­стины, [дагеротип] тщательно отмывают под краном, пока вода станет ровно стекать. Если этого не удастся достигнуть, то промывают смесью алкоголя с водой и потом снова под краном. Затем обсушивают и обрабатывают раствором синеродистого калия, которого крепость должна быть вдвое большая, чем необходимо для сфиксирования коллодированного негатива в две минуты. В несколько минут дагерротип восста­навливается. Тогда снова тщательно обмывают под краном, под конец дистиллированной водой; после короткого отекания высушивают над спиртовой лампой, держа под тем же уклоном и заботясь о равномер­ном высыхании, иначе образуются полосы. Дагерротип восстанавлива­ется в первоначальном виде и готов для снятия копий». Подобное занятие было кропотливым, требовало терпения и аккуратности, поскольку дагеротип был в единственном экземпляре. Копирование производилось на стеклянную фотопластинку соответствующего размера, после чего можно было делать копии «контактным», т.е. с пластинки на фотобумагу, способом. Восстановление дагеротипов увлекло К. Фишера, подсказало новые коммерческие предложения и потребности. Размеры маленького Оренбурга начали сковывать предприимчивого и талантливого фотографа.

После 1882 года К. Фишер организовывает в Москве совместно с Н.К. Клячко «Торговый дом» по продаже фотографических принадлежностей в доме Торлецкого на Рождественке.

В 1886 году К.А. Фишер переехал на жительство в Москву, где занимается делами «Торгового дома», заказывает фотохимикаты за границей, куда выезжает и для обучения новым методам фотографии. В Оренбурге фотоателье К. Фишера остается, обученные помощники и лаборанты продолжают работать.

В 1889 году К.А. Фишер приобрел у наследников известную в Москве фотографию И. Дьяговченко, на паспарту так и было написано «К.А. Фишер, бывшая Дьяговченко».

Позже, в 1890-х годах на паспарту, напечатанном в Варшаве, была надпись «Фотограф Императорских университета и театров К.А. Фишер, преемник Придворной фотографии И. Дьяговченко. Москва, Куз­нецкий мост, № 11. Лит. Г. Кон. Варшава».

К.Фишер регулярно участвует во многих фотовыставках, которые в то время были очень популярными, а само  занятие фотографией высоко ценилось.

В залах Исторического музея в  Москве 28 декабря 1888 году вновь проводилась фотовыставка, 4 января «Московский листок» поместил заметку на эту тему: «Г-н Фишер на вы­ставку прислал целый ряд систематических коллекций этюдов из окрестностей Оренбурга и типов местного населения. Выставка его имеет не только интерес художественный, но и этнографический». К. Фишер получил на этот раз бронзовую медаль и похвальный отзыв, поскольку часть фотографий ранее, т.е. в 1882 г., получила золотую медаль.

На Петербургской выставке в 1889 году К.А. Фишер удостоился похвалы, о чем поведал журнал «Фотографический вестник» №6: «Из московских профессиональных фотографов... портреты выставил только К. А. Фишер и выказал работы Москвы с лучшей стороны... Он дал нам случай видеть … произведения, которые в Петербурге были известны только понаслышке».

К.А. Фишер участвует во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где представляет свои фотографические работы.

К тому времени коммерческие дела К.Фишера идут совсем неплохо, есть несколько филиалов в Самаре и Оренбурге, магазин в Москве, годовой оборот достигает 30 тыс.рублей.

Карл Фишер продолжал работы по фотокопированию дагеротипов. К.Фишером был восстановлен дагеротип работы Карла Мазера с изображением молодого Л.Н. Толстого (1851 г.). На дагеротипном снимке  сфотографирован Л.Н. Толстой с братом Николаем перед отъездом на Кавказ. Фрагмент снимка, а именно портрет Л.Н. Толстого, пользовался успехом у публики. Известный московский коллекционер А.П. Бахрушин подарил копию этого портрета, выполненного К.А. Фишером, критику В.В. Стасову в 1892 г. В 1890-х годах московское фотоателье Фишера располагалось на Кузнецком мосту №11, в доме Тверского архиерейского подворья. Фотоателье пользовалось популярностью и выполняло много фотографических работ по фототипии, цинкографии, фотолитографии для различных печатных изданий. Именно К. Фишер стал издавать фототипные каталоги и альбомы различных художественных выставок, открытки с видами городов России. Для открыток К. Фишер использовал как собственные фотографии, так и копии  работ известных фотографов М.П. Дмитриева, А.О. Карелина. Фотограф посещает театры, делает снимки актеров, посещает выставки, знакомится с художниками.

Известны фотографии, выполненные К. Фишером, писателя А.П. Чехова (1893 г.), А.А. Лугового (1894 г.), И.А. Бунина, Вас.И. Немировича-Данченко, художника И.И. Левитана (1894-95 г.г.), К.Савицкого (1894 г.), В.Е. Маковского (1895 г.), М.В. Нестерова,  врача Рассолимо Г.И., актрисы Малого Театра Таировой Н.Р., М.Н. Ермоловой, И.М. Москвина, В.Э. Мейерхольда.

При Мариинском театре Петербурга К. Фишер открыл филиал фотографии и занимается театральной, хроникальной, архитектурной фотографией.

К. Фишер успешно фотографирует спектакли Большого и Малого театров, Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, Московского художественного театра и «Оперы С.И. Зимина».

В 1898-1913 К. Фишер, по контракту с Третьяковской галереей, пользуется правом на изготовление фотографий экспонатов. В здании галереи Фишер имел комнату-магазин для продажи открыток и фотографий. В 1900 году фотоателье  К.Фишера завершило съёмку экспозиции всех залов музея.

В 1899 году К. Фишер выпустил иллюстрированный альбом «Евгений Онегин» по поэме А.С. Пушкина. Альбом, с полным текстом поэмы, содержит иллюстрации-фотографии сцен оперы «Евгений Онегин» в постановке Императорского московского Большого Театра, а также портреты актеров главных ролей. 

Ателье Фишера в 1901 году подготовило к изданию «Иллюстрированный каталог картинной галереи Мос­ковского Публичного и Румянцевского музеев. Собрание К.Т. Солдатенкова». В 1902 был издан «Альбом выставки 1852-1902 г.г. памяти Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского».

После смерти Л.Н. Толстого К. Фишер подготовил, с помощью вдовы С.А. Толстой,  и издал альбом фотографий писателя, его знакомых и близких, куда вошли практически все прижизненные изображения.

К.А. Фишер активно занимался распространением фотографии в газетах, журналах, был одним из основателей, почетным членом и председателем Русского фотографического общества (РФО) с 1898 по 1907 г.г.

К 1908 году К.А. Фишер приобретает собственный дом, его имя входит в алфавитный список домовладельцев г.Москвы: «Фишер К. Андр., Лесная, д.№26, тел.84-69. Председатель Русского фотографического общества; Моск. Отд. Русского общества деятелей печатного дела; фотография; фототипия; Д-мвл. 309».

25-летие пребывания и деятельности в Москве К.А. Фишер отпраздновал торжественно.

1-го января 1912 года юбиляра поздравил московский губернатор В.Ф. Джунковский, градоначальник А.А. Андрианов, «депутация» от Большого и Малого театров, представитель Политехнического музея А.Х. Репман, городской голова Н.И. Гучков и другие. РФО наградило К.А. Фишера золотой медалью, высшей наградой общества.

В разное время помощниками в ателье Фишера на Кузнецком мосту работали и учились фотографии будущие московские мастера светописи: П.Д. Балашев, М.А, Барташевич, В.Р. Бауэр, К.Х. Заузе, М.П, Песков, М.А. Сахаров, А.Т. Трофимов, В.И. Иванов, Г.Э. Нетер, А.И. Шевелев. В 1915 году несколько сотрудников К.Фишера отделились и организовали «собственную фотографию под фирмою М. Сахаров и П. Орлов».

Революционные события 1917-18 г.г. Карл Фишер встретил в Москве. Он по-прежнему занимался фотографированием, издавал портреты писателей, художников, артистов.

В 1923 году скульптор А.С. Голубкина  при создании проекта памятника А.Н.  Островскому пользовалась фотографиями К.Фишера с изображениями писателя.

После 1924 года К.А. Фишер живет в Москве, но не работает.

К сожалению, дальнейшая судьба К.А. Фишера неизвестна, как неизвестно и то, сохранился или нет огромный архив (несколько тысяч!) негативов, фотопластин, пленок фотографа, начавшего свой фотографический путь в Оренбурге.

Для открытия «фотографического производства» требовалось получить разрешение у губернского начальства. Разрешение обходилось просителю от 20 рублей серебром, в зависимости от размеров помещения. В разное время в Оренбургской губернии работали приезжие фотографы, в основном, они занимались своей деятельностью продолжительное время.. Об одном из первых, К.А. Фишере, сказано выше.

В 1892 году в Оренбурге открылась фотоателье И.Р. Мехед в доме Назарова, на Эссенской улице.  

фотоателье И.Р. Мехед

В 1880-90-е годы на Николаевской улице Оренбурга появилось ателье Антона Александровича Норвилло, ателье Балашовой Анны Антоновны,  Бутаева Дениса Николаевича, Михаила Волкова, Михаила Яковлевича Герман, Кузнецова Константина, на Неплюевской улице - ателье Константина Даниловича Кузовкина,  на Эссенской улице,  на первом этаже дома Лактаева - ателье   Григория Оже, с 1894 года на Николаевской улице, ближе к собору, ателье Боруха Зелиновича Фишмана, в 1898 году это ателье помещалось в доме Ладыгиной.  Непродолжительное время работали фотоателье М. Хешелес и Шиманского.

Г.Н. Оже

Газета Оренбургский край

В Оренбурге находились, по сведениям на 1894 год, фотографические заведения оренбургского купца Михаила Волкова, коллежского советника Александра Мея, художника, дворянина Григория Оже, известного нам К.А. Фишера, крестьянина Константина,Кузнецова (на деньги купца Бусыгина)..

В  Орске находилось фотоателье Константина Алексеева, Василия Красникова, И.П. Завьялова, на Белорецком и Верхнеуральском заводах работал фотограф Кузьма Завьялов. В Троицком уезде (г.Троицк) действовало фотоателье Евгении Мамаевой, в Челябинске производили фотографические работы Катаев Ф.А., Огибенин Т.К., Половников В.Г., в Бузулуке - Петр Павлович Жилинский, в Бугуруслане - Иван Григорьевич Мишарин, Степан Демьянович Яковлев.

С увеличением числа фотографов в Оренбурге появились склады фотографического оборудования, реактивов, принадлежностей.

В 1893 году в собственном доме А.О. Ковальский организовал продажу фотографических объективов, давал уроки рисования. В магазинах А. Либиха, Шанина на Гостинодворской улице продавали фотокамеры и принадлежности привезенные, в основном, из Москвы, Петербурга.

Газета Оренбургский листок

В 1898 году «Оренбургская газета» в №432 в заметке «Фотографические работы» сообщила: «Губернским начальством дано разрешение крестьянину села Пичаева Моршанского уезда Тамбовской губернии Н.М. Гридину по производство фотографических работ в Оренбургской губернии».

К следующем выпуске газеты, в № 433, также  было помещено сообщение о разрешении «Ак-Тюбинскому 1-ой гильдии купцу П.П. Шибаеву на производство фотографических работ в Оренбургской губернии». В 1898 году разрешения получили еще двое: личный почетный гражданин Отто-Гуто-Густав Людвиг Адикс (выпуск №441)и дворянка М.А. Боретта (выпуск №448).

При всем внешнем сходстве деятельности фотоателье различались по широте предлагаемых услуг. Так, фотоателье Р.В. Васильева выполняло, в основном, «бытовую» съемку, портреты.

фотоателье Р.В. Васильева

Открывшаяся в Оренбурге в конце 1880-х годов фотография А.А. Норвилло успешно сотрудничала с местными газетами, предлагала выезд фотографа на дом, или на заказ, для съемок важных событий.

Успешные фотоателье расширялись, в них устанавливалось новое оборудование, работало больше сотрудников..

21 декабря  1913 года открылся первый в Оренбурге «Электрический павильон»  фотографа М.Б. Фишмана. Газета «Оренбургская Жизнь» на своих страницах поместила рекламу нового заведения: «Фотография М.Б. Фишман, фирма существует с 1894 г., извещаю уважаемую публику, что мною уже открыт с 21-го декабря с.г. (1913г.) Электрический павильон. Снимки в котором производятся всех размеров ежедневно с 9 часов утра до 6 часов вечера. К открытию электрического павильона были получены из заграницы новые фоны и аксессуары. С почтением фотограф  М.Б. Фишман.

фотограф М.Б. Фишман

P.S. прошу уважаемых заказчиков по исполнении мои работы не смешивать с фотографиями миниатюр и тому подобными, с которыми ничего общего не имею». Заметьте, как дорожит репутацией своего заведения владелец!

фотограф М.Б. Фишман

В 1915 году в Оренбурге было шесть больших, стабильно работающих фотоателье. Ателье фотографа А.А. Норвилло располагалось на  Петропавловской (ныне ул.Краснознаменная), фотография М.В.Фишман и Васильева была на Николаевской (ныне Советская ул.), ателье М.А. Лапина (1879-1965 г.?) на Неплюевской (ныне Ленинская ул.),  фотозаведение Насырова  на Преображенской (ныне начало ул.8-ое Марта), фотоателье А.А.Норвилло находилось на Николаевской, в доме Фокеродт, справа от булочной, напротив церкви Петра и Павла.

Оренбургская газета

Газета Оренбургский край

Магазин фотографических принадлежностей «А.С. и М.К. Артемьевы и К-о, приемники Шанина» располагался на центральной, Николаевской,  улице  города.

Фотоателье «Норвилло», как упоминалось, изготавливало снимки для газет, создавая хронологию истории Оренбурга «в лицах».

Фотография Лапина

Со временем имена фотографов Оренбурга стали частью истории города, а снимки приобрели значимость фотолетописи.

Фотографии, представленные ниже, ранее не публиковались.

Съезд учителей и учительниц

Приют для детей неимущих родителей

Н.М. Чернавский. фото 1906 г.

Н. М. Чернавский. фото 1906 г. Автор исследования «Оренбургская Епархия в прошлом ея и настоящем» (Оренбург, 1900 г.) в 2-х томах, единственного систематизированного издания о Церкви в Оренбургской губернии. (фото публикуется впервые). Фотоателье «Б. Фишман», Оренбург.

Фотография М.Л. Герман

Фотография Норвилло

Орские купцы братья Федор, Михаил, Илья Смирновы

Фотография Будыгина

Георгий Нидеккер. Фотоателье И.П. Завьялова, г. Орск.

Георгий Нидеккер. Фотоателье И.П. Завьялова, г. Орск.

Фотография К.Д. Кузовкина

Исковский А.Е.

Литература:

  • «Вестник фоторграфии» 1912 г.,  №1
  • «Вся Россия».1901 г. Издание Суворина А.С.1900 г.
  • «Личный состав Русского фотографического общества в Москве». Москва. 1909 г.
  • «Московский листок» 1889 г., №4, №66
  • «Оренбургкий край» 1898 г., 1906-07 г.г.
  • «Оренбургская жизнь»  1913, 1914 г.г.
  • «Русские ведомости» 1886 г., №147
  • «Русские ведомости» 1915 г., №195
  • «Сто лет фотографии. 1839-1939. Дагер.Ньепс.Тальбот.» Госкиноиздат. Москва.1938 г.
  • «Фотограф» 1880 г., №9
  • «Фотографический вестник» 1889 г., №6
  • Галактионов Г.А. «Справочник по Оренбургу» Оренбург, 1915 г.
  • Шипова Т.Н.. «Фотографы Москвы. (1839-1930)» 2005 г.
  • Фотография «Н.М. Чернавский» - ГУ ГАОО
  • Паспарту и фотографии предоставлены частными лицами.

Источники

  1. Материал предоставлен автором

You have no rights to post comments

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter